Клинический психолог Новосибирского областного наркологического диспансера Никита Сергеевич Яночкин рассказал читателям «Православия.фм» о зависимостях.

Профессиональный врач поведал о том, в какие виды зависимости может впадать человек, почему это случается, как лечатся подобные психические недуги, а также рассказал чем здесь помогают вера и Церковь и бывает ли «православная психология»:

— Никита Сергеевич, вы уже несколько лет ведёте в Новосибирске профессиональную практику в сфере психологической помощи. У вас даже есть собственный сайт, посвящённый психологической помощи. Расскажите немного о себе: как и где вы росли, где получали образование, что подвигло вас встать на стезю помощи человеческой душе?

— Родился и вырос в городе Мирном (Якутия). В 2009 году, окончив Томский Государственный Университет, переехал жить в Новосибирск. С раннего детства мне была интересна тема человеческой души, поэтому сомнений относительно выбора профессии практически не было. Благодаря родителям, которые вовремя направили и подсказали путь, я стал тем, кем стал — клиническим психологом.

— Бывают психологи-теоретики, которые любят рассуждать об устройстве человеческой личности и движущих ею мотивах, но не занимаются врачебной помощью. Вы же, судя по грамоте, вручённой вам как медицинскому психологу, являетесь больше практиком и стремитесь деятельно участвовать в судьбе пациентов. Это так?

— В настоящий момент я работаю в Новосибирском областном клиническом наркологическом диспансере. Мы помогаем подросткам, взрослым мужчинам и женщинам, страдающим теми или иными наркологическими проблемами. Уверен, чтобы понять эту тему необходимо окунуться в её практическую область.

— Вы говорите, что в своей работе ориентируетесь на Православие и придерживаетесь направления «православной психологии», но как это следует понимать? Вы консультируете человека совместно со священником? Рассматриваете его проблему через призму православного мировоззрения? Может быть, используете в работе какие-нибудь особенные выработанные Церковью методы или, напротив, отвергаете способы воздействия на личность, которые Церковь не приемлет?

— Если очень кратко, то православная психология основана на христианской антропологии. Она понимает человека как Образ и Подобие Божие, единство духа, души и тела. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы стать святым, богоподобным существом, что возможно в результате соединения с Богом, через развитие добродетелей и борьбу со страстями. В фундаменте православной психологии заложены христианское мировоззрение и аскетика.

Обычно в работе с людьми передо мной стоят две задачи общая и частная.

Общая — выяснить явные или скрытые психопатологические корни недуга, объяснить их страждущему, довести до его сознания, помочь их осознать, критически оценить и преодолеть, прийти к внутренней свободе и радости.

Частная задача — оказать помощь человеку в решении его насущных жизненных ситуациях. Очень важно при этом не забывать о «духовной вертикали». Здесь возможно применение психотерапевтических и психокоррекционных методов и психотехник, не противоречащих православному мировоззрению. Современный православный психолог обязан исключать методы, связанные с насилием над личностью, лицедейством, ложью, механистических, оккультно-мистических психотехник (программирование, гипноз, кодирование) и иных уничтожающих душу воздействий.

— Каковы источники православного опыта, который вы используете оказывая помощь? Вы просто воцерковлённый человек, серьёзно изучаете святоотеческое наследие или, может быть, имеете и духовное образование?

— Я имею одно светское образование, церковного пока нет. Будучи крещенным, воцерковленным человеком, мне присущ в некоторой степени личностно-нравственный аскетизм, который непосредственно влияет на моё отношение к жизни и к профессии.

Чаще всего я работаю с людьми у которых искажена ценностная иерархия, повреждены представления о связи духа, души и тела. Свои соматические заболевания они часто не связывает с душевными расстройствами, не говоря уже о сфере духа.

Я исследую психику человека ориентируясь на «духовную вертикаль». Очень важно помнить о своих личных недостатках и слабостях, осознавать греховность своей природы, но при этом полностью надеяться на Бога Троицу. Поэтому важным аспектом в моей деятельности является личное воцерковление.

— Помимо психологической помощи вы участвуете и в работе новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей. Насколько вы считаете это важным?

— С 90-х годов над Россией проводится «либеральный эксперимент», он совершенно не совместим ни с её ментальностью и культурой, ни с её духовностью. Особенно сегодня наша страна испытывает мощное внешнее давление, в том числе на духовно-нравственные основы. Борьба за традиционные ценности, семью, культуру — это борьба за наше будущее.

— Перейдём к вопросам психологии. Вам часто приходится иметь дело с различными видами зависимости. Мне, как дилетанту в этой сфере, приходят на ум наркотическая, алкогольная, табачная, игровая и адреналиновая зависимости. Я что-нибудь упустил? В какие ещё зависимости человек впадает?

— Из всех форм отклоняющегося поведения самой опасной, пожалуй, является зависимое поведение (или аддиктивное, от англ. addiction — «навязчивая привычка», «страсть к чему-либо»).

