Интервью для журнала Православие.фм на тему «проблемы» противостояния науки и религии дал Владимир Киняйкин, верующий учёный из Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук.

— Добрый день! Владимир, расскажите пожалуйста о себе для наших читателей! Какова ваша мировоззренческая позиция? Где и какое образование вы получили? Какое отношение имеете к науке, а какое к Церкви?

— Добрый день! По своему мировоззрению я являюсь православным христианином. К вере пришел еще в детстве. В шесть лет меня крестили, затем – воскресная школа, православная гимназия, в которой я учился до шестого класса.

Затем перешел в аэрокосмический лицей, там начал участвовать в олимпиадах по биологии, потом поступил на факультет естественных наук Новосибирского государственного университета. Тогда же, на втором курсе, начал помогать на приходе в алтаре, получил послушание пономаря.

После окончания университета несколько лет работал в научном институте, занимался изучением трансгенных растений, в которых был активен ген медузы, на клеточном уровне. Работал над диссертацией. Сейчас работаю в сфере полиграфии. Женат, у меня двое детей.

— Ваша жизнь одинаково связана с Церковью и с научной работой. Сегодня в глобальной сети можно встретить огромное количество статей на тему противостояния науки и религии. Есть ли такое противостояние вообще на ваш взгляд?

— Отвечая на этот вопрос, я не могу не сказать следующее: противостояния науки и религии, на самом деле нет и быть не может. Потому что наука занимается исследованием предметов материального мира, в то время как религия охватывает совершенно иные вопросы – вопросы духовной жизни. Религия – это не наука, религия – это связь Бога и человека, доказать или изучить там что-либо невозможно.

— Тогда давайте поясним для читателей, что является предметом изучения науки и какими методами она пользуется? А также – чем занимается религия и какими методами пользуется она?

— Наука изучает материальные объекты и явления окружающего мира экспериментальными методами. Религия, подчеркиваю, не богословие, а религия заключается в Богообщении. Методы религии? Это довольно интересная формулировка. Здесь мне вспоминается один человек, который изначально был неверующий. Но он страстно желал разобраться, проводя аналогии с научным миром, очень хотел изучить, что там такого интересного есть в религии, и почему столько людей ей так увлечены.

Так вот. Он взял в руки Библию и просто стал методично исполнять то, что в Библии предписано. И что? Через пару лет он понял, что Бог есть. Господь ему открылся. Что-либо добавить к этому сложно. Просто это произошло.

— То есть религия также ставит своего рода эксперимент – только не в сфере познания материального мира, а в сфере личностных взаимоотношений Бога и человека, правильно? Можно ли сказать, что Евангелие, писания апостолов и Отцов Церкви как раз и расставляют реперные точки для правильного воспроизведения этого опыта?

— Нет, в такой сфере, невоспроизводимого опыта духа никакие эксперименты невозможны. То есть мы не сможем прожить святоотеческий духовный опыт в точности. Это ближе к гуманитарной сфере знаний.

— Могут ли религия и наука как-то помогать друг другу?

— Могут. Это касается, пожалуй, главным образом гуманитарных наук. Есть много исследований в области библейской археологии и археографии – их результаты полезны в любом случае, даже если не публикуются или друг с другом не согласуются. Это помощь в преодолении разных исторических конфликтов.

Естественные же науки, как в общем-то и точные, занимаются исследованием предметов, которые Господь передал в широкое ведение человека. То есть, предметов материального мира.

При этом ученому, если он человек верующий, ощущать и укреплять связь с Богом чрезвычайно важно, жизненно необходимо.

— Ваши христианские убеждения и профессиональная деятельность не вступают во внутренний конфликт?

— К счастью, в моей жизни я не сталкивался с ситуациями, когда бы мои христианские убеждения вступали в конфликт с профессиональной деятельностью. Но теоретически, такое, конечно не исключено. Дело в том, что наука, сама по себе, – это ни хорошо и не плохо, это не суть добро или зло. Вопрос в том, в какие руки она попадает, каким интересам будет служить какие цели станет преследовать.

И если тот, кому нужен какой-то продукт, который противоречит христианским понятиям о добре, и он его делает – он сам попирает или игнорирует Евангельские законы. Это страшно и очень плохо. Повторюсь, что в моей жизни я с таким не сталкивался.

— Существует ли по-вашему предел научному познанию? Например, установленный религиозной позицией человека? Могут ли какие-то научные открытия или основанные на них новые технологии быть безнравственными и, соответственно, запретными, как об этом говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»?

Конечно, предел научного познания есть. Потому что человечество не вечно. Ни один биологический вид не существовал долее определенных сроков, со временем человек разумный либо исчезнет, либо перейдет в некую постчеловеческую форму.

Кроме того, имеются и морально этические ограничения научного познания. Более того, эти ограничения закреплены на законодательном уровне (Федеральный закон «О биоэтике»). Положения этого закона во многом перекликаются с христианскими понятиями о добре и зле, о допустимом и безнравственном.

Разумеется, есть немало уже имеющихся и потенциальных новых технологий, которые идут вразрез с нормами христианской морали (барьер этики должен защитить человека от модификации генома, от клонирования, использования материалов живых доноров для пересадки без их согласия). О многих из них все из нас слышали, этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения.

Говоря же о научных открытиях, я не могу сказать, что какое-либо из них может быть категорически безнравственным. Потому что наука открывает и исследует то, что создано Богом, а то, что создано Богом, плохим быть не может. Другое дело, в какие руки это попадет и на службу каких интересов это будет поставлено.

— Может наука сделать Бога «ненужным»? Существует ли научный прогресс? Или достижения науки — это только костыли, которые помогают в одном и, одновременно, портят другое?

Во-первых, Бога «ненужным» сделать нельзя в принципе. Так как область Богообщения не пересекается с областью материального исследования. Да, есть немало людей, которым, к сожалению, Бог не нужен. Но это мировоззренческая, внутренняя, духовная проблема и с наукой это никак не связано. Есть множество ученых, глубоко верующих людей, которые не мыслят ни себя, ни своей жизни, в том числе, профессиональной, без Бога.

Что касается научного прогресса, то, конечно, он существует. Так же, как и социальный прогресс. Доказывать это не считаю нужным, достаточно просто посмотреть вокруг и оглянуться назад, почитать историческую литературу.

Портит ли что-то научный прогресс? Сомнительно. Конечно, у каждого явления есть разные стороны, положительные и не очень. Но отрицательные последствия наступают тогда, когда те или иные технологии применяются неоправданно, либо со злоупотреблением. Таким образом сам научный прогресс ничего не портит, а портят, как это ни грустно, сами люди.

— Владимир, спасибо за беседу! Было очень интересно! Вы хотели бы добавить что-нибудь в заключение?

— Хотел бы выразить свой пессимистический взгляд на будущее технологий. К сожалению, пока нет положительных примеров, когда бы этика могла долго сдерживать технологию. А это значит мы, человечество, однозначно движемся в сторону трансгуманизма – перехода человека к нечеловеческому состоянию…

Беседовал Андрей Сегеда