Николай Александрович Голубцов был рукоположен во священники в 1949 г. и первые службы провел с отцом Иоанном Крестьянкиным, вскоре осужденным на 7 лет ссылки.

Став священником, отец Николай служил в храме Ризоположения на Донской улице и в малом соборе Донского монастыря, имевших общий штат духовенства, и с этих дней перед ним открылось море людских страданий, немощей и греха.

Мы вспоминаем об отце Николае потому, что это был пастырь добрый, отдавший себя заботе о своих церковных детях. Вспоминают, что он был со всеми тих и ровен, каждого принимал так, будто только и ждал его прихода. Он принимал людей в храме и всюду — во дворе, в транспорте, на улице, а затем начинал «хождение по требам», как он говорил. Если нужно, он ездил в общественном транспорте на край Москвы, чтобы причастить больного. Были случаи, когда родственники больного не впускали три раза и только на четвертый настойчивость о. Николая побеждала. Он ходил в больницы, несмотря на запрет властей, опекал и утешал убогих из сиротского дома около Донского монастыря.

О. Николай всегда материально помогал нуждающимся прихожанам. Он делал это часто незаметно, чтобы не смущать человека. Например, он дал старушке мешочек сахара, а когда она стала дома пересыпать, то нашла там деньги. Постоянная забота о. Николая — организация посылок заключенным. Все до копейки у него уходило на помощь.

Тогда не разрешали произносить проповеди, но можно было говорить несколько слов перед исповедью, и это становилось малой проповедью на тему евангельского чтения и памяти святого. Он говорил с горячим убеждением, мольбой, просьбой к прихожанам.

Его стали считать старцем потому, что прихожане убеждались в его даре предвидения. Так, он советовал одной духовной дочери осторожно подойти к выбору мужа, сказав, что это труднее, чем найти белый гриб. «Мухоморов много, но их  никто не берет. Надо потратить год, испытать друг друга. Детей вы ведь любите и будете им рады. Нужно, чтобы и муж тоже радовался их появлению»

Духовные чада о. Николая вспоминали случай прозорливости. В те времена насильственно закрывались храмы, а на одной исповеди в 1961г. батюшка сказал: «Ближайшие 2-3 года будут для Церкви очень тяжелыми, но в одну ночь все изменится». Так и случилось — в ночь на 14 октября 1964 г. был низложен Н.С.Хрущев.

Часто по молитвам о.Николая совершались чудесные события в жизни прихожан. Так, у духовного чада Нины была гипертония и врачи запрещали иметь детей, но по благословению батюшки она родила дочерей Олю и Таню. 

Одна прихожанка осенью не сумела закупить дрова и в отчаянии пожаловалась о.Николаю. Тот встал с ней на молитву перед образом святителя Николая и, когда она вернулась домой, вечером к ее дому подвезли дрова именно за те деньги, которые она приготовила. 

Все браки, которые он благословлял, были счастливые. Но уж если отец Николай не благословлял, непослушание оканчивалось катастрофой. Катастрофой, но не трагедией, потому что батюшка все-таки вытаскивал из беды своей всесильной молитвой. Одна девушка решила выйти замуж. Отец Николай не знал жениха, никогда не видел его, но сразу сказал, что это не тот человек, который ей нужен, девушка стояла на своём, горевала, даже плакала. Отец Николай не благословлял. Когда мы стали спрашивать батюшку, почему он так против, ну, может, все-таки надо благословить, он вздохнул и, так горько, как самый любящий отец, сказал: «Уж очень мне её жалко — он её бить будет». Девушка всё же сделала по-своему. И этот человек, ставший её мужем, действительно избивал её.

Он умел утешать в минуты скорби и находил верные слова. Так, на похоронах прихожанки он говорил ее детям: «Мама ваша выполнила свой долг относительно вас, была примером веры, твердости духа и мужества. Молитесь за нее, вспоминайте всю жизнь ее. Она своей материнской  любовью не оставит вас и за гробом, ее молитвы будут оберегать вас на путях вашей жизни. Ведь связь жизни не прекращается со смертью. Молитесь крепче, и Господь не оставит вас».

Прихожанка Наталия вспоминает, что о. Николай говорил: «Никогда не берите чужого, ни съестного, ничего не покупайте краденого — не будет пользы от этого».

«Нам посылают искушения для нашего спасения, а мы не хотим потерпеть, мы не понимаем, что эти искушения нам необходимы. Мы должны терпеть все испытания, которые Господь нам посылает, так как «претерпевший до конца спасется» и уподобится мученикам»

Его проповеди и советы наполнены добротой и мудростью. Несмотря на крайнюю занятость, о. Николай находил время и для занятий богословием и  духовной литературой.

