Секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Новосибирской епархии Лилия Алексеевна Брынцева дала эксклюзивное интервью порталу «Православие.фм».
Обычно люди обращают внимание только на то, что Церковь все время собирает пожертвования, а та сторона, где эти пожертвования реализуются на благие дела, попадают в руки малоимущих в виде пищи и одежды или спасает жизни наркозависимым остается для них как бы за кадром. Поэтому мы с Лилией Алексеевной решили рассказать нашим читателям о социальной работе Церкви.
– Для многих людей вопрос социального служения Церкви очень интересен. Одни хотят знать, где можно получить поддержку и материальную помощь, а другие – кому и каким образом эту помощь можно оказать.
– У каждого человека душа христианка. И в любой трудный момент все бегут в храм. А к кому бегут? К Богу! Как бы интуитивно идут… И в основном у людей вопрос социально-бытовой, когда, например, срочно нужны деньги на операцию или вообще человек остался без средств к существованию. Как раз из этого и начало вытекать социальное служение.
Когда мы людей принимаем, мы должны им и помочь материальным образом, и, в то же время, воцерковлять. Из помощи материальной вытекает помощь духовная. Человек должен понимать: мы такие же люди, как и ты, просто у нас есть чего-то немножко больше – мы с тобой поделимся. Но чтоб не было с тобой дальше этой беды, чтобы жить в достатке, ты должен обратиться к Богу. Мы должны помочь человеку понять, что нужно жить в полноте Божией.
Конечно, мы со временем стали развиваться. У людей просьб много. И, как бы сгруппировав эти просьбы, мы стали организовывать епархиальные отделы и подотделы – помощь лагерям, помощь многодетным, сиротам, матери и ребенку и по всем остальным направлениям. Отдел по социальному служению и благотворительности был организован по благословению владыки Тихона в 2001 году.
– Правильно ли я понимаю, что для государственных органов важно оказать материальную помощь, а то, что творится у человека в душе им не интересно? А для Церкви это определяющий вопрос – что с человеком будет дальше, и вы стараетесь не просто ему помочь, а дать ему силы и познакомить его с Богом, чтобы Господь его поддерживал.
– Мы не можем так говорить о государстве. Я не думаю, что всем чиновникам безразлично, что будет с человеком дальше. Просто основа государственной помощи – скорее материальная: дают возможность учиться, лечиться, нормально жить на пенсии. Очень весомая помощь от государства идет – это однозначно.
Я всего лишь указала на наше отличие: помимо материального, мы помним, что человек – это Божье создание. Мы стараемся о духовном заботиться параллельно.
Когда человек начинает воцерковляться, молится, у него появляется достаток. И прежде всего – достаток мысли. Есть у него восемнадцать пар обуви, а он понимает, что ему не надо восемнадцать, а достаточно одной. И что это великое счастье – поделиться двумя-тремя парами с соседом, у которого нет. Потому что он понимает, что люди вокруг становятся добрее, и он становится добрее.
– То есть социальное служение помогает не только человеку нуждающемуся, но помогает еще и человеку благотворящему?Он свою душу благодаря этому развивает?
– Да, да. Именно так, помогает. Совершенно верно!
Благотворителям мы всегда говорим о том, кому мы помогли. Мы объясняем, что у нас есть в епархии три гуманитарных склада. Недавно открылся гуманитарный склад в Бердске. Малоимущие радуются, потому что у них там все вещи на полочках, так чистенько, как в магазине, и они понимают, что это храм о них так позаботился. Потом поднимаются в храм, молятся, свечки ставят.
На улице Новогодней склад работает уже второй год. Там у них состоят на учете многодетные, которым подбираются вещи. И они тоже потом благодарят и говорят: слава Богу!
Каждый храм помогает малоимущим продуктами – выдает продуктовые наборы всем, кто приходит и просит.
