В издательстве «Древности Севера» вышла книга «История православных храмов и монастырей Вологды», рассказывающая об облике – не только внешнем, но и внутреннем, духовном – одного из древних городов Северной Фиваиды.

Профессор А.В. Камкин

Авторы – профессиональные историки-краеведы. В книге воссоздается формировавшаяся веками развитая православная топография города, на примере одной только Вологды рассказывается об истории Церкви на Русском Севере. В книге опубликованы многочисленные исторические фотографии, позволяющие представить, как менялся облик существующих ныне храмов и какими были утраченные и оскверненные церкви, часовни, монастыри. А тексты авторов дают возможность задуматься не только над причинами духовной катастрофы, постигшей наш народ в прошлом, но и над способами достойного выхода из этого испытания.

Мы беседуем с одним из авторов и главным редактором книги – профессором, доктором исторических наук А.В. Камкиным.

– Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, о том, как появилась «История православных храмов и монастырей Вологды».

– Это первая такого рода книга в вологодской краеведческой литературе. У нас много издавалось в последнее время книг о храмах и монастырях, но такого полного издания не было вообще, чтобы были представлены все монастыри, соборы, приходские церкви, приписные, кладбищенские, домовые, часовни, которые находятся в исторической части Вологды и окрестностей. Поэтому мы рады, что книга получилась. Я думаю, это большое событие в нашем краеведении – и церковном, и светском. Очень бы хотелось, чтобы книга нашла как можно больше читателей, чтобы она включалась в нашу жизнь, в нашу память.

Задумана она была давненько: был такой проект «История православных храмов и монастырей Вологды». Книга стала результатом получения гранта Международного конкурса «Православная инициатива – 2014–2015». Идея книги получила поддержку устроителей конкурса, грант был получен, и перед читателями – результат нашей общей работы. К финансированию книги подключилось вологодское отделение Русского географического общества. Состав авторов был подобран сравнительно небольшой: это люди, которые давно занимаются церковной историей Вологды, всего семь человек.

В книгу вошла история всех церквей – и существующих сейчас, и разрушенных в советское время. Статьи в книге сгруппированы в три основных раздела: «Монастыри», «Храмы», «Часовни». В разделе, посвященном монастырям, дана информация о трех обителях и десяти монастырских храмах. Храмы Вологды в соответствии с тем статусом, которым они обладали в начале ХХ века, разделены на соборные (два кафедральных и один всеградский), приходские (47 храмов), всеградски содержавшиеся и приписные (пять храмов), кладбищенские (три храма), домовые церкви (12 храмов). Храмы внутри каждого из подразделений размещены в хронологическом порядке – по дате сооружения существующего (для разрушенных – последнего) здания. В соответствующем разделе представлена информация о 22 часовнях. Всего в книге содержится информация о 102 культовых постройках.

Самые разные храмы: например, домовая церковь, которая была в бывшей гимназии, в бывшей семинарии, тюремная церковь – в общем, все, что было в начале ХХ века в Вологде и окрестностях.

– Какими источниками пользовались авторы?

– Было несколько основных источников, откуда авторы брали сведения для книги. Старейшие публикации, к которым мы обращались, относятся к концу XVIII века, новейшие – к началу ХХI века. Литература, посвященная храмам Вологды, весьма обширна. Следует назвать несколько разноплановых исследователей, труды которых оказались особо важны в работе над этой книгой.

Прежде всего, отметим работы вологодских историков-краеведов отца и сына Суворовых – Николая Ивановича и Ивана Николаевича, скрупулезно восстановивших на основании документов XVII–XIX столетий страницы истории множества храмов. Известный историк Павел Иванович Савваитов в годы работы в Вологде подготовил ряд работ, посвященных вологодским монастырям. Известный русский искусствовед Георгий Крескентьевич Лукомский совместно с вологжанами – членами Северного кружка любителей изящных искусств подготовил и выпустил в 1914 году книгу «Вологда в ее старине», в которой немало внимания уделено храмам и монастырям Вологды. Искусствоведы Генрих Николаевич Бочаров и Всеволод Петрович Выголов в своей книге дали яркие характеристики ряда вологодских церквей. Художественному наследию вологодских храмов посвящен ряд работ искусствоведа и реставратора Александра Александровича Рыбакова. Историком Мариной Сергеевной Черкасовой собраны сведения о документальном наследии вологодских храмов, в том числе о раннем периоде их истории. Историк Ирина Валентиновна Спасенкова опубликовала ряд работ, посвященных церковной жизни Вологды 1920–1930-х годов.

