Сегодня на гребень волны общественного обсуждения, благодаря фильму «Матильда» Алексея Учителя, попала тема добрачных отношений последнего русского императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской.

Свой авторский комментарий об отношениях цесаревича и балетной танцовщицы, а также впечатлениях от трейлера к фильму «Матильда», дала в интервью журналу Православие.фм сотрудница Музея города Новосибирска и организатор выставки о Романовых «Императорская семья и Ново-Николаевск» Ирина Хлебникова.

— Ирина Петровна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.

Ирина Хлебникова
Ирина Хлебникова

— Я сотрудник Музея города Новосибирска, работаю в нём с момента его основания, последние лет шесть.

Я не профессиональный историк, но имею гуманитарное образование: заканчивала Новосибирский государственный университет, экономический факультет. Получила очень хорошее образование, которое мне  позволяло работать в разных сферах и системно подходить к выполнению любых  проектов.

А выставка — это всегда  серьезный проект! Необходимо спланировать,  какие экспонаты привлечь, с какими партнерами взаимодействовать, какой материал изыскать, как выстроить логику подачи материала и экскурсии, какую полиграфию разрабатывать и печатать, как продвигать выставку и прочее. Это всегда трудоемкий проект, которым надо умело управлять. Музейная работа сегодня — это вещь  сложная, интересная, но и очень трудоемкая.

Задерживаются в нашей сфере бессребреники, энтузиасты, те, кто вкладывает душу в свою работу.

Три года назад, к 400-летию дома Романовых, в нашем музее города  Новосибирска открылась  выставка «Императорская семья и Ново-Николаевск». Тогда моя задача, как автора и куратора выставки, состояла в том, чтобы найти и представить ту информацию, которую на тот момент почти никто не знал: насколько наш город Ново-Николаевск обязан царской семье, что именно нас связывало с ней, каким образом  городу оказывалась помощь и  какие  свидетельства  заботы царской семьи мы до сих пор видим вокруг себя.

Я тогда очень много работала с архивами, перечитала лучших историков, изучавших жизнь последних Романовых (А.Н. Боханов, С.С. Ольденбург,  П.В. Мультатули), изучила множество открытых источников и зарубежной литературы и поняла, что несправедливо было бы  делать выставку так узко. Поэтому, помимо  части, связанной непосредственно с взаимодействием царской семьи и Ново-Николаевска, была ещё часть выставки, которая подробно рассказывала о династии Романовых.

Реальная выставка получилась гораздо шире и полнее. Например, повествование о последних пяти правителях, начиная с Александра I (его завершение жизни было неординарным), про Николая I, Александра II, Александра III и, конечно же, более подробно про последнего императора Николая II и его семью. Выставку сопровождала медийная программа с редкими,  авторскими фильмами.

Выставка оказалась не очень долгой (4 месяца)  по чисто административным причинам: весной подступала Олимпиада — 2014 и в этом зале спешили  открыть новую спортвыставку. Мне известно, что новосибирцы писали письмо в Министерство культуры о том, чтобы сохранить  выставку про Романовых, столь нужную нашем городу. Очень жаль, что так быстро всё свернулось.

По словам наших администраторов, еще многие месяцы в музей приходили посетители, желающие на нее попасть.

— А посетителей на выставке было очень много?

— Много, выставка пользовалась ошеломляющим успехом. Огромное количество людей ее успело посетить, сотни благодарных и восторженных писем остались в книге отзывов гостей.

Она проходила в небольшом зале, но он никогда не пустовал. Я видела неподдельный интерес многих и многих людей, приходивших в выходные дни в музей. На этой выставке по выходным дням я ввела новую форму авторских экскурсий куратора: по субботам и воскресеньям сама читала двухчасовые лекции о династии Романовых.

Собиралось (каждый раз — ред.) свыше полусотни человек. Приезжали целыми приходами, коллективами из организаций, воскресными школами и т.д. Для нашего небольшого музея и крошечного зала это, несомненно, был успех.

Мне кажется, у людей, кто посетил выставку и вдумчиво переварил экскурсионный материал, посмотрел видеопрограмму, происходило переосмысление личности нашего последнего Государя. Именно в оценке Николая II, столь оболганного большевиками, мы спотыкаемся до сих пор. Это наш  главный порог (это моё собственное ощущение после той выставки и общения с посетителями). И если мы правильно переступим его: очистим нашу память от постыдных стереотипов и очернения, — то и судьба нашего народа и наша собственная будет иная.

