– Отец Игорь, в чем суть Рождественского поста?

Протоиерей Игорь Прекуп

– Как и любой многодневный пост, Рождественский является подготовкой к величайшему празднику. Это нормально, когда праздник отмечается, если предшествующий период был не будничным, а устроженным. Но не для того, чтобы был контраст и возможность почувствовать разницу: сначала поскорбили, а потом на фоне этой скорби порадовались. Не в этом дело! А в том, чтобы внутренне собравшись, подготовиться к принятию благодати праздника. Дух Святой один и тот же, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34), но мы по опыту знаем, что иногда благодать бывает большей, иногда меньшей. А иногда такое оскудение… Это не всегда значит, что мы лишаемся чего-то. Нам дается почувствовать скудость, недостаток утешения. А в другие времена тебя просто купают в благодати, и ты понимаешь, что твое самочувствие – не оттого, что ты такой замечательный, а тебя просто укутали благодатью. Если мы не подготовлены к ее принятию, то укутывай нас не укутывай – КПД будет нижайшим. А для того, чтобы коэффициент был как можно больше, и необходим пост, приготовление.

– Как не превратить пост в смену рациона питания?

– Конечно, под постом понимается не просто воздержание в пище. Пост пищевой – это основа, можно сказать, физиологическая основа для поста духовного. Без духовной составляющей это вообще это никакой не пост. Одно название, а то и вовсе лицемерие. Основа имеет служебное назначение, чтобы на ней что-то выстраивать. Но хотя выстраиваемое важнее основы, тем не менее, без нее выстраиваемое может не устоять.

«Покаяние не унылый процесс, наоборот – процесс радостный».

Если говорить о посте как не только об ограничении в пище и увеселениях, то это возможность собраться, сосредоточиться на себе, обратить внимание на свои страсти, какие-то немощи, это время что-то в себе переосмыслить, чтобы ничего нас не отвлекало от процесса, который мы почему-то уныло называем покаянием. То есть «покаянием» называем – это правильно, да вот только говорим об этом в каком-то упадническом духе. Покаяние не унылый процесс, наоборот – процесс радостный. Да, радостный, потому что обнаруживать в себе всякую гадость – это радость. И пусть не смущает, что это странно звучит. Это не шутка. Мы обнаруживаем то, от чего начинаем избавляться. Если, конечно, мы искренне на это смотрим. Да, бьет по самолюбию, но это всё ерунда, если отдавать себе отчет, что с этого наше исправление начинается. Если я в себе какой-то недостаток обнаружил, я понял насчет себя что-то, значит, уже пошел процесс изменения – это же хорошо! Радоваться надо и благодарить Бога. Конечно, сокрушаться в грехах, но здесь нет ничего общего с унынием. Основное для нас – благодарение Бога за то, что Он нам дал возможность увидеть, дал возможность измениться. А благодарность – всегда радость. При этом понятно, что радость выражаться может по-разному, и совсем не значит, что мы прыгаем или хлопаем в ладоши. Это внутреннее состояние. Пост – это скорбь, но она закладывает основу радости вечной. Вот это очень важно понимать.

– Как верующим относиться к празднованию Нового года?

– Отмахнуться от этого тоже нельзя, потому что есть такая проблема, такое искушение. Новый год – светский праздник под конец Рождественского поста, когда надо еще внимательнее сосредоточиться, и тут на тебе – «пьянки-гулянки». Но никто не заставляет именно бухать и отрываться, как некогда – да и порой сейчас – пытаются на Масленицу делать. Хотя, к слову сказать, такое празднование Масленицы – дело нехристианское. Это же Сырная седмица – мудрый период приготовления к Великому посту, период плавного вхождения в Великий пост. Здесь тоже есть о чем поговорить, но если вернуться к Новому году, то Сырная седмица хотя бы до поста, а Новый год – еще и во время поста.

Но ведь пост не в том, чтобы ходить с хмурыми лицами, – наоборот, Господь хочет, чтобы мы выглядели радостными. Мы постимся для Господа, а не для людей, не должны портить окружающим настроение своим якобы постным видом. Какая польза от постного вида? Это ведь не от постного дела. Представьте: такой мнимо-постный вид – скукоженное, озлобленное лицо. Политкорректно выражаясь, «Очень хочется есть!» И злость в себе человек носит, и она его гложет. Если он так постится, может, лучше бы вообще не постился, чем так.

