Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, священник, который остановил праздник радиостанции «Серебряный дождь», потому что музыка мешала службе, протоиерей Димитрий Смирнов дал интервью «Русской планете».

Большая невидимая война

— Сегодня мир фактически разделился пополам и ведет борьбу: Европа и условный Запад, с одной стороны, и Россия — с другой…

— Это случилось не сегодня, так было всегда. Всегда есть добро со злом, а поле битвы — сердце человека. Федор Михайлович Достоевский сказал это еще 150 лет назад.

— Тем не менее есть ощущение, что именно сегодня эта борьба обострилась во всех сферах, от политики до семейных отношений.

— Действительно, сегодня все сорвали маски и стали говорить уже открытым текстом. И мне это даже нравится, этот шаг от лицемерия. Выстоять в этой борьбе просто: надо строить не империю зла, а империю добра. И тогда добрые люди, которых в этом мире все-таки больше, объединятся вокруг России.

— ИГИЛ в каком-то роде тоже позиционирует себя как империю добра, говоря: езжайте к нам, мы построим халифат и будем жить праведно.

— Все империи позиционируют себя, как империи добра. И самое большое добро — это американская демократия. Особенно хорошо это знают жители Сирии, Ирака и других стран, которые подверглись бомбардировкам.

Между разными видами добра человек со здравым смыслом должен выбрать ту дорогу, которая соответствует его философским, нравственным и религиозным представлениям. А большинство нашего народа по своей генетической памяти все-таки склонно к христианству.

— Вы следите за происходящим на Украине? Эксперты нашего издания говорят о большой вероятности того, что Украина уйдет из-под крыла Московского патриархата.

— Кто куда хочет, тот пусть туда и идет. Если человек хочет из-под омофора митрополита Онуфрия к Мишке Денисенко, на здоровье. Митрополит Онуфрий — святой человек, когда его избрали, я прямо плакал: как же здорово, какое же у людей чутье, ведь это лучший из лучших.

А Мишка, он не только не патриарх, потому что с него сняли сан, он не только не монах, потому что с него сняли монашество, он еще и отлучен от церкви. То есть его нельзя даже отпевать, он, вообще, не крещеный человек. И имя он свое в истории церкви изгадил.

И если люди уходят, то и пускай идут — себе на погибель. Есть лики, а есть хари, и человек выбирает себе по душе.

Помидоры на сцене

— Протоиерей Всеволод Чаплин в интервью нашему изданию говорил, что молодежи, современному поколению нужно показать новый лик православия. Рассказать, что православие — это религия в том числе воинов, людей, готовых до конца стоять за веру. Вы согласны с этим?

— Дело в том, что наши оппоненты, ненавистники Христовы искажают силу христианства. Они стоят на страже того, чтобы мы были истинными христианами, но при этом забывают, что Александр Невский, например, немчуру разрубал от плеча до таза, и все это разваливалось на две половинки, и это было очень по-христиански. А потом ехал в Золотую Орду и там мирился с ханами, и это тоже был христианский поступок.

До современного поколения важно донести весь объем христианства. Показать, что христианство — это не есть ручки в брючки, ножки в травку. Церковь всегда себя позиционировала как воинство. Мы в крестных ходах носим хоругви, это военные флаги. А потом: Николай Вавилов — разве не воин? Мечников — не воин? Все, что дается с трудом, — это тоже воинство.

Нужно говорить правду, а правда в том, что христиане разные. Серафим Саровский был физически очень сильным человеком, а Амвросий Оптинский был слабым. Один жил и даже печь не топил, такая физическая мощь была, а другой принимал людей лежа. Но и тот святой, и этот святой.

— Как вы относитесь к движению «Сорок сороков», среди участников которого много профессиональных спортсменов. Они выступают в защиту программы «200 храмов», охраняют места строек, если надо, стоят живой стеной перед храмоборцами?

— Я вообще за любую народную инициативу, если она не разрушительна.