Им написаны две службы с акафистами в честь богородичных икон – в честь Донской иконы и «Взыскание погибших», и работа по истолкованию иконы Андрея Рублева «Святая Троица» под названием «Троица и домостроительство (размышления зрителя…)»

Отец Николай крестил в 1962 г. Светлану Аллилуеву — дочь Сталина. «Я никогда не забуду наш первый разговор в пустой церкви после службы» — вспоминала Светлана. «Подошел быстрой походкой пожилой человек с таким лицом, как у Павлова, Сеченова, Пирогова — больших русских ученых. Лицо одновременно простое и интеллигентное, полное внутренней силы. Он быстро пожал мне руку, как будто мы старые знакомые, сел на скамью у стены, положил ногу на ногу и пригласил меня сесть рядом. Я растерялась, потому что его поведение было обыкновенным. Он расспрашивал меня о детях, о работе, и я вдруг начала говорить ему все, еще не понимая, что это — исповедь. Наконец я призналась ему, что не знаю, как нужно разговаривать со священником, и прошу меня простить за это. Он улыбнулся и сказал: «Как с обыкновенным человеком». Это было сказано серьёзно и проникновенно. И все-таки перед тем как уйти, когда он протянул мне для обычного рукопожатия руку, я поцеловала ее, повинуясь какому-то порыву. Он опять улыбнулся. Его лицо было сдержанным и строгим, улыбка этого лица стоила многого…»

Этот поступок тяжело отразился на жизни и здоровье о. Николая: вскоре он получил инфаркт, а после второго он уже не оправился. Скончался Николай Александрович Голубцов 20 сентября 1963 г.

По воспоминаниям прихожан, на погребение пришли тысячи его духовных чад. В отпевании участвовало 3 епископа и более 20 священников. «Было торжественно, и чувствовалась общая любовь и благодарность почившему, и надежда на его предстательство». На нем сбывалось слово преподобного Серафима Саровского — «Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся около тебя». Похоронен о.Николай на Введенском кладбище.

Семена благочестия были заложены в душе Николая Александровича Голубцова родителями. Он родился в 1900 г. седьмым ребенком, а в семье было 10 детей. Его отец Александр Петрович — сын сельского священника Костромской губернии — стал профессором и заведующим кафедрой церковной археологии и литургики Московской духовной академии.

Его мама — Ольга Сергеевна — младшая дочь ректора академии С.К. Смирнова, получила хорошее воспитание, рисовала и играла на фортепиано.

Кроме своих детей родители 13 лет опекали 12 осиротевших племянников. Отец много работал, преподавал еще в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жили они в Сергиевом Посаде. Юный Николай был подвижным, шаловливым и большим забиякой.

О. Николай вспоминал: «В детстве от папы часто доставалось. Особенно не выносил он, когда я грубил маме. Он всегда следил за нашими успехами, здоровьем,  поведением. Только потом я мог  оценить эти заботы. Привычка к чистоплотности, опрятности, к труду  — все это следствие папиных и маминых забот.

Но главное, что заложил папа, — любовь к справедливости, к труду, сострадательность к убогим, нуждающимся»

В 1911 г. от сердечного приступа скончался Александр Петрович.

А с 1917 г. семья была ввергнута в ужас разрухи и несчастий страны.

В 1918 г. в село Чашниково Тамбовской губернии уехала Ольга Сергеевна с младшими детьми, спасаясь от голода и тифа, и Николай совершает рискованные хозяйственные поездки туда.

Кроме борьбы за выживание пришлось помогать сестре Наташе, арестованной за религиозные убеждения.

В 1919-м Николай был мобилизован в Красную армию, а после перенесенной операции его  уволили.

В мае 1920 г. обрушилось очередное горе — скончалась Ольга Сергеевна от черной оспы и детей срочно перевезли в Сергиев Посад.

В 1920 г. Николай поступил в сельскохозяйственную академию, окончил в 1924 г. со званием агронома-полевода и стал работать уездным агрономом в Загорском районе. После «идеологической проверки кадров» его за религиозные убеждения уволили, разрешив работать «вне контакта с населением»

В 1929-м он работал на Московской семенной контрольной станции, а с 1937 г. перешел в научную библиотеку Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук на должность библиографа.