При подготовке книги использовались не только опубликованные, но и архивные материалы. Авторы привлекали документы, хранящиеся во ВГИАХМЗ, АУК ВО «Вологдареставрация», ГАВО, РГИА, ВОУНБ. Изобразительными источниками послужили исторические фотографии и гравюры, планы и чертежи, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства. Всего в книге около 250 иллюстраций, многие из которых публикуются впервые.

Особенно часто авторы обращались к таким видам документов, как клировые ведомости XIX – начала ХХ века (сведения о церкви, ее клире и приходе, составлявшиеся ежегодно), монастырские ведомости XIX – начала ХХ века (ежегодно составлявшиеся документы с описанием монастырей и списками братии), окладные книги Вологодского архиерейского дома XVII века (списки церквей епархии с указанием размера обложения их сборами), писцовые и переписные книги Вологды XVII века (периодически создававшиеся перечни владений в городе с их краткой характеристикой), решения органов советской власти. Таким образом, те читатели, которые заинтересовались историей той или иной церкви, могут обратиться за более подробной информацией к представленным нами источникам.

Для нас очень важным было показать историю этих храмов в последние десятилетия: 70-е, 80-е, 90-е годы, показать начало возрождения церковной жизни. Поэтому фотографии, рассказывающие о каждом храме, построены по такому принципу: каким храм был в начале века, каким он был в разрушенном или полуразрушенном состоянии в советское время и как он выглядит сейчас.

Снос здания Спасо-Всеградского собора. Фото 1972 года

Есть церкви, которые уничтожены совсем, например, Спасо-Всеградский собор, Екатерининская церковь. На Сенной площади, которая сейчас называется площадью Революции, раньше было четыре храма, а остался только один – на месте трех уничтоженных стоит очередной памятник Ленину, участникам Гражданской войны и Поклонный крест… Многие храмы ушли.

Разрушение Церкви Николая Чудотворца на Сенной площади. 1928 г. из фондов ГАВО

А есть церкви, которые находятся в печальном полуразрушенном состоянии. Была замечательная церковь свт. Николая «На горе» или еще, как ее называли, «Золотые кресты» – в книге представлено, в каком виде она была и как выглядит, увы, сейчас. Вот, церковь Петра и Павла, которая находится в комплексе городской больницы: показывается, какой она была в оскверненном виде и как она сейчас возрождается. Или, наоборот, наш кукольный театр «Теремок»: была церковь Зосимы и Савватия Соловецких – была вот такой красивой, а в таком виде она существует сегодня. Разные судьбы у церквей. Но те, которые уже разрушены, я сомневаюсь, что мы их восстановим – хотя бы привести в порядок те, которые остались! Вот, храм Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу: какая разруха царила до передачи его Церкви, и то, что происходит там сейчас – какие работы ведутся, чтобы привести Божий дом в божеский вид, извините за каламбур.

– Когда читаешь эту книгу, рассматриваешь старые фотографии великолепных церквей, стоявших буквально на каждом шагу, и сравниваешь тот облик старого русского города с нынешним, закатанным в бетон, стекло, рекламу, видишь либо всего несколько действующих церквей в центре города, а на месте бывших – какие-то жуткие асфальтовые проплешины, то, честно говоря, может охватить меланхолия, печаль.

– Да, печаль чувствуется, когда эту книгу читаешь – победные марши в ней неуместны, да и не звучат они. Но и меланхолия – не подавляющее чувство: ноты оптимизма здесь слышны.

Я думаю, что вдумчивый читатель, который принимает все это как свое, родное, конечно, будет переживать разные чувства, в том числе и страдания, наверное. Некоторого непонимания, а то и потрясения: как могло получиться, что наши деды, прадеды все-таки допустили то, что такая красота была разрушена, уничтожена? И между прочим, если сравнивать крупные города Русского Севера, то Вологда-то в этом смысле лучше выглядит, чем Архангельск и Петрозаводск – тут хоть сохранилось несколько десятков храмов, и есть, с чего начинать восстановление, а в Архангельске – там три кладбищенских церкви на окраине города остались, и всё. Театр там стоит на месте собора – это как если бы в Вологде взорвали Софийский или Воскресенский собор, а на их месте поставили бы театр. Впрочем, гордиться нам особо нечем.

– Новое издание богато и качественно иллюстрировано.

– Да, в книге представлены не только храмы, но и очень много вологодских икон. Когда рассказывают об истории храма, то можно описать историю архитектуры, что проще всего: тогда построили, тогда перестроили, здесь заменили, здесь пристроили – и вот вам, история определенной церкви. Но нам было очень важно в сюжетной линии книги показать еще и святыни: чем духовно богат каждый храм, что было утрачено, что спасено и как спасено.

