Я много читаю и слушаю, говорю и пишу – работаю учителем в общеобразовательной школе, расположенной недалеко от дома, а также пишу малую и крупную прозу. Неожиданно для себя недавно я обнаружил, что работники родной Омской епархии – люди необычные и готовые дать совет в любое время суток.

Не проживаешь с женой и трёх-четырёх лет, как начинаешь заглядываться на других женщин и развлекать воображение, ожидая подходящего времени… Тайком заходишь в интернет, читаешь «пикантные» рассказы или смотришь фильмы, глазеешь на картинки, обсуждаешь с друзьями на работе или в спортивном зале.

– Супруга не вштыривает, пацаны, – делится в спортзале «качок» Валера. – А тут девок мало ходит – может, зал поменять?

Действительно, засматриваешься на тренирующихся девушек невольно. Иногда красиво работают их мышцы. Из положения сидя, полубоком или стоя. О жене не думаешь – это точно. О тренировке тоже – между подходами к упражнению.

В мире человеческих страстей соблазнов множество, и сдержаться порой нелегко. Совершая грехи, обыкновенный человек мало задаётся какими-либо вопросами и почти не беспокоится – жизнь коротка и времени немного, чтобы задумываться всерьёз. Но священник – другое дело. Он знает гораздо больше того самого обыкновенного человека, не думающего о своей душе, а о душах близких тем более. Священнослужитель держится жёстче, «гася» вредные порывы, без конца даже одним своим видом напоминая окружающим о том, как следует жить, вести себя и думать. Есть в мире большая роль у маленького, казалось бы, человека с крестом.

Неожиданно для себя обнаруживаю, что работники родной Омской епархии – люди необычные и готовые дать совет в любое время суток. Для меня как для автора малой и крупной прозы интересны также небольшие интервью. Я много читаю и слушаю, говорю и пишу – работаю учителем в общеобразовательной школе, расположенной недалеко от дома, кстати. Мне повезло, что рядом есть эти самые люди, способные с лёгкостью подсказать и рассказать. Работница Омской епархии Светлана Петровна Баранцева, а поближе на дистанции (в одном здании ведь) – учитель ОРКСЭ Наталья Викторовна Курьякова. Вдруг начинаю присматриваться к новым людям, читающим доклады, например, на Рождественских чтениях, которые посещает Тамара Викторовна Похитайло – также сотрудница епархии.

Дыма без огня не бывает, как известно. Думаю, нельзя так вот просто сменить одну тему на другую. Говорит автор о компьютерных играх и прочих развлечениях, а затем «бац» – делает интервью со священниками и снимает видео о «троллях», критикующих религию. Мне интересны люди, считающие себя всезнающими и всемогущими. Смешно, но они меряют авторитет виртуального деятеля количеством подписчиков, яро следят за «лайками», «репостами» и «комментами»… «Хорошими делами прославиться нельзя»… Старуха Шапокляк – персонаж примечательный, не находите ли, дорогие?

Сознаюсь: человек я малосведущий в сфере религий. Не эксперт и во многом другом, но зато желания к познанию хоть отбавляй. Мчусь хоть на край света (на окраину города Омска), чтобы сделать видео и записать мысли интересного человека.

В прошлое воскресенье отправляюсь в храм священномученика Сильвестра Омского. Конечно, не знаю, что через день – Сретение Господне, большой православный праздник. Это подготовка, и одним этим серьёзным словом не обойдёшься, как говорится. Храм священномученика Сильвестра Омского – это здание бывшего полуразрушенного детского сада, которое уже восстановлено, в котором создан храм, работают люди, воскресная школа и еще продолжается стройка. Восстанавливает храм настоятель Александр Лемешко и его замечательное окружение в лице педагогов воскресной школы, сотрудников и прихожан, и, конечно же, благотворителей. Сооружается, а по-другому не скажешь, платформа для обучения и воспитания детей. Современное оборудование: мультимедийный проектор, экран – и просторные помещения с пластиковыми окнами ожидают своего часа, чтобы принять юных учеников, открытых и чистых, как родник. Во многих уже занимаются дети и не только с педагогами, но и родителями. Помощь, помощь и… тоже помощь! Не поленись и протяни руку – душу ведь спасаешь, а она вечна, в отличие от оболочки.

Отца Александра Лемешко, настоятеля храма священномученика Сильвестра Омского, видно издалека – он высокий и стройный, как сосна. Приятного вида человек имеет и крепкий голос, рукопожатие. Охотно общается и улыбается. Нет, этот батюшка не тот, о которых злорадно рассказывают популярные видеоблогеры-критики. Молодой человек (ему 33 года), адекватный, не усталый, не замученный сброшенными людскими проблемами и страстями, ясно глядит и соглашается, что, мол, неторопливо поговорить может быть полезно. Опуская данные о себе, почти отмахиваясь и комментируя примерно так:

– Юному читателю нет дело до моей биографии. Куда важней более глобальные вопросы, Виктор.

