1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Рыбный четверг, «Майский» кекс и другие следы антирелигиозной борьбы


«Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем […]

Просмотров публикации 1 687

«Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше», — так писал Ленин в период начала гонений на религию в СССР.

К 1940-м годам Церковь была практически обезглавлена, большая часть духовенства – изгнана из страны или уничтожена, большинство храмов – разрушено. Однако в период Великой Отечественной войны вера в народе вновь укрепилась, да так, что и в начале 1960-х «показать миру последнего попа» никак не удавалось… А к концу существования Советского Союза антирелигиозная пропаганда и вовсе стала принимать просто комические формы.

И всё же 70 лет коммунистического правления – серьёзный срок. За это время сменилось три поколения граждан нашей страны. Многие их привычки и традиции имеют советское происхождение и, иногда, антирелигиозную подоплёку, о которой многие сейчас и не догадываются.

Ниже представлены несколько традиций, часто даже довольно неплохих, которые изначально имели под собой антирелигиозную подоплёку или возникли, как светская альтернатива церковному.

Почему четверг – рыбный день?

Рыбный день придумал и ввёл в 1932 году Анастас Микоян. Именно он явился инициатором приказа Наркомснаба СССР «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания». Этому было несколько причин.

В стране необходимо было чем-то заместить дефицитное на то время мясо. Также нужно было развить рыбную отрасль и консервную промышленность. Кроме того, разнообразие рациона за счёт богатой йодом и редкими микроэлементами океанской рыбы должно было положительно сказаться и на здоровье населения.

Но была и ещё одна причина, благодаря которой рыбным днём стал не понедельник, не вторник, не среда и не пятница, а именно четверг.

Вот как об этом рассказывает историк Борис Мелешко: «У православных пост по средам и пятницам. Когда в 70-х стали в дефиците мясные продукты, решили поэкономить и ввели в столовках день без мяса. А чтобы лишний раз укусить верующих, сделали его в четверг: мясо православным можно есть в любые дни, кроме среды и пятницы, а чтобы они поголодали, им ещё и в четверг организовали безмясный день».

Позже, в печати появились заказные статьи со «статистическими данными», которые доказывали, что именно в четверг продажи рыбной продукции окажутся максимальными…

Новый год вместо Рождества Христова

Сейчас мы с удовольствием отмечаем целых четыре зимних праздника подряд: Новый год, Рождество Христово, Старый новый год и Крещение Господне. Но этому предшествовала долгая и безуспешная борьба большевиков с Рождеством Христовым и всеми его атрибутами.

В первые годы советской власти празднование Рождества подвергалось обструкции, публично критиковался обычай наряжать рождественскую ёлку.

В клубах, которые называли «новыми церквями» устраивались, в противовес церковному празднику, «комсомольские богослужения», где молодые безбожники наряжались маскарадные костюмы, похожие на богослужебные облачения и пели кощунственные гимны вроде: «Радуйся, о Марксе, великий чудотворче». Но это не помогло вытравить из народа потребность в светлом семейном празднике и чуде.

Тогда Рождество Христово и Новый год (ещё по «старому» стилю) решили запретить совсем. Несколько лет, с 1927 по 1935 годы, празднование не только Рождества, но и Нового года было официально запрещено. Но тихо, в семейном кругу, хотя бы Новый год продолжало праздновать подавляющее большинство населения и даже многие видные партийные деятели.

Наконец, в 1936 году правительство смирилось с празднованием Нового года, перенеся его на период Рождественского поста и постаравшись придать ему возможно более светский характер. Реальный святой Древней Церкви святитель Николай, известный на западе, как «Санта Клаус» был заменён на персонификацию холодной стихии – Деда Мороза.

Вместо рождественских колядок были сочинены новогодние частушки и стихи. Акцент праздника сместился с воспоминания о рождении Спасителя и участия в храмовом богослужении на домашнее празднование с танцами, богатым столом и «главным блюдом» в виде новогодних подарков.

Торжественная регистрация, как «альтернатива» Венчанию

В дореволюционной России браки заключались в Церкви. Жених и невеста становились мужем и женой, проходя через Таинство Венчания. Таинство сопровождалось определёнными торжественными элементами, клятвами, церковным пением и чтением молитв, в которых говорилось как молодым подобает вести друг друга в семье, хранить единство в новосозданном союзе.

Видный деятель партии А. В. Луначарский в первые годы после революции предлагал ввести в стране «красный ритуал», который, по его мнению, должен был заменить религиозные обряды. Одним из таких ритуалов стала торжественная регистрация брака во «дворцах бракосочетания».

Людей не просто регистрировали, как новую пару. Заключение брака стали совершать со свадебным маршем вместо пения, свидетелями вместо дружек, речью распорядителя вместо священнической проповеди, согласием брачующихся вместо обетов и другими атрибутами, делающими регистрацию в ЗАГСе светской, но по форме напоминающей церковное торжество.

Сегодня регистрация и венчание уже не противопоставляются друг другу, а в какой-то мере дополняют, делая свадьбу ещё более запоминающимся событием.

 «Вечный огонь» вместо лампад и поминальных свеч

Некоторые исследователи возводят почитание «вечного огня» к культу богини домашнего очага Гестии (Весты), в храме которой священный огонь постоянно поддерживался жрицами-весталками. Вот только едва ли большевики вкладывали в «вечный огонь» какой-то языческий смысл…

Вероятнее всего, происходило как раз наоборот. Незатухающий «вечный огонь» в память о героях стал обмирщённым аналогом лампад, возжигаемых перед раками с мощами святых, а также поминальных свечей, которые люди ставят в храме на тетрапод (он же «канун»), поминая своих усопших близких.

Большевики позаимствовали «вечный огонь» у французов, устроивших в 1921-23 годах мемориал у Триумфальной арки на могиле Неизвестного солдата, и поляков, создавших сходный символ памяти 8 мая 1946 года на площади Маршала Юзефа Пилсудского, у могилы Неизвестного солдата Второй мировой.

В СССР «вечный огонь» загорелся в октябре 1957 года в Ленинграде на Марсовом поле у памятника «Борцам революции», а через десять лет, 8 мая 1967 года, он был зажжён на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Сегодня цветы к «Вечному огню», символизирующему нашу память о павших героях Великой Отечественной войны, возлагает даже сам патриарх. Почитание этой памяти у мемориала не является грехом, но и не заменяет собой молитву о упокоении душ наших павших воинов в храме.

«Майский» кекс: как антикулич стал пасхальным куличом

В 70-80-е годы XX столетия весной на советских прилавках появлялись «Майские» кексы. Пекли их только весной. По форме и рецептуре приготовления «Майский» или «Весенний» кекс напоминал самый настоящий кулич. Но не пасхальный кулич, а «наш кулич», советский, атеистический.

Данное блюдо как бы призывало людей оставить религиозные предрассудки и устроить себе праздник не в церкви, а дома, с этим замечательным продуктом советской пищевой промышленности. Так это задумывалось…

А получилось наоборот. Многие люди, которые не могли в силу каких-либо обстоятельств испечь кулич дома, покупали эти «Майские» кексы, украшали дома самодельной глазурью и приносили в храм, где священник читал над ними молитву. Так «антикулич» помогал православным достойно встретить Светлое Христово Воскресение.

Андрей Сегеда

Похожие статьи

comments powered by HyperComments