В 1930 г. были арестованы за религиозные убеждения братья Павел и Иван, сосланные на 3 года. О. Николай вспоминал: «Сбор вещей, а главное, стояние в очередях на свидание в Бутырке особенно мучительны. 1929-1932 гг. взяли у меня максимум энергии, истощили физически, подорвали нервы»

В 1932 г. Николай  вступил в брак с дочерью агронома Марией Францевной Гринкевич, которая перешла в православие из лютеранства и поддержала его намерение стать священником.

Они поселились в 17- метровой комнатке на Остоженке, где за занавеской проживала еще одна семья с четырьмя детьми, а через 10 лет переехали в деревянный домик в Измайлово после смерти матери Марии Францевны. Ее отец был в ссылке.

В 1942 г. они усыновили трехлетнего сироту Володю и удочерили годовалую Валентину.

Валя и Володя (приемные дети), Мария Францевна и о. Николай

С ними стали проживать и две племянницы – дети умершей сестры Нюры, отец которых — священник — был в ссылке.

Постоянно они оказывали приют гонимым священникам, родственникам и просто знакомым людям, нуждающимся в крове.

Работая в библиотеке, Николай Александрович проявлял душевную щедрость, готовность помочь каждому. Так, в годы войны он до работы утром привозил на санках дрова тем, кто болен.

В 1949 г. после серьезной самостоятельной подготовки он успешно сдал экстерном экзамены по программе Московской духовной семинарии и 1 сентября был рукоположен в диаконы, а через 3 дня в священники.

Находясь во священничестве и до этого он встречался со многими замечательными людьми, которые были ему духовно близки.

О. Николай знал и почитал праведную Матрону Московскую. Когда ей открылось время кончины, она попросила отпеть ее в церкви Ризоположения на Донской улице, и о. Николай совершил отпевание.

Ее наставления были созвучны проповедям о. Николая. Она говорила: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу» А о. Николай говорил: «Большого терпения требует от нас то окружающее неверие, в котором мы живем. Мы должны верить, что эта эпоха пройдет, что наше отечество вновь вернется к вере».

Есть свидетельство, что отцу Николаю прислал через доверенную прихожанку свою предсмертную исповедь писатель Борис Пастернак. 

О. Николай очень почитал преподобного Макария Оптинского, и скончался он в день памяти святого. Примечательно, что в этот день, 20 сентября, почитаются герои Куликовской битвы 1380 г. преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. 

Из бесед и проповедей отца Николая (Голубцова)

Господь сказал Своим ученикам: «Вы есть соль земли». Но если соль утратит свою силу, она теряет всякую цену и становится никуда не годной. Бойтесь, как бы на Божьем суде вам не оказаться несолеными христианами.

***

Не думайте, что если вы будете отрекаться от Христа перед людьми, они будут к вам хорошо относиться. Нет, они будут относиться к вам с еще большем  недоверием. И наоборот, если человек твердо исповедует христианскую веру, его уважают и ему верят.

***

Истинная вера всегда проявляется в исполнении воли Божественной, Его заповедей.

***

Благодать в том и состоит, что Бог как бы посылает светлый луч в душу человека, и этот человек начинает видеть свои грехи, которых он раньше не видел и считал, что живет правильно.

***

Прежде чем решаться на какое-то дурное дело, осени себя крестным знамением и помолись Господу, и у тебя пропадет всякая охота совершать этот грех.

***

Бывает, человека кто-то обидит, и он не может никак простить этой обиды, ему кажется, его все обижают. Его душа, как радиоприемник, настроена на эту волну и волну обиды, и не может воспринять других волн. У другого она настроена на волну зависти — ему кажется, что все люди живут лучше, чем он. Прислушайтесь, на какую волну настроена ваша душа. Она должна быть настроена на волну любви и прощения.

***

Мы должны прощать тем, кто нас ненавидит. Диавол часто сеет ненависть между близкими людьми, между мужем и женой, между родителями и детьми. Человек, который нас ненавидит, всегда стоит перед нашим мысленным взором. Если человек тебя ненавидит, сделай ему добро, постарайся смягчить его сердце.

***

Чаще вспоминай Господа и сравнивай себя с Ним. Вот тебе идеал твой — совершеннейший человек на все времена!

***

Лень — величайший грех. Это состояние, в котором человек решает, что ему больше не надо совершенствоваться, что он и так всего достиг.

***

Это земное тело мы должны в течение жизни сделать ангельским.

***

Покаяние начинается в глубине души человека, внутри его совести. Наедине с самим собой обрати внимание на то, что угнетает твою душу. Это первая, необходимая ступень твоего покаяния.