Это  моё личное мнение. Я видела  много слёз людских на выставке, слышала много воспоминаний о царе, передаваемых в семьях из поколения в поколение, и все это убеждает меня в уважении и почитании Николая II среди горожан. Было много благодарностей… У людей после выставки открывалось какое-то новое видение последней царской семьи и личности Николая II.

В сердцах людей, оказывается, сохранялось ощущение несправедливости по отношению к памяти царя, а на выставке они находили подтверждение праведности его жизни и духовного подвига при трагической кончине. А сердце всегда чувствует точнее и вернее, чем многочисленные публикации  в угоду кому-то и чему-то. Сто лет назад, совершив злодеяние и убив законного царя, большевики стали переписывать историю, всячески искажая правдивый его образ…

— Вы знаете, я бы тоже обязательно посетил эту выставку, если бы она сейчас продолжалась. Более того, я порекомендовал бы её огромному количеству своих знакомых и они бы тоже проявили интерес. Это я знаю совершенно точно!

— Да, у меня ощущение, что выставка о Романовых должна быть в нашем городе.

— Тем более, что он связан был с Николаем II и даже назван был в честь его святого покровителя…

— Не совсем так. Наш город с 1895 года просил у правящего монарха присвоить имя в его честь (т.е. самого Николая II), о чем свидетельствуют сохранившиеся в городских архивах официальные прошения. И высочайшее разрешение на это было вскоре получено, город стал называться Ново-Николаевском в честь правящего государя.

Сам Николай II значительно помогал городу. Например, деньгами на строительство собора Александра Невского, который был открыт в 1899 году. Царская семья в начале ХХ века даровала городу две иконы с Афона: икону Иверской Божией Матери и целителя Пантелеймона. Также городу было подарено золотое парчовое покрытие, использовавшееся на отпевании умершего цесаревича Георгия Александровича (младшего брата Николая 2), из которого были сшиты облачения священников. Такого царского дара удостоились три города: Москва, Санкт-Петербург и Ново-Николаевск.

Еще один факт: наш город строился на землях, принадлежащих  помещикам Романовым, Часть земель Николай II подарил городу, но часть положено было выкупить. Был составлен договор о постепенном земельном выкупе. До революции императорской семье была выплачена лишь половина ее стоимости, а вторую  половину наш город  так и остался должен царской семье.

Николай II активно помогал Новониколавеску после сильного пожара 1909 года, который на 2/3  уничтожил наш город. Срочная, адресная помощь царской семьи позволила сотням семей выжить и отстроить город вновь.

Сейчас Новосибирску 123 года, и четверть своей жизни он носил имя последнего Государя. Главный проспект города носил имя Николаевский, реальное  училище носило имя семьи Романовых, одна из первых улиц была Александровской, в честь предпоследнего государя Александра Ш…

Поэтому мы, как никакой другой город — за Уралом точно — связаны с памятью царской семьи. Всё это оправдывает идею того, чтобы появилась в нашем городе выставка о Романовых.  Это моя мечта, высказанная вслух. Возможно, найдется кто-то, кто сможет помочь с помещением, я готова вложиться своими интеллектуальными наработками, своими материалами и экспонатами; готова была бы создать этот музей и запустить его работу.

Впереди 2018 год, столетие расстрела царской семьи. Хотелось бы сделать в эту годовщину новую выставку о Романовых. Кое-что из материала «нарастилось» с того времени,  добавились новые исторические свидетельства и открытия.

Основная трудность – с поиском экспонатов, поскольку все, что связано с семьёй Романовых, имеет сейчас неимоверную ценность. Подавляющее большинство предметов было продано в 20-е годы на аукционах и осело в частных коллекциях за рубежом.

То, что присутствовало в музее на нашей выставке, привлекалось из антикварного магазина  и частных коллекций. На выставку такие экспонаты можно привлечь лишь на время. Поделюсь радостью: зная увлеченность темой Романовых, друзья купили на аукционе и подарили мне коронационную кружку Николая II 1896 года из тех, что раздавали на Ходынском поле.

— А скажите, пожалуйста, что лично вас подвигло на организацию этой выставки, когда вы брались за это дело?

— Это была моя инициатива, и руководство музея пошло навстречу. Было важно рассказать историческую правду о последних наших  царях, предоставить возможность каждому посетителю переосмыслить происшедшие трагические  события.

