1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Какую революцию поддержит Йован из Метохии?



Просмотров публикации 688

Сербская королевская династия Неманичей славится не только тем, что ее представители создали и укрепили Сербию, сделали ее мощным самостоятельным государством с независимой политикой, великой культурой, сильной армией – государством, с которым не могла не считаться тогдашняя Европа. До сих пор сербы, с достоинством показывая средневековые монастырские фрески, шутят, что некоторые бытовые детали, например, ножи и вилки на столах, сохранены специально, чтобы показать: пока в дикой Европе всякие грязные франки и лангобарды ели руками, хрюкали и чавкали, в Сербии давно использовали столовые приборы.

«Сильным быть можно и без Христа. Только пользы от такой силы мало»

Но славны Неманичи прежде всего тем, что многие из них стали святыми: преподобными, святителями, мучениками, благоверными правителями, показав людям прекрасный пример следования за Христом и в миру, и в иночестве. Весь мир знает святого Савву Сербского, его отца, святого Симеона Мироточивого, и брата – святого Стефана Первовенчанного. Еще есть святые Неманичи: короли Урош, Милутин, Стефан Дечанский и царь Урош. Святых из этой династии называют с почтением: «святая лоза Неманичей». Почтение вызвано не только и, наверное, не столько политическими и военными достижениями королей и царей, сколько, повторюсь, их верностью Христу, который почему-то говорит Своему ученику Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 19, 9). Сильным быть можно и без Христа. Только пользы от такой силы мало: и государства разваливаются, и смута может настать, и, как показывает практика, много всего грустного  может приключиться как в душе у конкретного человека, таку и у всего народа.

Царь Душан Сильный (1308–1355) – тоже из династии Неманичей, сын святого Стефана Дечанского. Прекрасный политик, победоносный военачальник, разбивший войска врагов Сербии. Наследовал отцу на престоле. Правда, мирным вступленние в наследство не было: для того чтобы вступить на отцовский престол, в 1331 году Душан выступил против Стефана с большой армией, окружил королевское войско и взял отца в плен. Уже в сентября Душан короновался как король Сербии. А в ноябре того же года бывший король Стефан Урош III Дечанский, содержавшийся в крепости Звечан, умер при невыясненных обстоятельствах. Согласно народному преданию, он был задушен по приказу сына. И имя «Душан» в этом случае стало иметь негативный оттенок.

С мирской точки зрения, новый король был очень успешным правителем. Помимо территориальных приобретений и укрепления государственности, много важного он сделал и для Сербской Церкви: вместо прежней автокефальной архиепископии в Сербии была учреждена патриархия, что раньше встречало негодование и неприятие Константинополя. Известен Душан Сильный и как покровитель монастырей Афона. Император с семьёй даже провёл несколько месяцев на Святой Горе, щедро одаривая различные монастыри, особенно Хиландар, а на ряд важных должностей в других монастырях были назначены сербские монахи. Несмотря на такую заботу и спонсорство, Церковь была и остается осторожной: сильный царь не был причислен к лику святых.

Первоначально он был похоронен в монастыре Святых Архангелов близ Призрена. В 1615 году церковь была разрушена османами. В 1927 году в ходе археологических раскопок на месте монастыря гробница Стефана Душана была обнаружена, а прах царя был перенесён в церковь святого Марка в Белграде.

Я обратился к Йовану Цветковичу, учителю Закона Божия в средней школе поморавского села Пасьяне, что в Косово и Метохии, с просьбой немного рассказать о личности Душана Сильного, о его значении для Сербии, об осторожности Церкви. Может быть, мы увидим некоторые параллели с нашей русской действительностью и историей: совсем не обязательно сильный, а то и грозный царь бывает святым, являет собой пример следования за Христом. А вот некоторые, по мирским меркам, слабые цари, «цари-неудачники», с точки зрения Церкви – близки Богу, чья сила, как Он Сам говорит, «в немощи совершается». Итак, наш собеседник – Йован Цветкович.

– В чем слабость Душана Сильного? Он же сильный, грозный. А святым его не считают, как остальных Неманичей. В чем слабость сильного царя?

– Душан был девятым правителем из святой династии Неманичей. Как и другие Неманичи, он питался духом Православия. Способности, опытность и храбрость помогли царю стать в тех обстоятельствах сильной личностью, властителем, расширившим границы своего царства.

Его взгляды на жизнь, несомненно, базируются на христианских идеалах. Чувство правды, любви, заботы о подданных больше всего просматривается в «Законе благоверного царя Стефана», который был принят в 1349 и дополнен в 1354 году. Первые 40 законов относятся к Церкви в Сербском царстве. Царь не имеет права нарушить городские свободы. Царский указ, вступающий в противоречие с принятым Сводом законов, не имеет силы: суд не может выполнить указ, продиктованный царским гневом или царским же особым расположением к кому-либо из приближенных. И вообще, судья обязан судить только по закону, а не из страха перед царем. Крестьянин вправе обратиться в суд на любого господина, если тот совершает какие-либо противоправные действия.

Не все Неманичи прославлены в лике святых, среди таких и царь Душан. После его смерти сильное государство быстро пришло в упадок и распалось, а впоследствии турецкая оккупация завершила дело. Есть сведения, что после его смерти до Косовской битвы было местное почитание его как святого – рядом с Призреном, в монастыре Святых Архангелов, где находится его гробница.

