1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (28 оценок, среднее: 4,96 из 5)
Загрузка...

Митрополит Иона (Паффхаузен): «Я надеюсь, что у меня русская душа»


Митрополит Иона (Джеймс Паффхаузен), епископ Русской Православной Церкви Заграницей на покое с титулом Архиепископ Вашингтонский, с 2008 до 2012 года предстоятель Православной Церкви в Америке, в представлении не нуждается. К тому же это один из самых уважаемых иерархов в православной Америке.


Просмотров публикации 513

Для меня и моей семьи владыка Иона – не просто известный митрополит, не только бывший предстоятель Православной Церкви в Америке, он ещё крестил старшего сына в 2010 году. Мы с мужем, когда обратились к нему с такой просьбой – провести таинство Крещения – честно говоря, волновались, что последует вежливый и дипломатичный отказ: нет времени, график плотный. И было бы понятно: какой статус у человека. Тем не менее, владыка согласился, и даже из-за нас несколько раз переносил дату Крещения.

Не первое лето я планировала интервью с владыкой Ионой. Всегда у меня в последний момент что-то отменялось или переносилось. И наконец, удалось.

Но времени опять было в обрез. Владыку звали венчать. Скажете, сколько венчаний происходит, сколько раз за жизнь любой иерарх венчает, да и праздник-то семейный, не такой масштаб, чтобы об этом статьи писать. Тем не менее, история необычная и поучительная. Некоторое время назад крестили младенца и… его родного папу. Прямо в один день и в одно и то же время. А мама малыша была уже православной. Чуть позже новокрещёный папа при всех прихожанах – прямо так и хочется сказать: при всём честном народе – делает предложение матери своего сына выйти замуж и венчаться. При этом это не просто красивый жест, элемент романтики – мужчина-американец долго шёл к этому шагу, он ходил на курсы при храме о вере, крещении, при приходе выполнял разные поручения.

Иногда вообще складывается впечатление: где владыка Иона – там праздник и что-то важное. Православные русские и американцы тянутся к нему, спешат на службы в Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне.

– Дорогой Владыко, мы все с волнением следим за ситуацией на Украине. Что бы Вы могли сказать об этом?

– Это очень сложный вопрос. В основном это канонический вопрос, который перелился в политику и продолжает развиваться под влиянием политики. Кто больше всех страдает от этого? Простые верующие УПЦ, которую возглавляет митрополит Онуфрий. Проблема в характере полномочий Патриарха Константинопольского. Это длинная история. Канонически с 381 года у Константинополя было первенство после Рима, а затем ситуация усложнилась.

23 мая 1453 года произошло, пожалуй, самое трагическое событие в греческой истории: под натиском турок-османов пал Константинополь. Знаменитый Софийский храм был разграблен и превращен в мечеть. Иконы, лишенные своих ценных украшений, разламывались и сжигались. Кресты с храма были сняты, а стены, покрытые живописью и мозаикой, были замазаны и оставлены без украшений.

Вскоре после падения Константинополя не осталось ни одной свободной, независимой православной страны, за исключением России (Русская Церковь стала автокефальной еще в 1448 году). Новая эра иноземного владычества имела далекоидущие последствия для жизни Церкви, ведь османы были не только иноземными, но и иноверными завоевателями.

– И ещё один вопрос на злобу дня: как прокомментируете закон, запрещающий аборты в штате Алабама?

– Это очень хороший шаг, верное и полезное дело. Аборт есть зло, убийство невинного ребенка. Законы в других штатах Америки, разрешающие аборты даже на поздних сроках, чуть ли не перед самыми родами, просто демонические. Как христиане, мы верим в святость и неприкосновенность человеческой жизни, для нас жизнь ценна от момента зачатия до смерти. Древнейшая традиция Церкви – единогласное абсолютное осуждение практики абортов. Для женщины, которая когда-то по какой-то причине совершила грех убийства неродившегося ребёнка, есть возможность покаяться. Но мама, убившая младенца во чреве, должна всегда помнить того ребёнка, который мог бы родиться и жить, и радовать родителей. И конечно, молиться за него.