Мои исследования и  собственная подготовка  в этом  вопросе была  очень  тщательной, поскольку, когда выносишь что-либо  на  публичное обозрение, то всегда по тройной цене отвечаешь перед Богом за это.

Год, когда готовилась выставка, 2012. Тогда ещё мало рассказывали правдивого о последнем Государе. Благо, что в последние годы  стали готовиться прекрасные исторические  выставки в Москве, которые организовывает епископ Тихон (Шевкунов), но это – лишь  последние три года.

Примечательно,  что открылась музейная выставка о Романовых в музее в начале ноября 2013 и в том же месяце открылась первая выставка Шевкунова о  династии Романовых в Москве. Как было приятно! Видимо, мы шли  на одной волне, в одном потоке этого запроса, запроса из общества.

Среди современных историков мне импонирует Пётр Мультатули, который  приходится правнуком того самого Ивана Харитонова, убитого большевиками вместе с царской семьёй в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Иван Харитонов был старшим поваром Императорской кухни и добровольно разделил участь царской семьи в заточении.

По материнской линии Петр Мультатули — праправнук генерал-майора П. Г. Беллика, выдающегося участника Кавказской войны, назначенного императором Александром II начальником Чечни и Грозненским городским головой. Именем П. Г. Беллика в Грозном назван мост через Сунжу. Сегодня этот правнук,  Пётр Мультатули, – профессиональный историк, свою научную жизнь положивший  на то, чтобы вскрыть и донести  правдивую информацию о последнем царе.

Думается,  что к 2018 году появятся какие-то новости или открытия по этой теме. Например, а было ли отречение?

— Об отречении последнего императора и о его кончине известно достаточно много и написано большое количество трудов, так как многих исследователей это интересовало. А сегодня одна из актуальнейших тем в плане общественного обсуждения — это добрачные отношения императора Николая II, или якобы отношения, с Матильдой Кшесинской…

— Ведь это такая тонкая тема — юность человека и пробуждение его первых чувств. Это всегда настолько глубоко внутри человека, всегда скрыто от людей, от публичности. Это часто — тайна. И вдруг наш кинематограф выбирает эту прочно укутанную временем тему отношений балерины и цесаревича Николая II и «вытряхивает» ее перед нами. Я просмотрела трейлер и остался неприятный осадок. Объясню почему.

Сначала нам надо бы восстановить уважительную память о последнем Государе. Когда она будет реабилитирована, тогда у нас будет право фрагментарно разбирать детали  его жизни. Но когда память о нем очернена и жизнь его всё ещё оболгана, а сердцем мы не приняли его духовный подвиг, то зачем нам преподносят еще одну поделку «а-ля рюс»?

В трейлере нам показывают умопомрачительные охи-вздохи-обмороки, какую-то неведомую страсть, которой  цесаревич никогда не обладал в силу своей глубокой уравновешенности.

Показывают нам эдакий современный тип страстных отношений, просто перенося их на сто лет назад. Выглядит это фальшиво-неестественно, а главное не соответствует духу той эпохи. Такого формата отношений у этих исторических персон в начале века не могло быть. Нам преподносят сейчас эту подделку как исторический факт и навешивают очередной несимпатичный и неправдивый ярлык на Николая II.  И душа восстаёт против.

Исходя из элементарной порядочной позиции, давайте сначала отдадим должное замечательным качествам личности и духовному подвигу Николая II: его благородству, величайшей внутренней культуре, образованности, нравственности, блестящему воспитанию,  глубокой духовности и прочему, что он нам показал своей жизнью.

Сначала давайте реабилитируем Царя в полноте этих качеств, отдадим ему эту дань, воспримем его как отца и радетеля русского народа  и помазанника Божьего. И не забудем, что он прославлен Церковью как святой царственный страстотерпец. А потом уже, когда образ его будет восстановлен в полноте, можно будет упоминать о том, что было некое увлечение в юношестве.

А то у нас сейчас с этим фильмом происходит всё наоборот. Мы не восстанавливаем   справедливую уважительную память, а еще больше «развешиваем клюкву» вокруг личности царя.

Вот эта Кшесинская, совсем некшесинская в трейлере, которая почему-то сразу напомнила страстную Лизу Боярскую из «Адмирала», этот образ — абсолютное несоответствие тому, какой была эта неглупая балерина 100 лет назад! Не было и не могло быть таких страстных публичных порывов и фонтана проявления чувств, как показано в трейлере. Не было и показных всплесков страсти у этих исторических персон. Трейлер неприятно режет по чувствам, оскорбляя память.

