Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле «рококо» в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

11

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

10

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

3

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

5

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

9

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

7

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

11

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей  уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

2

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

4

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

6

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

8

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

11

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Андрей Сегеда