— Народной инициативой заявляет себя и «Божья Воля» Дмитрия Энтео…

— И на здоровье! Неужели вы думаете, что парень этот, Энтео, будет до старости ходить по выставкам? Это только, пока он молод и горяч. Ему еще образования художественного не хватает — так его акции были бы безукоризненнее. А кидать в театре помидоры — это старинная русская традиция: ну, посвистели, никто никого не зарезал — чего такого? Это жизнь.

Православный активист Дмитрий Энтео (в центре) во время открытия выставки «Духовная брань» на территории ЦСИ «Винзавод». Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

— Если искусство затрагивает религиозную тему, нужно ли людям, которые понесут это искусство в массы, предварительно консультироваться с представителями конфессий? Очевидно, что, имей такая консультация место перед выставкой, куда пришел Энтео, вся история была бы другой.

— Не нужно никаких консультаций. А нужен закон или указ президента, который скажет: запрещается в целях сохранения мира и порядка в стране использовать в изобразительном искусстве персонажей, представляющих для той или иной религии духовную ценность, вне традиции той религии, которую они представляют. Не будем изображать вообще ни пророка Моисея, ни Мухаммеда, ни Господа нашего Иисуса Христа.

— Но ведь искусство построено на изображении религиозных символов. И деятели, например, эпохи Возрождения когда-то тоже были новаторами…

— Один гражданин в Израиле сделал инсталляцию, которую назвал «Холокост». Он налил квадратную ванную красной краски, изображавшей кровь, и пустил туда плавать пластиковых кукол — голых, лицом вниз. И правительство запретило это, посчитав кощунством, хотя гражданин совсем не хотел кощунства. Но эти вещи, с которыми он стал работать, очень близки сердцу людей. И люди, которые это видят, могут реагировать по-разному. Они не хотят такого изображения своих родственников, оно причиняет им боль. И, значит, надо оставить это в покое. Нельзя!

А если очень хочется, делай это в своей мастерской. Приглашай туда экспертов, священников — кого хочешь, но народ не будоражь.

Вот у нас на храме написали — «Свободу пусси райот». Человек выступает за свободу для девушек, которые совершили хулиганский поступок и были осуждены. Но почему, чтобы дать им свободу, ему нужно написать это на храме, который я из руин восстановил?

Любовь и бэби-боксы

— На днях правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект об ограничении абортов и о выведении их из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Вы неоднократно высказывались против абортов. Почему, на ваш взгляд, правительство выступило против этой инициативы?

— Потому что большинство наших депутатов — советские люди. А для советских людей убивать собственных детей стало обычным делом еще с 1920 года, когда Ленин «впереди планеты всей» подписал указ о легализации абортов. Сегодня в детоубийстве замешана фактически каждая семья, и членам правительства психологически трудно: они выросли в традиции убивать своих детей, и продолжают ее защищать.

— Противники законопроекта объясняют свою позицию тем, что будет рост подпольных абортов. Вспоминают бабушек, которые на кухнях, при свете свечи, в условиях полной антисанитарии делали такие операции.

— Нужно ввести норму, что аборт, сделанный вне медицинского учреждения, карается, допустим, восемью годами — как вольное убийство. И все. Весь вопрос о бабушках — это надуманная, высосанная даже не из пальца, а из ногтя проблема. К тому же никаких бабушек, которые подпольно что-то там делали, уже не осталось: все они умерли еще в 1950-х годах.

— Вы активно выступаете против бэби-боксов. В одном из интервью назвали их «сектором войны, которую Запад организовал против России». Почему?

— Представьте себе: один бэби-бокс обойдется налогоплательщику в миллион рублей плюс обслуживание — несколько десятков тысяч в месяц. Если эти деньги отдать нуждающимся, матерям-одиночкам, то будет по крайней мере польза.