Маловероятно, что я буду смотреть фильм: трейлер отравил впечатление. Из показанных там фрагментов для меня ясно, что это дешевая подделка и ложь о Государе. Там — видение современного режиссёра, который не удосужился, видимо, изучить серьезные исторические документы, а выстроил эту любовную историю на свой вкус и лад.

Прочтите книги Петра Мультатули, прочтите книги Александра Боханова – этого лучшего историка и знатока жизни Николая II. Его оценка отношений Царя и Кшесинской однозначна: это была юношеская влюблённость, которая ничем и не закончилась. Это могло быть на уровне флирта, записок, подарков, писем и всё.

Но многим хочется сделать из малоизвестной и малозначимой проходной истории флирта что-то скандальное. Мне лично не нравится трактовка того, как режиссер показывает Николая II в этой страсти безумной. Таким он никогда  не был — наоборот, он  был спокойным, уравновешенным, укорененным в православной вере человеком в любых обстоятельствах и ситуациях. О чем  масса свидетельств и воспоминаний его современников! Я не хочу видеть в трейлере (и фильме) такого Николая II, это не он! И в те и в последующие годы он  являлся  образцом порядочности, культуры и нравственности.

— Дело в том, что многие исследователи и сохранившиеся исторические источники, например дневники и письма царственной четы, свидетельствуют о том, что у них была очень крепкая семья, что Николая II действительно был хорошим семьянином и действительно неподдельно любил свою супругу, как и она его.

По трейлеру сложно судить о будущем фильме, но у меня создалось впечатление, что Николай II чуть ли не выбирал между будущей супругой и балериной Кшесинской. А на какой момент жизни пришлись отношения Кшесинской и цесаревича на самом деле?

— С будущей императрицей Николай II познакомился, когда ему было 16 лет, а ей 12. Он своей новой знакомой гессенской белокурой принцессе, внучке королевы Виктории, преподнес подарок — маленькую брошку, которую он попросил у мамы. На следующий день принцесса Аликс ему возвращает брошь и больно царапает его. Воспитанная в пуританских традициях, она не могла себе позволить принять такой дорогой подарок. Девочка удивила цесаревича, он пишет об этом в своем дневнике. Она нравится ему, с тех пор он начинает думать о ней.

Через четыре года он вновь встречает ее в Санкт-Петербурге. Она очень похорошела, он окончательно влюблен, чувства их крепнут и они уже проводят вместе многие часы общения. Далее у них начинается роман в письмах и глубокая, поддерживаемая душевным огнём, любовь друг к другу. Пересылать письма взялась помогать им родная сестра Аликс — Елизавета Фёдоровна, будущая святая великомученица.

Цесаревич всерьез мечтает об Аликс и никого другого не хочет видеть рядом с собой.

Представьте себе: его властный отец Александр III неоднократно предлагает ему разные партии для женитьбы, но Николай II категорически возражает своему всесильному отцу! Как слабохарактерный Николай (таковым его часто рисуют) мог так долго противостоять царю,  добиваясь женитьбы на своей избраннице?

Они с Аликс десять лет шли к желанному браку. На протяжении этого времени могла быть какая-то легкая увлечённость красивой, неглупой балериной, которая многих тогда увлекала. Она была обворожительна и непосредственна, и некоторые из великих князей Романовых были у её ног.

Но цесаревич Николай был не таков. Всей своей жизнью и поступками он демонстрировал добропорядочность и благочестие. Думаю, что это могла быть юношеская влюблённость, увлечённость с подарками и знаками внимания, но не больше.  Это — юношеское восхищение в молодости и впоследствии — милость к ней от царской особы.

— А могло это быть банальным восхищением искусством? Не обязательно же, даря подарки, непременно рассчитывать на какую-то интимную близость?

— Конечно! Я  думаю, что это было как раз то самое увлечение! «Мила», «увлекла меня» —  находим в его дневниковых записях того периода. Это свидетельствует об увлечении, когда тебя что-то вдохновляет. Мне кажется, она и была вот таким вдохновляющим моментом для молодого наследника, но не больше. И никогда впоследствии эта тень юношеских отношений не пробежала между императрицей Александрой Фёдоровной и императором Николаем II. Потому что отношения царской четы были и остаются примером любви для многих современников.