– Как бороться со страстями человеческими? – спрашиваю. Так вот сразу. – Заглядываюсь на других женщин, сны снятся и…

– Спокойно, – осаждает батюшка Александр. – У каждого человека есть внутренний мир. Он состоит в основном из мыслей, желаний и чувств. Если провести аналогию с нашим телом, то есть вещества, которые укрепляют наше тело, и вещества, которые разрушают. Каждый человек знает или хотя бы догадывается: если выпьет сок, то получит заряд бодрости, а если соляную кислоту – ожог пищевода. Есть такие вещества, которые сначала приносят заряд бодрости, а затем следует разрушение организма, – например, этиловый спирт. Так же и в душе обитают помыслы, которые могут созидать, а могут разрушать.

«Счастье – это то, ради чего Бог сотворил мир»

Например, есть два понятия в русском языке, их часто путают между собой, – это любовь и страсть. Хотя сама этимология слов должна говорить за себя. Страсть в переводе на современный русский язык – страдание. Если молодой человек примет страсть за любовь, то получит душевное расстройство, оно будет заключаться в страдании от желания обладать своим партнёром. В то время как любовь нацелена на самоотдачу. Когда человек любит и отдаёт себя, он получает радость, он счастлив. А счастье – это то, ради чего Бог сотворил мир. Поэтому очень важно научиться различать мысли, желания и чувства, откуда они приходят, что с собой приносят, и каков будет результат их принятия в душу. Разрушительные мысли, желания и чувства церковь называет греховными.

– К чему приведёт легализация однополых браков?

– Гей-парады – это лакмусовая бумажка для проверки того, приняла ли страна «демократические ценности». Страна, вступившая в Евросоюз, обязана провести гей-парад на центральной площади столицы. Это парад победителей, на который съезжаются извращенцы со всего мира. Глумление над традиционными ценностями, которые отвоёвывали наши христианские предки. Откуда в Сербии или в Грузии столько извращенцев, способных выйти на улицу? Люди, являющиеся инициаторами этой проверки, исповедуют сатанизм в разных формах. Вот эти однополые отношения – некий акт посвящения, и нет хода назад в мир нормального человека. Легализация однополых браков – законодательное закрепление порока как нормы жизни. Всё это – коммерческая составляющая нового общества потребителей, универсальный человек в нём не имеет ценностей и семьи. Он – удобный предмет для любой манипуляции.

Эти и подобные вещи происходят потому, что европейское сообщество объявило себя постхристианским миром, для которого ценности человека как образа Божьего стали неприемлемы. А ценностью стал человек, живущий по своим похотям. У верхушки, организующей гей-парады и переворачивающей ценности, под свободой подразумевается вседозволенность и произвол. Человек свободен выпить стакан кислоты, но умрёт. Человек может совершить беззаконный поступок, но этим убьёт свою душу и заставит страдать многих других, в том числе близких. Беда в том, что никто этому человеку про эти опасности не говорит. Раньше все эти моменты содержались в традиционной культуре, передавались из поколения в поколение, а культура исходила из христианских заповедей о любви к Богу и к ближнему, как к самому себе. Но современная «религия денег» подразумевает совершенно противоположные вещи – это отречение от Бога, использование ближнего во благо самому себе. В конечном итоге это приведёт к потере человечеством человечности.

– Где ведётся война за ценности?

– Современная война идёт по всем фронтам: это информация, образование, экономика, медицина – любая сфера жизни человека является полем для военных действий. Кто победит? Зачем вводить войска, если можно обрушить национальную валюту, предварительно скупив полезные ресурсы, высосав. Нужна биржа и хороший маклер.

– Почему молодые кадры бросают страну? Почему бегут?

– Бегства особого не вижу. Хотя тенденция есть. Например, Америка – 50 соединённых государств со своими законами, где всё по-разному. Америка создала такую систему, что за свои фантики покупает умы и технологии. Патенты – там, учёные – также, у нас – только фантики. И уровень потребления, а значит, и комфорта в Америке тоже высокий. В Европе тоже создан образ благополучной и сытой жизни. И в чём-то это действительно так. Человек, которого настраивают на потребление, неизбежно ищет только высокого уровня комфорта. Но нужно помнить, что весь этот комфорт – яма, которую роют люди сами себе. С высоким уровнем потребления быстро истощаются ресурсы, и неизбежно начнутся войны за них, если человечество не сменит стратегию развития из потребительской и разрушительной, на жертвенную и созидательную. Если взять нашу страну, то, на мой взгляд, ситуация может начать меняться тогда, когда поменяется оккупационная конституция РФ. В нашей конституции не написано, что земля и недра принадлежат народу, а законы международного права довлеют над внутренними законами. Центральный банк не подчиняется государству. А конституция – это генеральный план строительства нашего общего дома – России.

У каждого батюшки, с которым удается поговорить без спешки, узнаю разное, однако в процессе общения обязательно задаю одни и те же волнующие вопросы. Замечаю, что ни один священнослужитель не критикует собственную страну и никого не оправдывает. Есть факты, а с ними – спорь или нет. Собираюсь выспросить про коммунистов, мусульман, выйти на больших «бесов», виновных во Второй Мировой войне, вывести служителя на потребный мне уровень и так сказать поспорить, ударившись в критику. Не выходит. Что ж – попытаю судьбу с другим человеком Бога. А пока – продолжаю плодотворное общение.