– Часто неверующие говорят: зачем нам посредник между Богом и человеком, зачем Литургия? Бог – в сердце. Что бы Вы сказали таким людям?

– Нам нужны и священники, и Божественная литургия, церковные службы, молебны, потому что без них никто не может получить таинства, как святое Причастие и исповедь. Причастие для христиан – способ питать свою душу. Без Причастия человек точно мёртвый. Как сказал Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек»

Таинство святого Причащения – это возможность, которую нам даёт Господь Иисус Христос, чтобы очиститься от грехов и соединиться с Ним. Это подтверждение нашей веры и живой опыт получения Бога в наши сердца. Мы получаем огромную Божию любовь. Во время Литургии мы говорим спасибо Богу – ведь слово «евхаристия» переводится как благодарение. Мы благодарим Бога за благодать и все милости в нашей жизни, и Господь в свою очередь «обновляет» нас даром Своего Святаго Духа. Это удивительная и чудесная вещь!

– Как часто нужно причащаться?

– Мы должны причащаться как можно чаще, но должно подготовившись. В идеале получить святое Причастие каждый день – в молитве Господней мы говорим: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Этот хлеб – святое Причастие, через которое мы соединяемся со Христом. Как Тело (Христово) соединено со Христом, так и мы через этот Хлеб соединяемся с Ним (свт. Иоанн Златоуст).

Было бы хорошим правилом, если бы христиане, живущие в миру, работающие на светских работах, имеющие семьи и семейные заботы, причащались каждое воскресенье.

– Как лучше подготовиться современному человеку к Причастию?

– У каждого священника свои особые предпочтения, как прихожане должны готовиться к Причастию. Но есть традиция: мы должны прочитать три канона и акафист, затем правило перед Причастием. Это может занять всего час и 15 минут. А в течение года мы не забываем о соблюдении постов: среда, пятница и четыре многодневных поста. Но больше всего нам нужно быть в мире со всеми, прощать всех и просить прощения у каждого, кого обидели. И конечно, постоянно молиться, в сердце носить молитву. Лучше всего исповедоваться накануне воскресной Литургии в субботу на вечерней службе. Исповедь – это тоже важная часть подготовки к Причастию. Молитва — это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуждается в пище. Очень ценно повторять Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

– Касаясь постов, кому полагается послабление?

– Для тех, кто слаб из-за возраста, болезни, беременности, а также для тех, кто путешествует, правило соблюдения поста немного смягчаются. Есть послабления, но каждый должен обсудить это со священником или со своим духовным отцом.

– Что значит быть верующим?

– Это значит, что мы отдали себя Богу в покаянии и осмыслили свою греховность. Поэтому нуждаемся в Божьем прощении и милости, поэтому просим простить и помиловать. Мы можем быть хорошими людьми в мирском смысле и должны стараться быть такими. Но вера в Бога, вера в Иисуса Христа как нашего Спасителя – это то, что нас объединяет с Богом. Если мы верующие, то мы живём в покаянии, и Бог активен в нашей жизни. Это о понимании того, что есть и другое измерение жизни, вечное, божественное измерение. Мы говорим не только о мире, свете, но о царстве Божьем. И это делает нашу жизнь бесконечно насыщеннее и богаче.

«Что делает человека верующим, христианином – это то, что он носит в глубине своего сердца и в душе»

– Порой новокрещёные выбрасывают книги, телевизор, чуть ли не силой заставляют поститься своих близких, которые ещё не пришли к вере. Что посоветуете новым чадам Церкви?