Читайте их переписку — какая высота чувств, глубина взаимопонимания и уважения друг к другу до последних часов жизни! А приписываемый ему бурный роман с Кшесинской — это как липкая ложь, которая тянется и не может никак отстать от личности царя.

— А вот те исторические свидетельства, с которыми Вы столкнулись при подготовке выставки и продолжая разрабатывать её сейчас, что они говорят об этих отношениях? Это была сплетня того времени?

— Я не нашла никаких документальных подтверждений каких-то глубоких страстных отношений между ними, доходящих до близости. Я доверяю историкам типа Александра Боханова, который говорит, что это — придуманные отношения. За этим утверждением стоят годы и годы его скрупулезной работы и изучения архивов, переписки. Историк утверждает, что у Николая II Аликс была первой и единственной женщиной в жизни, и у Аликс это был первый и единственный мужчина.

Кому было выгодно раздувать сплетни? Мы знаем, что было достаточно сил, которые мечтали очернить царя и заметно ослабить его авторитет. Для чего? Да чтобы ослабить и подкосить страну Россию, такую огромную и сильную в то время. Когда мы сильные — нас все боятся и желают раздавить…

Похоже, что с 1917 года по 80-е годы  вопрос этого флирта мало кого интересовал вообще. Про царя приказано было забыть и не вспоминать. Сама Кшесинская – оказалась большой труженицей за рубежом, где она, по сути, выживала, оставшись без средств к существованию. Она создала в Париже балетную студию, содержала своего мужа, сына, выступала сама и преподавала до семидесяти лет. В 99 лет она ушла из жизни, и ни у кого не было никаких вопросов к ней по поводу этого двусмысленного романа.

Сейчас мы проходим непростой период переосмысления того злодеяния, которое  произошло в 1918 году. Есть те, кому это не нравится, кто держится привычных, заученных стереотипов и не готов искать истину.  Согласитесь, что духовный подвиг Николая II понять, не будучи православным человеком, сложно… Но верующие люди видят его, притекают к страстотерпцу  и просят  его  о  помощи. И она является нам!

— Вы бы стали смотреть «Матильду» полностью?

— От просмотра трейлера ощущение, как если бы вы хотели  увидеть «Джоконду» — настоящее произведение искусства, с её улыбкой, с её полутонами, загадкой — и вдруг вам вместо нее подсовывают  комикс! Вот и у меня такое же ощущение разочарования от лжи.

Желаю всем увидеть Николая II со всеми теми качествами, которые я описала выше. Покажите его умным и сильным с «железной рукой в бархатной перчатке», каким его знают  историки, потратившие жизнь на изучение личности царя. Это будет достойное, доброе дело! А то этим фильмом будут опять смущать умы молодых. Они увидят некую скабрезность, придуманный фарс о последнем царе,  а это совершенно неполезно незрелым умам.

— И, подводя итог нашей беседе, скажите, хотели бы вы, чтобы деятели Церкви или люди, сочувствующие этой теме, взялись за разработку какого-то альтернативного проекта и сняли бы другой художественный фильм про Николая II? Про его семью и отношения в ней, может быть? Нам не хватает такого проекта?

— Да! Конечно! Нам не хватает исторически достоверного фильма, где мы  увидели бы ум и образованность, мудрость и  волю, с которой Николай II вёл Россию к высшей точке своего экономического развития в 1913 году. Почему мы сбрасываем со счетов этот пик экономического и культурного расцвета России того времени? Невиданные темпы экономического роста! Как это могло быть при «слабом и никчёмном» правителе? Это был грамотнейший и  умнейший человек!

Хочется, чтобы такой правдивый фильм был снят. Чтобы мы смотрели и гордились: вот какими были наши предшественники, наши русские правители! Как любили свою страну, как ради нее жили и умирали.

А царственные супруги, повторюсь, – это красивая «песня» семейных отношений.  Удивляет, сколько нежности, любви и доверия было меж ними. Это необычно!

Плоды  семьи — это всегда дети. Мудрые говорят: дети – это зеркальное отражение скрытых пороков родителей.  Посмотрите на царских детей… Один священник, принимавший у них исповедь в последние месяцы жизни, сказал: «К ним не пристаёт никакая грязь, ни внутренняя, ни внешняя… Нам бы всем таких детей»! Вот плоды любви этих двух венценосных людей!

Конечно, хотелось бы, чтобы такой умный и правдивый фильм появился в нашем кинопрокате.

— Спасибо за беседу!

Беседовал Андрей Сегеда