Главным пороком царствования Душана были «руководители нового типа, новой формации»: горделивые, кичливые олигархи-властители, целью которых было не братское единство и уважение царской власти, а только личная «успешность». Совершенно логично, таким образом, что после смерти сильной личности, могущей сдерживать центробежные амбиции алчных владык на местах, царство развалилось. Впоследствии святой царь Лазарь Хребелянович пытался объединить поместных владык, но трагический исход Косовского боя, причиной которого было как раз предательство одного из сербских воевод, показал бессилие этих попыток.

– Тогда – в чем сила святого царя Лазаря? Он же проиграл битву, его страна и народ на сотни лет попали под вражеское владычество. А он – святой.

– Да, после битвы на Косовом поле мы попали в пятивековое рабство. Если это может утешить, то есть и библейские примеры: 400 лет рабства богоизбранного народа в Египте и его же вавилонское пленение. Но если честно, то параллели не очень радуют: ведь причиной плена и рабства было отступление народа от Бога…

Пример святого царя Лазаря, который пожертвовал всем ради защиты своего народа и всей христианской Европы, не надеясь только на военную или политическую силу, главное свое упование возложившего на Господа, конечно, впечатляет. Да, Бог любит мучеников – и царя Лазаря, и всех косовских мучеников Он увенчал славой Своего вечного Царства. Главные же причины нашего поражения тогда, повторюсь, – это, по моему мнению, гордость, приведшая к братоубийству.

Личность и пример святого царя Лазаря дает нам ясное представление об идеале сербов Средних веков, их стремлении следовать пути, показанному нам святым Саввой, – пути, ведущему к Христу. Но этим путем шли, увы, не все: многие выбрали более пространный, широкий, наполненный алчностью, ненавистью и гордостью. Те, кто шел им, давно преданы забвению, какими бы званиями, чинами и титулами ни хвалились в свое время. А скромный, даже трагичный образ «неуспешного», но почему-то святого царя Лазаря в евангельской перспективе живет и светит все время, давая смысл нашей жизни и сегодня.

– Ты, твоя семья, живете в Косово и Метохии, видите своими глазами последствия немощи – государственной, человеческой и т.д. А видите ли вы, чувствуете ли силу Христову, находясь в таких условиях? Нет ли желания позвать Душана Сильного, чтобы разогнать всех врагов? Или же вам важнее видеть и чувствовать силу святого Лазаря, а значит, и Христа?

– Страдания? Об этом мы знаем слишком много, особенно в Косово и Метохии. И опять-таки, возьмем библейский пример: причина частых страданий израильского народа – в его постоянном отпадении от Бога. В эпоху Нового Завета нам, христианам, казалось бы, нечего удивляться этой закономерности – нам нужно ужасаться тому, что мы сами ей постоянно, с тысячелетним упорством, следуем! Тут возникает вопрос – а насколько мы действительно христиане?

«Если у нас вот уже третье тысячелетие подряд сводит скулы, не пора ли призадуматься о степени своего соответствия Евангелию?»

Можно ссылаться на турецкое иго, смутные времена, коммунистов, фашистов, албанских националистов и т.д., на грехи предков. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», по слову пророка Иеремии (Иер. 31, 29). Но пророк же говорит о нашем времени в следующем стихе: «Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет». Следовательно, если у нас вот уже третье тысячелетие подряд сводит скулы (я не только сербов имею в виду) не пора ли призадуматься о степени своего соответствия Евангелию?

Мировоззрение царя Лазаря питается из животворящего Христова источника.

«Доверие Богу – это не бездействие, это большой труд – физический, умственный, духовный»

С точки зрения мирской – да, иногда очень хочется, чтобы у Сербии появился такой вождь, как царь Душан – такой, который смог бы быстро разбить всех внешних и внутренних врагов, чтобы Сербия вновь стала великой державой, которую бы все остальные как минимум уважали, а то и боялись. Но когда эмоции схлынут, когда начнешь спокойно рассуждать о смысле страданий – как собственных, так и всего твоего народа – приходишь к выводу: гораздо важнее и надежнее лазаревское доверие Христу, препоручение себя и всего народа Ему. Это, конечно, не означает пассивности, бездействия, самоустраненности – важен старый девиз: «Делай что должен, а там – как Бог даст». Доверие Богу – это не бездействие, это большой труд – физический, умственный, духовный. «Сии на колесницех, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем» (Пс. 19, 7) – эти слова, мне кажется, лучше всего характеризуют святого Лазаря. И нечего удивляться, что мы «спяти быхом и падохом» вместо того, чтобы «возстати и исправитися»: дух творит себе форму. 

С большим сожалением должен признать, что наше общество (не знаю, как русское) весьма далеко от такого восприятия жизни. Может быть, требуется время для того, чтобы мы пришли в себя после стольких трагедий. Может быть, требуется революция в духовной жизни. Я не знаю. Наверное, это была бы единственная революция, которую я захотел бы поддержать.

Како би сви заједно са Св. кнезом Лазарем могли клицати: «Једни се хвале коњима, други колима, а ми, именом Господа Бога својега!»

[huge_it_gallery id=»5″]

Похожие статьи

Оставить комментарий