Бэби-бокс в родильном доме №4 города Калининграда. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

А эти люди, которые воюют против России, они любят воевать чужими руками — с помощью беженцев, с помощью образования нового государства Косово, сейчас превратившегося в анклав по продаже человеческих органов. И то же самое они делают и с нами: они хотят, чтобы мы строили и содержали бэби-боксы за свои деньги. При этом ясно, что бэби-боксы не решают никаких проблем, и уже появилось аномальное отношение к ним: одна бабушка отнесла своего внука. А сколько папаш будут мстить своим женам: «Ах, ты так! Тогда я отнесу ребеночка в бэби-бокс».

Потом, люди, которые лоббируют бэби-боксы, они в первую очередь лоббируют собственный бизнес. Как и всякий закон, за этим стоит бизнес, которому это выгодно.

— Но в то же время, например, протоиерей Всеволод Чаплин называет бэби-боксы благородным делом, поскольку речь идет о спасении человеческих жизней. Как получается, что у представителей Церкви такое разнополярное мнение на этот счет?

— Дело в том, что сначала у Патриаршей комиссии по вопросам семьи, председателем которой я являюсь, не было точки зрения по этому вопросу: мы его не изучали. А сейчас изучили. И узнали, например, что бэби-боксы разрешены только в 11 странах. Что бэби-бокс действует как провокация: он провоцирует мать в состоянии послеродовой горячки. Убить младенца она, вероятнее всего, не решится, но, если есть бэби-бокс, почти наверняка его туда отнесет. Что бэби-бокс — абсолютно лишняя нагрузка на налогоплательщиков. И главное — это дополнительный ручеек поступления младенцев.

— Главный аргумент, который приводят в защиту бэби-боксов, звучит так: если не будет бэби-боксов, женщина, не хотевшая рожать, просто выкинет своего ребенка в мусорный ящик, а тут появляется альтернатива, которая позволит сохранить младенцу жизнь.

— Интересно, что женщины, бросающие своих младенцев на помойках, и женщины, несущие их в бэби-боксы, — это две совершенно разные социальные группы, которые никак не пересекаются. Те, кто убивает, они про бэби-боксы не знают. Уже есть случаи: студентка убила младенца, а бэби-бокс был всего в 200 метрах (сегодня в России установлено около двух десятков бэби-боксов, они есть в 11 регионах страны. — РП.).

— А каким образом, на ваш взгляд, можно мотивировать молодых людей к деторождению?

— Только целенаправленной пропагандой. Работать надо в социальных сетях, на радио, на телевидении.

Мы возьмем девочек предбрачного возраста и расскажем им, что укладываться в кровать нужно в первую брачную ночь со своим будущим мужем, и это будет навсегда. Расскажем, что если делать это так, как рекомендуют современные эстрада и кино, то ты будешь несчастной — тобой будут пользоваться, как раковиной из санузла, все, кто захочет.

Расскажем о пропаганде противозачаточных средств, о том, что это опасно и может привести к бесплодию. Расскажем, что счастлив человек может быть уж никак не от богатства, а счастье он реализует стремлением к семье. Человек создан для семьи Богом. Жена любит мужа, а не его деньги, потому что денег, как таковых, нет: все трудятся, деток воспитывают. Мама любит папу, папа любит маму, а вместе они любят деток, которые в ответ любят своих родителей. Еще любят бабушку и раз в год ездят на кладбище к дедушке, где папа рассказывает, какой замечательный тот был. Дети знают: папа их защитит от хулиганов из старших классов, а мама — от истеричной учительницы в школе, если такая попадется. Дети чувствуют, что они защищены, потому что нужны родителям.

Важно дать такой образ семьи, особенно тем, кто ее сегодня лишен. В стране 10 миллионов матерей-одиночек, поэтому и изобретают разное: гражданские браки, гостевые и т.д. А что это? Это проституция, да еще бесплатная: проститутке надо еще заплатить, а тут, пожалуйста, все даром, да еще ужин сготовят. Гражданский брак обычно больше пяти лет не продолжается, и из-за этого американцы вывели формулу, что любовь живет три года. Они это называют любовью. Но это не любовь, а скотство.

Русская Планета

Полная версия интервью: