Находясь с визитом в Крыму, епископ Тихон (Шевкунов) рассказал, как Церковь относится к присоединению Крыма к России, о развале СССР и причинах кризиса на Украине.
— Владыка, как Церковь и Вы лично относитесь к возвращению Крыма в Россию?
— То, что происходит на постсоветском пространстве, — это страшный и ужасный абсурд. Сколько столетий собирались русские земли. Большинство из нас жили в Советском Союзе, и мы помним: ведь это была, да, искуроченная в чем-то, но это была Россия, настоящая Россия. Советской Союз подвигом своим, в том числе подвигом Великой Отечественной войны, завоевал себе право называться Россией, быть наследником Великой России. И я знаю многих эмигрантов первой волны и их потомков, которые, особенно после Великой Отечественной Войны, сказали: «Да, это Россия». Кровью завоевали мы право так называться.
И когда в одночасье, предательски, великая страна была разрушена — конечно, это трагедия. И в так же в одночасье ее не связать, не вернуть. Но для Бога всё возможно. Сам Господь Бог может устроить то единство, которое мы потеряли по вине нашего поколения.
Ведь никто не восстал. Никто не встал и не сказал: «Нет, этого не должно быть». Огромный, двухсотсорокамиллионный народ большинством проголосовал за единство страны и с болью, но ничего не делая, смотрел за ее разрушением. И наше с вами поколение потомки будут в этом обвинять. Мы-то себя оправдываем, говорим: «Что мы могли сделать?», — но именно нас в этом будут обвинять.
Наверное, не в наших силах что-то вернуть. Правильно сказал Президент, что тот, кто не скорбит о разрушения Советского Союза, у того нет сердца, а кто говорит, что надо сейчас всё это срочно спаять, у того нет разума.
Сам Господь, конечно, всё управит. Ну, а вся история с Украиной — это, конечно, трагедия, просто трагедия. И мы воспринимаем всё происходящее как трагедию. Мы не хотим создавать единое государство с Украиной, находящейся в подчинении. Когда мы слышим украинские стихи, что они не хотят быть братьями, что мы даже не двоюродные братья — это страшно. Когда мы видим эту молодежь, которая скачет на улицах Украины, становится до оторопи страшно.
«Мы должны действовать разумно, в традициях русского образования»
Вот мы говорим об образовании. И задаемся вопросом: такие же дети, на том же языке разговаривают, те же книжки, как нам казалось, читают… как такое могло получиться? Почему? А дело в том, что 1992 году на Украину приехали из Канады специалисты по образованию. И взяли в свои руки школьные программы. И вы знаете лучше нас всех, живущих в Центральной России, какие это были школьные программы по литературе и истории. И они вырастили новое поколение.
Здесь, в Крыму, мы понимаем, по каким причинам было всё по-другому. Во многом по-другому. А в Киеве, Полтаве, на Западной Украине, в других городах, к сожалению, было всё вот так, и они воспитали новое поколение, которое вот так скачет. И поэтому мы говорим о том, как важно преподавание истории, как важно преподавание литературы.
В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, одной из первых важнейших для него целей была школа. И нацистская партия понимала, что это такое — образование. А знаете, почему они понимали? Потому что несколько десятилетий до этого Пруссия выиграла франко-прусскую войну, после чего один их политиков сказал: «Франко-прусскую войну выиграл прусский учитель, который подготовил немцев к этой войне». И вот, фашисты, зная об этом, холодно и спокойно приступили к молодому поколению. Они ввели новую учебную программу. И каков был результат?
Берлинская наступательная операция советских войск в апреле-мае 1945 года была одним из самых кровопролитных, а может быть и самым кровопролитным сражением ВОВ. Кто защищал обреченный город, обреченный Берлин? Двадцати-, двадцатичетырехлетние мальчишки и ребятишки из гитлерюгенда, прошедшие эту школу. А немецкие учителя были именно той прослойкой немецкого общества, которая более всего поддерживала фашизм. Вот так конкретно взялись за учителей в фашистской Германии. Вот как это много значит.
Они поступили страшно, прагматично, а мы должны поступать разумно, в традициях России, русского образования, русской культуры, русской Церкви.
А что касается отношения к присоединению Крыма, то это, конечно, был просто абсурд, когда он был отделен, что осознавали все. Крым, политый кровью, Крым, вымоленный молитвами, Крым как символическое место крещения русского народа, всего русского народа, в том числе украинцев, белорусов. И вдруг он вне России. Конечно, это абсурд. Ведь страшно себе представить, что можно запустить так ситуацию, что потом скажут жителям Крыма: «Ну вы взяли, а дальше-то что?». И я думаю, что сейчас важнейшая задача — сделать всеми силами так, чтобы люди — жители Крыма не только всем сердцем радовались о воссоединении с Российский государством, но и говорили, что стало лучше и правильнее жить, в том числе и в бытовом отношении.