– Начинающие верующие, новокрещёные во взрослом возрасте обычно переполняются рвением, усердием, что может быть хорошо. Люди, пришедшие к вере, хотят отрезать себя от мирских, светских влияний. Особенно от тех факторов, которые ведут к греху, например, компьютер, телевидение, определённые книги, фильмы, интернет, соцсети. Есть среди неофитов те, кто хочет, чтобы все, включая родственников, друзей, разделили с ним радость приобретения веры. Но порой их рвение уносит в сторону, и вместо того, чтобы действовать как христиане с любовью и милосердием, стараются спорами обратить свою семью к вере. Такой подход пользы не принесёт.

Для того чтобы правильно достичь этого, нужно, конечно, отказаться от всего, что ведёт нас к греху (телевидение и интернет), но мы должны иметь дух смирения, должны понимать, что только что пришли к вере, и пройдут годы, прежде чем появится глубокое понимание веры в Бога. Таким образом, нам нужно не спорить, а быть стойкими, непоколебимыми и укрепляться в своей вере. И конечно, должны показывать свою любовь и заботу своим близким и родным.

– Как быть с родственниками и друзьями атеистами?

– Лучше всего молиться за них, чтобы Господь показал себя им. Если неверующие увидят, что их жизнь может стать лучше и радостнее благодаря вере в Бога, что православные любят других бескорыстно, то они сами захотят узнать, что такое вера, любовь к Богу. Захотят получить то, что есть у нас, у верующих людей.

– Как быть христианину, если его работа не одобряется Церковью?

– В идеале мы должны выбирать ту работу или профессию, которая не противоречит христианской вере, христианским традициям и убеждениям. Искать себя в той профессиональной сфере, где мы можем выполнять работу с чистой совестью. Такое занятие не приведёт нас или других к греху.

Если же наша работа не согласуется с верой, лучшее, что можно сделать – уволиться и найти другое место. Если же такой возможности нет, мы должны выполнять свои поручения, свою работу честно и добросовестно, со смирением и в духе служения другим.

– Как православным верующим любить своих врагов? Порой это бывает очень трудно…

– Мы должны любить своих врагов, молясь о них. Мы можем молиться совершенно просто: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй (имя). Церковь и священнослужители не призывают эмоционально любить своих врагов, но иметь к ним сочувствие и милосердие. Не судить своих врагов и не злословить.

Святой Силуан (Афонский) говорит:

«Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией. Милостивый Господи, духом твоим святым научи нас любить врагов своих и слёзно молиться за них».

Святой называл критерий любви к Богу: мы настолько сильно любим Бога, насколько сильно любим своих врагов. Поэтому мы должны любить и особенно молиться за своих врагов!

Такое отношение касается не только личных врагов, но и врагов Церкви и Родины.

Мы должны молиться за них, чтобы Господь Бог смягчил их сердца, сделал добрее.

– В современном мире есть ли место для чуда?

– Господь Бог даёт чудесам совершаться и в наше время, особенно часто Он делает это через своих святых. Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (а он жил в XX веке, сколько современников Его лично знало!) дарит чудо людям, так же и Матерь Божья, и другие святые. Божья благодать проявляется в чудесах икон Божией Матери, особенно тех, которые мироточат. Хлеб и Вино на Божественной Литургии превращается в Тело и Кровь Иисуса Христа – разве это не чудо? Великое чудо! Когда мы идём на исповедь, мы очищаемся от грехов, наши мысли, ум, сердце и душа очищаются, и мы чувствуем Божию благодать и Его прощение. Это тоже великое чудо. Господь Бог работает, действует.

– Владыка, Вы бывали в России, что Вам запомнилось большего всего?

– Я прожил в России больше года: в Москве, в Санкт-Петербурге и на Валааме. Валаамский монастырь – одно из самых любимых мест в России. Также запомнилась и полюбилась Троице-Сергиева лавра, особенно мощи преподобного Сергия. Дивеево и мощи преподобного Серафима. Все эти места и люди, которые произвели сильное впечатление – часть меня. Есть русские американцы, но есть и американские русские. Я надеюсь, что у меня русская душа.

Вы можете поаплодировать автору33