***

Когда мы молимся с теплой верой, Господь всегда исполняет наши просьбы. Человек только успевает сказать свою просьбу, а она уже чудесным образом исполняется.

***

Мы всегда должны помнить, что за этим крестом, за этими скорбями последует радость воскресения.

***

Внутри каждого из нас есть свой пророк — совесть. Но когда нам очень хочется поступать по своей воле, мы отодвигаем совесть в сторонку и делаем по-своему.

***

Необходимо  оказать милосердие человеку, когда бы он ни пришел, хотя бы не вовремя, хотя бы ты был совсем не расположен  в этот момент уделить ему внимание. Нет, ты отложи все свои дела и прояви милосердие к этому человеку — и это будет истинное Божественное милосердие.

***

Мы часто принимаем добрые решения, даем благие обещания и забываем их, у нас короткая память на добро.

Не делайте зла — его и так в мире много, не умножайте его!

***

Мы должны раздавать милостыню. Оттого, что ты будешь раздавать, ты не станешь беднее. Господь возместит тебе все, что ты отдаешь. Это знают все, кто так поступает.

***

Если у тебя нет материальной возможности, окажи милостыню духовную, помоги человеку советом, утешь в трудную минуту. Мы все просим у Бога милостей для себя и часто не получаем — оттого, что сами не милостивы к другим людям.

***

Если ты будешь терпеть с кротостью и надеждой на Бога, то он будет посылать тебе благодатное утешение. Без этого жизнь была бы невыносима: все время терпеть и терпеть — это какой-то каторжный труд!

***

Когда ты умрешь, тебя очень быстро забудут, а если не забудут, то ничем не смогут помочь в твоем ответе перед Господом. Готовься к этому изначала.

***

Если ты сам защищаешь себя, то Господь как бы отходит в сторонку, а если ты всецело доверяешь Ему, то он Сам производит Свой суд, и Его суд праведный.

***

Человека с чистым сердцем люди всегда заметят,  даже если он ведет себя очень скромно, и никто не пройдет мимо него, не почувствовав, что это действительно человек особенный. Им довольны люди, им доволен Господь.

***

Большого терпения  требует от нас то окружающее неверие, в котором мы живем. Мы должны верить, что эта эпоха пройдет, что наше отечество вновь вернется к вере. Большое терпение требуется от нас и по отношению к нашим близким неверующим. Неверие — сложная длительная болезнь, долгий и трудный процесс ее преодоления.

***

Мы не должны бежать от чуждых нам по духу родственников, а оставаться с ними и стараться привести их к Господу. Но, живя среди своих близких, мы не должны приобщаться к их жизни по законам плоти.

***

Пришествие в душу человеческую Царствия Божия — благодати Святого Духа, появляется во всех поступках – и в молитве, и в готовности на добрые дела, и в отношении к другим людям. Благодать изменяет, перерождает всего человека. Царствие Божие приходит не сразу. Человек постепенно начинает изменяться, постепенно смотреть на жизнь и на все по-новому.

***

Мы хотим сами, по-своему, строить свою жизнь и ропщем, когда Господь разрушает наши планы. Мы воображаем, что мы — хозяева своей жизни. Господь как бы говорит: «Ты жалуешься на разбитые мечты, но то, о чем ты мечтаешь, — все пустое, тебе не нужное. Я отсекаю твои страсти, а ты, по своему ослеплению, этого не понимаешь».

***

Человек, который сознательно упорно противится воли Божьей, в конце концов погибает.

***

Когда нас будут обижать, свяжем себя решением спасти душу обидчика.

Не пытайтесь узнать будущее. Господь открывает нам волю на сегодня, на завтра, иногда на чуть больший срок. Исполняй ее и не пытайся знать, что будет через десять- пятнадцать лет, — этого нам знать не дано.

***

Помощь Божия всегда приходит неожиданно, когда человек потеряет всякую веру в себя и всю надежду возложит на Господа. Эти случаи помощи Божией являются вехами на нашем жизненном пути. Когда к тебе подступит отчаяние, вспомни, что Господь помог тебе тогда-то и тогда-то, значит, Он и теперь тебя не оставит.

***

Храм не только место освящения, но и место воспитания. Придя в храм, дитя сразу получает много новых впечатлений, сведений. Оно узнает, что, кроме этой жизни, есть другая, вечная жизнь, что святые, изображенные на иконах, не умерли, но живы и всегда готовы помочь ему. Благочестивая мать объяснит все иконы в храме, и ребенок получит необходимые познания о Господе.

Источники: Википедия и tayninskoye.ru