Мы ведем учет, статистику, потому что это тоже важно. Владыка Пантелеимон (Шатов),председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, говорил нам на съезде в Кемерово: «Пишите отчеты. А то лукавый потом скажет, что вы вообще ничего не делаете. Поэтому старайтесь записывать, кто пришел, какую вы дали людям одежду, какие продукты питания. Но большую часть, конечно, делайте Христа ради».
У нас никто не уходит без помощи. Понимаете, человек голодный – он и есть человек голодный. А человек сытый в этот день уже и беды никому не натворит, плохого слова никому не скажет и уже не погибнет – это главное.
– А эта безвозмездная помощь не сажает человека как бы на подкормку? Не атрофируются ли у него какие-то социальные навыки, благодаря тому, что его снабжают более или менее часто и безвозмездно? Вот у отца Иоанна Кронштадтского был интересный подход в этом плане. Он не просто давал, не просто снабжал людей одеждой или пищей, а строил «дома трудолюбия», то есть давал людям возможность работать. Чтобы они могли заработать себе на хлеб и чувствовали себя достойными его.
– У нас тоже есть в епархии этот опыт. Для бездомных людей, которые потеряли всё, есть Епархиальный комплексный центр, руководитель – Борис Кислый. У ЕКЦ есть расчетный счет, и люди им жертвуют. Таких епархиальных центров у нас два. И еще нам прекрасно помогает благотворительная организация «Покров», которой доверяет Церковь.
Там человеку сначала дают поесть, попить, оглянуться, вздохнуть, поработают над его здоровьем. А потом говорят: «Мы тебе помогли, но что ты теперь будешь делать? Ты будешь на шее сидеть или как-то начнешь работать?» И люди начинают работать.Документы им восстанавливают, трудоустраивают. А потом, кто семью свою оставил, маму или детей, возвращается домой.
Многие на улице оказываются из-за алкоголя – кто квартиру пропил.
А на шею сесть… Вы знаете по опыту моему, по отчетам, которые из храмов приходят – там нет завсегдатаев. Людей, которые ходили бы систематически, раз в неделю, нет.Есть или опустившиеся или те, которым помощь нужна именно вот сейчас, скажем, на месяц. Ведь все бывает в жизни! К нам приходят люди, у кого трещит семейный бюджет:кто-то заболел в семье или получилось так, что деньги им не выплатили. Потом что-то у них налаживается – и все, они больше не приходят.
– К кому обращаться в храме тем, кто хочет пожертвовать и тем, кому нужна помощь?
– Если человек на приходе просто хочет помочь – он проходит в храм и бросает денежку. На руки деньги не берутся.
Если жертвователи приходят ко мне, я беседую, спрашиваю, какой человек хочет видеть результат, кому хочет пожертвовать: ребятишкам, бездомным или еще куда-то. Объясняю, как это сделать, куда деньги перечислять: в епархиальный Дом милосердия или в Центр защиты жизни. Обычно на детей жертвуют много.
У нас своего счета нет, обычно я советую адресную помощь: называю конкретный адрес нуждающихся, и пожертвование идет из рук в руки. Человек сразу видит, куда.
– Как люди о вас узнают? У вас по храмам везде дан телефон, почта или контакты? Или они обращаются к приходскому работнику, а он уже направляет к вам, если это какой-то серьезный жертвователь?
– Работа у нас происходит следующим образом. Все приходящие, особенно путешественники и просители, приходят в любой храм, спрашивают дежурного батюшку и ему излагают свою просьбу. Священник направляет человека к своему социальному работнику, он сейчас есть в каждом храме.Социальный работник, если видит какую-то глобальную проблему или такую, которую он не знает, как решить, – не сталкивался никогда, – он всегда созванивается со мной или пишет на электронную почту. У нас есть общий сайт, мы там вместе общаемся, решаем проблемные вопросы: попросили в Бердске коляску – мы нашли ее в Знаменском храме. Вот таким образом мы общаемся.