Господь нам не запретил в пост радоваться, вообще особо много насчет поста ничего не говорил, потому что христианская постная традиция – это традиция, наследуемая из Ветхого Завета и переосмысленная, отраженная и развитая в Новом Завете. Тут много чего надо понимать: чем отличается новозаветное от ветхозаветного. Но пост характеризуется не скорбью, а повышенной внимательностью к себе. Вот эта строгость – уклонение от пищи определенного рода, увеселений – не для того, чтобы себе отравить жизнь и тем самым будто заслужить какие-то бонусы в Царствии Небесном. Если человек на это рассчитывает, то зря. Зря страдать будет. Никакого выторговывания и обмена не произойдет.

– Так можно ли православным отмечать Новый год?

– Можно сказать, что радости земные могут отвлекать от радостей духовных. Но давайте будем знать меру! Всего-то навсего. У каждого мера своя. И человек должен отдавать себе отчет: радуясь жизни, должен оставаться в пределах.

– Еще глубоко сидит советское воспитание. Новый год, как правило, ассоциируется с совсем не постными салатами «Оливье», селдью «под шубой»…

– Никто не мешает немножечко подумать, поискать и в итоге организовать тот же самый стол, но так, чтобы не было никакого соблазна нарушить пост. Уверяю, что это не так сложно. Просто человек привык по определенному стандарту готовить, и ему неудобно перестраиваться. Тут надо потрудиться, и есть ради чего. Лень? Очень хорошо: выявляем эту страсть в себе. Прекрасно: работаем с ней, самое что ни на есть постное дело. Что касается возлияний? Извините, тоже дело не в том, что человек пьет, а в том, сколько. Он может несколько грамм глотнуть – и замечательно, и будет с него. Нельзя сказать, что алкогольные напитки – это что-то такое проклятое. И опять же кому как: если кто-то знает, что трудно соблюсти меру, причем знает это по личному опыту, – пожалуйста, кто мешает выбрать и другого рода напитки? Вода в конце концов, чем она не угодила? Самая простая, только профильтрованная желательно, без гадостей. Всё решаемо, это не проблема. Совсем не то, из-за чего стоит мучиться. Другой вопрос – как относиться к Новому году?

Если просто отрываться и использовать это как повод расслабиться и повеселиться, тогда ничего хорошего и с постом ничего общего не имеет.

Новый год – это такой этап жизни, который хорошо бы по-христиански осознавать, как важный для нас. Потому что завершается определенный временной период и начинается следующий. Земной, да. Но мы же земную жизнь проживаем как дар Божий или просто как течение времени, когда можно что-то ухватить и оторвать?.. Кто и как проживает жизнь, так и относиться к Новому году.

– Для чего служится новогодний молебен?

– Новый год на самом деле очень серьезный рубеж, неслучайно молебен новогодний – это благодарственный молебен. Мы благодарим Бога за прожитый год: «Люди, мы дожили, а могли бы и не дожить, или так прожить его, что хуже смерти!» Радуйтесь и благодарите Бога! Давайте не будем неблагодарными, есть же за что поблагодарить, если вдуматься. И за скорбь можно благодарить, но и от скольких скорбей Господь нас уберегал! Или мы думаем, что мы лучше тех, кому эти скорби достались? Мы считаем (сознательно или нет, это следует из нашего образа жизни, из нашего поведения, из обращения с другими людьми), что то горе, которое происходит с другими людьми – чужая проблема, не наша, и к нам никакого отношения не имеет? Мы же не такие, чтобы влипать во всякие истории, оказаться не в то время не в том месте, почему это с нами должно было произойти?

«Новый год – серьезный повод, чтобы осмыслить наше отношение к Богу, осмыслить, как наша жизнь складывалась»

Да-да, конечно! В том-то и дело, что новый год – серьезный повод, чтобы осмыслить наше отношение к Богу, осмыслить, как наша жизнь складывалась, посмотреть, как она складывалась у других людей, живущих неподалеку от нас, а может живущих и подальше от нас, но у которых совсем другие обстоятельства. Сопоставить и понять, что есть серьезный повод благодарить. И конечно, прошение, чтобы Господь сохранил нас и в будущем году. Господь и без наших молитв старается нас хранить, но неслучайно нам заповедуется молиться, это определенный повод, который нужен и иной раз играет существенную роль в том, что Господь нам попускает и что нам дает.

– Как посоветуете встречать новый год?