Зависимое поведение возникает как попытка убежать от невыносимой реальности, от накопившихся проблем. Часто неудовлетворенные страстные желания подвигают человека «спрятать голову в песок». Аддиктивная личность ищет свой универсальный способ выживания — уход от проблем.

Изменение психического состояния удается за счет аддиктивных агентов. Это могут быть химические вещества: алкоголь, наркотики, табак, токсичные вещества и т.д. Также, агентом могут выступать сильные эмоциональные состояния: ритмичная музыка, гемблинг (игромания), азартные игры, интернет, другой человек (любовная зависимость), шопоголизм, трудоголизм.

— Предположим, человек попробовал наркотики и обнаружил, что не может без помощи со стороны от них отказаться, или же ему сопереживают его близкие и друзья. Куда обращаться, что им может помочь или помешать в избавлении от зависимости, какую помощь в том или ином случае оказывают вера и Церковь?

— Многие люди полагают, что пройдя курс детоксикации в наркодисапансере, можно вылечиться от наркомании или алкоголизма. Алкогольная и наркотическая зависимость уничтожает все четыре сферы человека: биологическую, психологическую, социальную и духовную. Поэтому для эффективного лечения необходим комплексный подход, охватывающий воздействие на все четыре сферы. Медикоментозная терапия — это лишь начало долгого и трудного пути.

Не следует посещать никакие общества анонимных наркоманов или алкоголиков (АН – оздоровительная сектоподобная протестантски-ориентированная международная организация, окормляемая «пастырями» из-за границы). Совершенно неприемлемо для крещенных православных людей обращаться за помощью в наркологические центры оккультной ориентации.

В Русской Православной Церкви накоплен богатейший опыт помощи зависимым людям. Система церковной реабилитации включает в себя весь цикл помощи — от входящего звонка, до основного этапа реабилитации, ресоциализации. Опыт работы с наркоманами в православных медицинских центрах свидетельствует об их высокой эффективности.

— Современные синтетические наркотики многие специалисты считают более опасными, чем «традиционные». Почему?

— К сожалению, на сегодняшний день в России до сих пор продолжается смертельная спайсовая пандемия. По своему личному опыту работы с этой проблемой, приходится констатировать ужасающий факт — в последнее время возраст употребления значительно помолодел. Если всего несколько лет назад спайс употребляли юноши и подростки, то сегодня среди курильщиков нередко можно встретить представителей младшего школьного возраста.

Курильщик спайса с первых секунд употребления наркотика перестает различать реальность. Он теряет рассудок и внешне его поведение напоминает поведение больного шизофренией. Под действием вещества он может бросаться под автомобили, а может упасть на асфальт и биться в конвульсиях. Это приводит любителей покурить в стены психиатрических больниц.

По опыту могу сказать, что расстройства мышления в таких случаях достаточно часто необратимы. Человек, употреблявший курительные миксы, перестает адекватно оценивать свое состояние. Фактически он инвалидизируется.

«Соли» имеют схожую клиническую картину и те же губительные последствия, что и спайсы. Их часто колют внутривенно, человек «сгорает» очень быстро. Вычислить дозу очень сложно, поэтому встречаются частые передозировки. Психика рассыпается на глазах.

Соли и спайсы — это современное химическое оружие, по сравнению с другими наркотиками очень быстро разрушающее мозг, нервную систему и личность.

Я глубоко убежден, что без общих усилий родителей, учителей, врачей, специальных служб, общественных организаций, Церкви и всего общества в целом, проблему синтетических наркотиков победить невозможно.

— Игровая и компьютерная зависимость — это разные или тождественные понятия? Как они возникают и как от них избавиться?

— Компьютерная зависимость или кибермания относится к психическим зависимостям по типу наркоманической: неудержимое желание получить «дозу», необходимость в её увеличении, потеря контроля над поведением, абстинентный синдром (ломка) при потере доступа к компьютеру, деградация личности и развитие деструктивного поведения.

При компьютерной зависимости, происходит масштабное изменение душевной жизни человека — развиваются гордость, равнодушие к окружающим, эгоцентризм.

Подвержены игромании те, у кого искажена система ценностей, часто человек не умеет контролировать эмоции. Наибольшее число потенциальных игроманов отмечают среди мальчиков-подростков 12-16 лет.

Игромания чаще возникает в семьях, где родители нередко конфликтуют, где не принято делиться своими чувствами, присутствует некоторая отчужденность, царит недостаток любви.

Подростки нуждающиеся в самовыражении, обращаяются к компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности и безграничных возможностей, при этом лишенную всякой ответственности. Такая иллюзия убивает человека.

Родители обязаны проявлять интерес к жизни ребенка, интересоваться его делами и проблемами, пытаться помочь развить таланты и способности. И очень важно организовать для него высокую занятость. Безделье — самая лучшая почва для возникновении зависимостей. Чтобы победить зависимость необходимо, чтобы в основу семьи был положен закон любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоанна 4:7-21).

— Спасибо!

Беседовал Андрей Сегеда