– Какие есть в епархии, помимо приходских работников, разные специальные учреждения? Епархиальный комплексный центр мы уже рассмотрели, что еще есть?
– Центр защиты нерожденных детей. Они занимаются поддержкой матерей, средства им выделяются из епархии. От них по поликлиникам, при женской консультации, работает психолог, Инна Николаевна Мягкова. Заведует этим центрам Галина Ивановна Крашенинина. И если у них получилось так, что удалось сохранить младенца, слава Богу, дитя становится на учет. После рождения им дается пособие и на протяжении полутора лет маме даются деньги, питание для ребенка и одежда.Проводят они, конечно, акции против абортов. У них есть расчетный счет, и им можно пожертвовать.
– А кроме этих двух центров, какие еще есть направления?
– Это называется подотделы. В подотделы еще входит духовное окормление детских домов, их у нас шестнадцать. Там проходит крещение, подарки к праздникам собираем.
– А подарки эти как формируются?
– Отец Александр Гришин, руководитель, выходит каким-то образом на торговые базы. Это большая работа, потому что просто так они не жертвуют. Начинаешь говорить, что готовим подарки для детей на праздники, они жертвуют нам конфеты, шоколад, соки. У нас есть реестр, кому и что мы отвезли, везде расписались и перед жертвователями вот этими реестрами отчитываемся.
Еще есть подотдел лагерей, отец Игорь Гребенников его возглавляет. У нас сейчас девятнадцать лагерей, много отдыхает детей, в том числе на льготных условиях.
Самый главный, самый крупный и очень хороший лагерь, в который люди заранее записываются,– это, конечно, лагерь во имя преподобного Серафима Саровского в Завьялово. Там, по-моему, 150 детей отдыхает. Это на берегу реки Каракан. Кто там был из ребятишек –просто счастливы и приезжают потом туда до самого совершеннолетия.
Еще есть «Радонеж» на берегу Бердского залива.
Во всех лагерях наших, во-первых, доброжелательная обстановка, во-вторых, день начинается с молитвы. И ребенок становится радостный, там ни ссор, ни драк нет никаких. Ребенок даже может быть не совсем воцерковленным, но он будет чувствовать, что дети там добрые и не могут причинить друг другу зла. И Закон Божий там изучается, хоть и кратко. И игры там интересные. Православные ребятишки – у них много добра.
–Получается, Епархиальный комплексный центр, Центр защиты нерожденной жизни, лагеря детские, работа с детьми детских домов… Еще какие-то направления остались?
–Самое главное направление – это работа с просителями. Мы с вами сейчас говорили об уже скомплектованных отделах. А самое главное – это работа, которую ведет социальный работник на приходе.
Вот у меня отчет социального отдела за 2014 год. Тут только записанные люди – не те, кто пришел разово,– их прошло по храмам две тысячи. Это гигантская работа!
У нас есть при некоторых храмах бесплатная столовая. Прежде всего, это Знаменский собор, где кормят ежедневно тех, кто голоден – десять-пятнадцать человек.
–Только при этом храме?
– Да. Там так расположен этот корпус, что люди могут покушать и уйти сразу за пределы. А в основном мы не можем кормить у себя людей из-за санитарных условий. А если на вынос дать – люди могут пойти в парк и начать там мусорить. Поэтому мы даем сухой паек. Пусть он к себе идет и там ест.А в Знаменском соборе – суп, кашку дают, есть специальные урны. У них условия такие, что человек горячее может поесть.
В каждом храме есть свой приходской актив добровольцев, которые работают с просителями по всем направлениям: восстановление документов, патронаж (если люди ищут сиделку, ищем по храмам, договариваемся), работа с многодетными.
– А с наркоманами вы ведете какую-то работу?
– Да. Недавно освятили центр «Неупиваемая чаша» на Ереванской 71/1, это бывший кинотеатр «Заря», руководитель центра Сергей Булышев. Там работают психологи, врачи и священники.