И самое важное – это рассказ о людях, которые здесь служили, молились. Этого не так много в этой книге, но где была такая возможность, авторы рассказали о таких людях, среди которых есть праведники, исповедники и новомученики, кстати. Праведный Александр Баданин, священномученик Антоний, епископ Вельский, последний настоятель Свято-Духова монастыря, священномученик Николай (Караулов), священник Симеон Ведякин (был расстрелян) и некоторые другие – их иконы, фотографии также представлены в книге. Есть и иконы вологодских преподобных – Димитрия Прилуцкого и многих других. Видеоряд чрезвычайно богат, и человек, который любит Вологду и не просто бегает по улицам, а действительно старается узнать о городе лучше и больше, обязательно увидит много нового и обогатит свои знания не только при помощи текста, но и видеоряда.

«Многие церкви были закрыты, разрушены до основания, но продолжали жить в сознании и памяти горожан»

Мы работали над созданием статьи об общей истории становления системы храмов в городе и пригородах, пытались увидеть в ней какую-то закономерность в размещениях церквей, в храмоименованиях. Я писал, например, о том, что у нас очень много храмов в честь святых, в том числе вологодских, целую статистику привел. Другие авторы написали о том, как началось разрушение этой системы, выделили этапы разрушения: что сначала закрыли, что разрушили, что осталось. Выделили даже три уровня функционирования православных храмов: традиционный – церкви продолжали действовать, сумев адаптироваться к новым условиям; мемориальный – церкви были закрыты, разрушены до основания, но продолжали жить в сознании и памяти горожан; и трансформированный – храмы не разрушили, а сами их здания использовались как мастерские, музеи, кинотеатры, т.е. им были насильственно присвоены новые функции. Люди приходили к местам разрушенных храмов, молились там, антиминсы из них переносили в действующий, и вновь собиралась община разрушенного храма. И потом мы посмотрели, как в 50-е – 70-е годы, когда, казалось, церковная жизнь замерла, не разрушали, но и строить, восстанавливать ничего не разрешали. Все-таки в Вологде были какие-то попытки вдруг начинать сохранять православную традицию.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу

Например, здесь начала работать научно-производственная реставрационная мастерская, где главным была реставрация икон, потом началась реставрация Софийского собора. Большую роль тогда сыграла Пятницкая, которая создала музей древнерусского искусства, который весь построен на иконах. То есть иконы были спасены, не выброшены, не сожжены, не сгнили в запасниках, а все-таки вернулись к людям, пусть и в музее. На некоторые храмы повесили все-таки эти таблички о том, что они охраняются государством – ну, как «охраняются», это другой вопрос, но какой-то знак внимания к ним вдруг появился. В официальной центральной прессе были даже критические статьи о том, что «в советской Вологде чрезмерно увлеклись культовыми элементами» – в рекламах, в обложках книг, в сувенирах. В журнале «Наука и религия» была гневная статья: «О чем рассказывают вологодские экскурсоводы», такая разгромная, милая. Мол, почему это у вас на сувенирных значках Вологды и Кириллова изображаются все эти церковные луковки?! И так далее. Так что – честь и хвала нашим вологодским музейным работникам и экскурсоводам!

Собор в честь Воскресения Христова, соборная колокольня, Софийской собор. Вологда

И потом мы описываем, как началось возвращение церквей, по годам. В это время Вологодской епархией управлял архиепископ Михаил (Мудьюгин), потом – архиепископ Максимилиан (Лазаренко). Два визита Святейшего Патриарха Алексия Второго в Вологду очень помогли делу возвращения храмов верующим. Владыка Михаил очень многое сделал для того, чтобы преодолеть стереотипы у тогда еще советских людей в отношении Церкви. Помню, когда было первое публичное празднование в честь 1000-летия Крещения Руси, он выступил перед научной общественностью с несколькими лекциями. Огромная аудитория была забита битком: преподаватели и студенты сидели в проходах, на ступеньках, на подоконниках. Думали, придет какой-то «архиерей» (само слово тогда озадачивало): замшелый старик, то ли шаман, то ли еще кто-то похожий – будет вещать что-то напыщенное, смазливое, непонятное. А пришел настоящий интеллигент, питерский выговор, обладатель всяких званий и степеней, блестяще прочитал лекции, цитируя философов, и потом около часа отвечал на вопросы. Все аплодировали. В то время было очень важно такое впечатление: Церковь умеет разрушать глупые стереотипы. А потом, после владыки Михаила, нужно было уже возвращать старые и строить новые церкви, показывая людям христианскую, монашескую жизнь – с этим успешно справлялся владыка Максимилиан.

Книга, на мой взгляд, выполнила свою задачу: она рассказывает о духовном богатстве древнего северного русского города. Вместе с тем она предполагает и продолжение работы. Горизонт, раскрытый книгой, широк – думаю, работы будет много.

Фото автора и из книги «История православных храмов и монастырей Вологды».