– Я рекомендую начинать новый год с молитвы! Лично я собираюсь с самыми близкими людьми, мы служим новогодний молебен; полночь – и мы начинаем молебен. А некоторые даже Литургию служат в новогоднюю ночь! И на здоровье, главное, что это всё делается осознанно и искренне. Почему бы и нет? До Литургии я еще не дорос, но молебен – святое дело, и уже так делаю столько лет, сколько служу священником. А потом уже в полдень, когда все проснулись, пришли в себя, тогда в 12 часов дня – милости просим на молебен в храм.

– В школах, детских садах традиционно отмечают Новый год, приглашают Деда Мороза. Стоит ли православных детей «прятать» от таких мероприятий?

– Приглашают не только Деда Мороза со Снегурочкой, но и Бабу Ягу. Как же без нее? Да и надо ли местами приглашать, если эту сказочную героиню дети порой видят среди персонала и не только перед Новым годом?..

– А пригласить Деда Мороза домой?

– Мне лично это в голову никогда не приходило – наверное, потому что не было средств на это. Но если поставить вопрос о домашнем посещении, то всё зависит от того, как это происходит, как к этому относятся сами дети. К кому-то приходит Дед Мороз домой, а к другому – нет. Один воспринимает совершенно спокойно, а для другого это повод нос задрать. Если родители ублажают своего ребенка таким образом, то должны позаботиться, не дать ему повод для воображения себя чем-то и кем-то важным, особенным. Как сам человек лично относится, как подает это своему ребенку – здесь нет жестких рецептов: сюда ходи, а сюда не ходи, есть довольно четкий ориентир, что нужно человеку и чего надо опасаться. А всё остальное зависит от того, к чему оно ведет: к хорошему или к плохому. Если для человека появление дома Деда Мороза со Снегурочкой – свет и радость, возможность стать добрее – на здоровье. И наоборот, если это повод для чего-то противоположного, тогда, конечно, плохо.

– А как насчет традиции писать письма Деду Морозу?

– Почему нет? Со временем это становится осознанной игрой. Но вопрос – в каком возрасте и как подается детям.

Конечно, образ Деда Мороза – суррогат, как и сам новогодний праздник – советский суррогат Рождества Христова. Но из этого не следует, что сам Новый год и его символы надлежит анафематствовать. Кстати, до революции у образа Деда Мороза была настолько прочная ассоциативная связь с Рождественскими праздниками, что он сам на некоторое время вместе с елкой попал в политическую опалу. Его ведь еще не сразу реабилитировали – бедного Деда Мороза. Потом поняли, что можно использовать в идеологических целях, как отвлекающий от «религиозного дурмана» объект.

– Часто на вопрос, о чем бы ты попросил «настоящего» Деда Мороза, говорят о мире, избавлении от тяжелых болезней…

– Хорошо, чтобы дети понимали, что насчет нужд и скорбей надо обращаться к Богу и святым. Такие просьбы говорят о том, что человек, скорее, верит в сказку, а не в реальность. С одной стороны, констатация этого факта огорчает. Но то, что у ребят сохраняется способность думать о других и желать облегчения скорбей и просветления жизни и из-за этого они готовы обращаться хоть к Деду Морозу, окажись он реальным, говорит о готовности принять религию любви. Только кто им эту религию любви преподнесет, это уже другой вопрос.

– Отец Игорь, что Вы пожелаете читателям на Рождество и все-таки на Новый год тоже?

– Давайте в порядке поступления. Насчет пожеланий к Новому году. Осмыслить свою жизнь как движение к Богу и вечности, а не как доживание и нечто уходящее, и постараться успеть измениться, стать как можно более способным, я бы даже сказал – пригодным для Царствия Божия, и помочь в этом другим людям, ну, или хотя бы не мешать. Осмысливать само время вообще как Божий дар и каждый временной отрезок как Божий дар. И оставшееся время, отпущенное – не знаем, сколько – тоже как Божий дар. И с благодарением принимать этот дар и пускать его в оборот, как те таланты, которые господин оставил своим рабам, не закапывать их и тем более не растрачивать.

Что касается Рождества Христова – давайте не забывать, что это день рождения Христа, праздник Боговоплощения. А на дне рождения принято виновникам торжества что-то дарить. Что мы можем подарить Господу? Свое душевное состояние.

Постараемся подготовиться к этому дню и порадовать Спасителя, Который, как выразился святитель Иоанн Златоуст, «будучи истинным Сыном Божьим, сделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать чадами Божьими»!