Еще в храме в честь иконы Богородицы «Живоносный источник» есть общество трезвости, там руководит отец Дмитрий Полинкевич. Человек пьющий входит в тот круг, где мужчины перестали пить, они делятся радостью. Человек понимает, как хорошо это – жить трезвым, быть православным. И они начинают друг друга держаться и бросают пить. Там чаепития, задушевные разговоры.
– А про сестричества можете рассказать? Я слышал, что у нас в городе их довольно много.
– Да, у нас шестнадцать сестричеств – почти при каждом храме. Руководитель всего сестричества – отец Дмитрий Лазарев, он служит в домовом храме областной клинической больницы.
Сестричество есть в Покровском храме. Очень большое сестричество в храме Казанской иконы Божией Матери на ВАСХНИЛе.
Эти сестры в основном, конечно, занимаются катехизацией больных. Но медицинские манипуляции какие-то им нельзя проводить, потому что они не имеют медицинского образования.
Хотя сестры Епархиального дома милосердия, который сейчас строится в Академгородке, проходят обучающие курсы ухода за больными и в том числе патронажа.
– До сих пор, несмотря на то, что телефон помощи «Содействие» работает уже давно, не все про него знают. С какими вещами люди чаще всего туда обращаются, куда их направляют?
– Телефон «Содействие» — 29-249-29. Там дежурят священники с 18.00 до 21.00 пять дней в неделю. Этот телефон указан на доске объявлений в каждом храме.
Зачем священники дежурят? Люди, бывает, не могут прийти в храм, и у них вопросы именно духовного плана: как исповедоваться, как причаститься, как поступить в определенной жизненной ситуации.Иногда спрашивают еще про поступление в семинарию, на богословские курсы, задают вопросы, связанные с работой и жизнью в Церкви.
Бывает шестьсот обращений в месяц, это не менее десяти звонков в день. Бывает и больше.
Еще у нас есть служба«Добровольные помощники» в храме Успения Божией Матери на улице Громова. Это отец Иаков Конкин образовал такую интересную службу, где врачи, юристы, психологи совершенно бесплатно дают консультации по ипотеке, по здоровью, по семейным отношениям.
И еще у нас есть направление для глухих и слабослышащих.
– Расскажите, пожалуйста, про акции, которые проводит социальный отдел. Про разовые мероприятия, как, например, «Белый цветок».
– Зимой у нас ходит «Автобус спасения», собирает бездомных, чтобы не замерзли.
А «Белый цветок» – это возвращение к давней духовной традиции.
В Санкт-Петербурге в 1909-1910 годах была организована лига защиты от туберкулеза, а сама императрица Александра Федоровна организовала акцию «Белый цветок». Четыре года она с детьми – великими княжнами и цесаревичем – собирала деньги в Ялте, в Ливадии на туберкулезных больных. Они и сами, конечно, свои деньги гигантские вкладывали.Девушки делали белые цветы и меняли их на пожертвования.
Потом Империя Российская разрушилась, а сама акция до двадцатых годов осталась.
Сейчас у нас в городе она проходит. В первый раз я ее провела в прошлом году в День семьи, любви и верности. Мы просили благословения нашего владыки, на что нам собирать деньги, он благословил на Епархиальный дом милосердия. Денег было собрано немного – за четыре часа шестьдесят тысяч.
А в этом году владыка благословил у нас провести этот благотворительный праздник на уровне всех храмов. Будет участвовать семнадцать храмов. Там будут собирать маленькие пожертвования на Дом милосердия в Академгородке.
Акция в Нарымском сквере будет проходить 12 июля, в течение всего дня. Там будет большой шатер, игры, угощения, мастер-классы. Сам директор будет рассказывать, какие функции будет иметь Дом милосердия: уход за больными, стационар, восстановительное лечение, учебные классы ухода за больными, духовная помощь. Консультации по уходу будут проводиться совершенно бесплатно.
беседовал Андрей Сегеда