Богочеловек сделал человеческое тело не по природе, но по неразрывной связи с собственной личностью, причастником Божества. Вот что празднуют православные христиане в день Вознесения Господня.

Значение и события праздника

События Вознесения Господня кратко описаны у евангелистов Марка (Мк.16:19-20) и Луки (Лк.24:50-53), а более полно – в начале 1 главы книги Деяний апостольских, также написанной евангелистом Лукой.

Согласно тексту «Деяний», Вознесение произошло в сороковой день после Воскресения Христова на Елеонской (Масличной) горе близ Иерусалима: «…Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. …Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути».

Апостолы не опечалились, а возрадовались тому, что Господь возвращается к Богу Отцу, так как были подготовлены к этому Спасителем и ожидали пришествия Святого Духа, которого Спаситель обещал им в утешение: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Наконец, по Вознесении Спасителя апостолам явились два ангела, которые напомнили им о том, что Христос не покидает мир навсегда и когда-нибудь состоится второе пришествие Господа – уже во всей своей силе и славе: «…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Смысловое наполнение этого евангельского события отличается крайним богатством.

Во-первых, Христос уходит из земного мира, ограждая людей от ежесекундного соблазна сделать Его своим земным царём и попытаться выстроить рай на земле. Вместо этого он оставляет им Церковь, как хранительницу Священного Предания, а также необходимые примеры и наставления, следуя которым каждый человек может пройти путём обожения.

Во-вторых, Спаситель в полноте является Богом, одним из Лиц Святой Троицы. При этом также в полноте Он является и человеком, с человеческой душой и человеческим, но уже преображённым после Воскресения нетленным телом. Эти две природы во Христе не сливаются между собой, но взаимодействуют, так как объединены одной личностью. Человеческая природа во Христе постоянно совершенствуется, освящается и обоживается под влиянием Его божественной природы.

Таким образом, когда Спаситель вознёсся в своём человеческом теле, он как бы в себе выполнил то предназначение человека, которое было дано человеку Богом изначально: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Господь показал путь и пример уподобления Богу, а также привёл человеческую природу к участию в вечном блаженстве.

В-третьих, Бог не покидает апостолов. Он сообщает им, что вскоре (в день Пятидесятницы) их наставником станет Бог Дух Святой. И действительно, буквально через десяток дней апостолы получают от Господа чудесные благодатные дары, благодаря которым эти вчерашние рыбаки и сборщики налогов распространяют христианство по всей Римской империи и даже за её приделами.

Становление и особенности праздника

Вознесение Господне относится к числу двунадесятых праздников – 12 самых главных церковных праздников после Светлого Воскресения Христова (Пасхи). Оно является переходящим праздником, как и сама Пасха, всегда отмечается на сороковой день после неё и всегда приходится на четверг.

Так как праздник Вознесения посвящен Господу, то во время богослужений священнослужители облачены в белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование включает в себя один день предпразднства и восемь дней попразднства.

Православная энциклопедия сообщает нам, что до конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница отмечались как единый праздник (даже скорее, как продолжительный праздничный период после Пасхи) и не разделялись, но на рубеже IV-V веков оформились как самостоятельные памятные даты.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста, а прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях».

Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. В среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

Каноны Вознесения написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнопевцем. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол, посвящённый событиям Вознесения и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк24:36-53).

На иконах Вознесения в небе в центре изображается фигура Спасителя в окружении ангелов. Под ним на земле располагаются фигуры Богородицы и двенадцати апостолов, которые смотрят, как Спаситель удаляется от них.

Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к пятому веку. На них показано, как из облаков протягивается рука Бога-Отца и ведет молодого Христа по горе к небу.

На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на Елеонской горе, откуда Иисус Христос вознёсся на небеса, изображён след от Его ноги. Паломникам в Иерусалиме показывают такой отпечаток в часовне Вознесения, утверждая, что это и есть след стопы Господа, оставленный Им на камне.

Традиции и особенности праздника

В народном календаре от Вознесения Господня отсчитывают начало лета. Крестьяне считали, что с этого дня «пошёл колос на ниву», сады отцвели, весна закончилась и начался летний период.

Также, по народным представлениям, в период от Светлого Христова Воскресения до Вознесения тяжкий грех отказать нищему в посильной милостыне, если есть чем поделиться с ним во имя Христово.

Во многих деревнях к Вознесению пекли пироги с зеленым луком, а также хлебные «лесенки» с семью ступеньками по числу семи небес.

Интересно, что в монументальной живописи сюжет Вознесения Господня уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагался в своде купола храма. На Руси самые ранние изображения сохранились в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице.

Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех наших читателей с праздником Вознесения Господня! Помните о том, что каждый из нас обречён Господом на Воскресение из мёртвых и предназначен к вечному богообщению и вечному блаженству. Для этого нужно совсем немного – возлюбить Христа всем своим сердцем и последовать по указанному Им пути.

Андрей Сегеда