Представляем вниманию наших читателей рассказ о миссионерах Салехардской епархии, которые проповедуют Евангелие среди ненцев и других народов крайнего севера.

Местные священники не только посещают свою паству в довольно отдалённых районах, но и устраивают храмы прямо в стойбищах — превращая в молитвенные дома отведённые им чумы. Именно так произошло на фактории Кар-Нат, о чём рассказал портал Приходы.ру:

«Общеизвестно, что у лесных ненцев, как и у других северных народов, нет такого понятия, как «праздник». Про все значимые события, происходящие в их жизни, они говорят «хороший день» или «день большой радости». Суровые условия жизни не располагают к праздности, и календарь «дней большой радости» у жителей тайги и тундры более чем скромный. Осенью, после того как снег основательно ляжет на землю, лесные ненцы отмечают Новый год. По многовековой традиции в начале апреля, в дни прилета первых ворон на берега северных рек лесные ненцы и ханты празднуют День ворона, из новых праздников лесные ненцы отмечают летом День рыбака, а в конце февраля – День оленевода. Эти два праздника появились в жизни северных народов в советское время, но стали популярными, так как это хорошая возможность встретиться с родственниками из самых отдаленных стойбищ.

Вот уже несколько лет весенний марафон спортивных и праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода в Пуровском районе на Ямале, открывают общерайонные соревнования по национальным видам спорта на кубок главы района, проходящие в фактории Кар-Нат. В это день на берег Айваседо-Пура приезжают лесные и тундровые ненцы, коми-зыряне, южные ханты и северные селькупы. Праздник проходит два дня, и если посчитать количество чумов, то можно с уверенностью сказать, что в этот день в нем принимает участие вся пуровская тайга и тундра.

В 2016 году соревнования по национальным видам спорта в Кар-Нате проходили 21 и 22 февраля, и среди улицы чумов, стоящих среди вековых кедров и лиственниц, особо выделялся чум с установленной над входом иконой святителя Николая Чудотворца. Этот православный святой хорошо знаком коренным жителям Севера, они считают, что Старик-Миколай (так они называю святого) всегда приходит на помощь всем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям, содействует  тем, кто трудится.

IMG_3412-800x554.JPG

По информации сайта Салехардской епархии, создание православного чума на центральной площади импровизированного стойбища стало общим проектом комитета культуры районной администрации, миссионерского отдела Никольского храма города Тарко-Сале и казаков Пуровского станичного казачьего общества. Непосредственно этой работой занимались специалисты парка культуры и отдыха «Северный очаг» из Тарко-Сале, имеющие специальные навыки в установке переносного северного жилища.

Чум – это древнейшее жилище ненцев, оно по всем параметрам отвечает кочевому образу жизни тундровиков и суровым условиям Севера. Железная печка посреди чума – практически единственное отличие, которое претерпело традиционное жилье коренных северян за последние триста лет; во всем остальном чум остался без изменений.

IMG_3377-800x533.JPG

Чум для ненца – это не только жилье, но и культовое сооружение, определяющее и несущее в себе массу обрядов и запретов, регулирующих кочевую жизнь. К примеру, в чуме есть женская и мужская половины, есть место для хранения только мужских или только женских вещей. И при установке икон, подсвечников, столика для свечей и религиозной литературы казаки и настоятель Никольского храма города Тарко-Сале протоиерей Алексей Падылин постарались, при обязательном соблюдении всех православных канонов, максимально учесть обычаи и правила коренных жителей в размещении вещей и походной мебели внутри чума. Например, походный иконостас был размещен на противоположной от входа стороне чума – у ненцев эта часть их традиционного жилища считается священной. Для этого и сам чум был установлен так, чтобы его выход был ориентирован на западную сторону, тогда подставки для икон заняли восточную сторону чума.

Богослужение в православном чуме началось с водосвятного молебна, и к его окончанию в чум зашли первые посетители из числа коренных жителей. Это были две семьи лесных ненцев из стойбища Медвежья гора. Отец Алексий не раз бывал у них на стойбище, и увидев его в церковном облачении, ненцы поспешили к батюшке на встречу.

IMG_3431-800x533.JPG

Общение с коренными жителями в православном чуме предусматривало не только проведение церковных треб, но и простое чаепитие, правда, хозяевам чума редко удавалось сесть за стол – порой в чум заходило столько народу, что даже перейти с его одной на другую половину было затруднительно. Особенно много было детей, многодетных семей и молодых мам с совсем маленькими детьми. Для общения со священником выстраивалась очередь, и пока одни общались с отцом Алексием и ставили свечи, другие пили чай. Так продолжалось весь первый день, пока не стемнело. Тогда жизнь в импровизированном стойбище затихла.

Как рассказал заместитель атамана Обско-Полярного отдельского казачьего общества подъесаул Петр Колесников, по просьбе коренных жителей на второй день была освещена целая фляга воды, для ее раздачи отец Алексий привез с собой литровые пластиковые бутылки.

IMG_3399-800x533.JPG

Как и в первый день, главными посетителями православного чума были дети и многодетные семьи.

Православная вера близка и понятна лесному народу, во многих семьях в священных нартах издревле хранятся старинные иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что принятие ненцами, ханты и селькупами христианства не только не противоречит их мировоззрению, но может быть важнейшим фактором, который поможет им сохранить свой образ жизни и сохраниться как народам. Посещая в сентябре 2015 года ненецкое стойбище на полуострове Ямал, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Там с этими людьми Господь вместе. Они по своей простоте душевной, чувствуют это Божье присутствие и бесхитростно, но ясно свидетельствуют о своей вере. И воспитывают детей, и из тундры уезжать не хотят. То есть делают, то, что абсолютному большинству нашего народа не под силу! Не можем мы этого совершить, для нас это подвиг, а для них – радостная и спокойная жизнь, вместе с этой Богосозданной красотой, которую можно только здесь увидеть».

Организация поездок к коренным жителям Севера – дело непростое, нужно знать обычаи и традиции северных народов. Но, по мнению организаторов нынешней просветительской акции, первый опыт установки на Ямале православного чума непосредственно в стойбище коренных жителей можно признать успешным».