На конец июля и начало августа в 2016 году приходятся дни памяти двух наиболее славных своими подвигами объединений российских Вооружённых сил — Военно-морского флота и воздушно-десантных войск. Почему мы с такой любовью относимся к защитникам Отечества? Что об их служении думали православные святые и великие люди прошлого? Сегодня самое время поговорить о этом.

Уважаемые читатели, позвольте предложить вашему вниманию небольшое собрание мудрых высказываний, сделанных Святыми Отцами, деятелями Церкви, учёными, полководцами, главами государств и писателями и посвящённых воинскому служению, патриотизму и защите Родины:

2

1. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Пророк Иоанн Креститель (Лк. 3:14)

2. «Генералы Римские разгорячили многократно мужество воинов, смешивая с именем Отечества воспоминания о супругах и детях. Сии нежные обязательства действительно суть училище человечества». Гавриил Романович Державин

3. «Жестокая правда войны не в слове «умри», а в слове «убей». Я не употреблял термина «инстинкт», но взывал к нему, к могучему инстинкту сохранения жизни. Я стремился возбудить и напрячь его для победы в бою.

Враг идет убить и тебя и меня. Я учу тебя, я требую: убей его, сумей убить, потому что и я хочу жить. И каждый из нас велит тебе, каждый приказывает: убей — мы хотим жить! И ты требуешь от товарища — обязан требовать, если действительно хочешь жить, — убей! Родина — это ты. Родина — это мы, наши семьи, наши матери, наши жены и дети. Родина — это наш народ.

Может быть, тебя все-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его — товарищей по окопу и винтовке! Я, ваш командир, хочу исполнить веление наших жен и матерей, веление нашего народа. Хочу вести в бой не умирать, а жить!». Александр Бек, «Волоколамское шоссе».

3

4. «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Святитель Филарет Московский

5. «Ради отечества следует жертвовать даже славой». Фабий Максим

6. «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах». Святитель Афанасий Великий

4

7. «Неужели воинский чин лишен надежды на спасение? Неужели нет ни одного благочестивого сотника? Припоминаю первого сотника, который, стоя при кресте Христовом и по чудесам сознав силу, когда еще не остыла дерзость иудеев, не убоялся их ярости и не отказался возвестить истину, но исповедал и не отрекся, что воистину был Божий Сын. Знаю и другого сотника, который о Господе, когда был еще во плоти, познал, что Он Бог и Царь сил и что Ему достаточно одного повеления, чтобы чрез служебных духов посылать пособия нуждающимся. О вере его и Господь подтвердил, что она больше веры всего Израиля. А Корнилий, будучи сотником, не удостоился ли видеть ангела и напоследок через Петра не получил ли спасение?». Святитель Василий Великий

8. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Император Наполеон I Бонапарт

9. «Не воином быть грех, но воинствовать для хищения — беззаконие». Святитель Амвросий Медиоланский

10. «Войны воспламеняются больше всего ради приобрете- ния чужой собственности. Но не должно обвинять всех веду- щих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как нес- праведливо поступающих, потому что делают дело законное». Преподобный Исидор Пелусиот

5

11. «Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость Отечеству». Император Пётр I Великий

12. «Бог любит добродушный мир, и Бог же благослов- ляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле неми- рные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам по- бедитель не позволял заржаветь своему оружию». Святитель Филарет Московский

13. «Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?». Святитель Феофан Затворник

14. «Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя, что Бог — судья над сердцами людей.

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство». Джордж Вашингтон

15. «Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин». Святитель Филарет Московский

6

16. «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Шарль Луи де Монтескьё

17. «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Праведный Иоанн Кронштадтский

18. «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское». Святитель Иннокентий Херсонский

19. «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

7

20. «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость». Равноапостольный Мефодий, учитель словенский.

21. «Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем». Марк Туллий Цицерон

22. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое Отечество». Фёдор Михайлович Достоевский, перифраз Священного Писания

23.  «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам. Так поступали мученики святые… если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее – не слушайся. Если грозит за это наказанием – не бойся». Святитель Тихон Задонский

8

24. «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд». Александр Васильевич Суворов

25. «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

26. «Вы – будущий воин! Воина дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая». Святитель Феофан Затворник

9

27. «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» . Александр Сергеевич Пушкин

28. «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности». Патриарх Алексий II

29. «Не думай о себе, думай о товарищах; товарищи о тебе подумают.
Вот первая воинская заповедь». Генерал Михаил Драгомиров

30. «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». Равноапостольный Кирилл, учитель словенский

10

31. «Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере». Преподобный Макарий Оптинский

32. «Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани». Преподобный Серафим Саровский

Андрей Сегеда