Пользуясь вышедшей заминкой, продумываю вопрос – не всегда идёшь к батюшке с готовыми вопросами. Лично я направляюсь к священнику, чтобы обыкновенно поговорить, послушать и зарядиться положительной энергией. Образоваться на ходу.

– На улице Фрунзе, недалеко от нас, есть общественная организация. Там вывешен на стене большой красочный плакат с двумя женщинами и грудным ребёнком, на котором написано: «Мы тоже семья», – замечает Светлана Петровна Баранцева. Она сидит за столом напротив нас и читает журнал «Наша молодёжь», где опубликована моя статья про омский панкратион. Также слушает нас и время от времени высказывается, отвечая на вопрос батюшки или мой. Предлагает развернуть мысль по-иному.

– Возьмём камни, пистолеты с краской и запуляем ЛГБТ-шный плакат? – говорю, конечно, в шутку, но в каждой шутке есть доля истины….

– Нет, Виктор, здесь надо действовать другим путём, – качает она головой. – Более интеллектуальным. Важно, чтобы они не выставляли себя напоказ и не призывали вести такой образ жизни. Расскажите, отец Александр, лучше о воскресной школе, – улыбается Светлана Петровна.

Слушаю, пишу торопливо, стуча по клавишам, хотя батюшка и не торопится.

– Кто должен заниматься религиозным воспитанием детей?

– Религиозными воспитанием детей должны заниматься родители, но такой инструмент как воскресная школа является значительным подспорьем в этой нелёгкой задаче, – сразу отвечает иерей. – Мы стараемся создать благожелательную атмосферу в нашей воскресной школе. В ней ребёнок органично впитывает в себя образ христианской жизни. Поэтому занятия проходят в более свободной форме, нежели в обычной школе, в то же время не допуская баловства. Задача воскресной школы сложная в том смысле, что если ребёнок получит пятёрку по Закону Божьему, это не значит, что он состоялся как христианин, поэтому и педагог старается заниматься с детьми не теоретическим изучением правил и канонов, которые, безусловно, нужны, но показывает ребёнку непосредственную связь евангельских событий и его маленькой жизни:

http://www.youtube.com/watch?v=18lN3_92PGc

Здорово, когда родители осознают важность посещения дошкольного образовательного учреждения, скажем. Но когда они включают популярный телеканал с мультиками, а сами бегут заниматься другими делами, это плачевно. Даже хуже.

«Для любой системы, которая хочет долго и успешно существовать, главные усилия должны быть направлены на самовоспроизводство. Поэтому всегда женщины и дети были отделены от всякого разрушительного воздействия. Сегодня же основной удар приходится на детей и молодёжь»

– Телеканалы помогают развитию?

– Наши телеканалы – это частные лавочки, выполняющие заказ неизвестных людей, цель которых – дебилизировать молодое поколение, чтобы оно вписалось в контекст общества потребителей. Это одно. А если мы посмотрим на советскую детскую массовую культуру (мультики, песни, фильмы, танцы, книги и прочее), то они были очень целомудренны и не поднимали взрослых тем раньше времени, то есть было бережное отношение к детству. Для любой системы, которая хочет долго и успешно существовать, одни из главных усилий должны быть направлены на самовоспроизводство. Поэтому всегда женщины и дети были отделены от войн, от алкоголя, от порнографии, от всякого разрушительного воздействия. Сегодня основной удар приходится на детей и молодёжь. Им говорят: бери от жизни всё! Но всё – это не высшая математика, не квантовая физика, а низменные страсти, которые держат ум человека ниже пояса. Или вообще в демонической области. Исчезло понятие красоты, оно стало относительным, сейчас говорят: он просто необычный человек, так видит – вместо того, чтобы сказать, что он извращенец и ничего не смыслит в искусстве. И если это делают взрослые люди, то детям-то куда деваться? Они впитывают эту норму жизни. Родители тоже неспособны этому противостоять, потому что с некоторых пор главным в семье стал ребёнок. И это тоже спланировано и навязано через СМИ, являющимися главными воспитателями.

Спрашиваю о критике на религию, о тех модных видеоблогерах, которые имеют грандиозное число подписчиков по России.

– По поводу критики на религию и священников можно послушать батюшку Александра Митрофанова, тоже видеоблогера, кстати. Критиковать мы все можем, альтернативу не предлагаем почему-то. Есть интернет-заповедь: не кормить троллей:

Отец Александр находит в интернете «ютюб»-ресурс Александра Митрофанова, и мы с интересом слушаем любопытного священника, у которого и с монтажом роликов всё замечательно.

Александр Лемешко – четвёртый по счёту священник, у которого я беру интервью. Рассказывает доходчиво, без лишних отсылок и посылов, так часто пугающих атеиста или мало верующего человека – для среднестатистического читателя, в общем, каким наполнен интернет. Закончил он Московскую духовную семинарию. С 2004 был рукоположен митрополитом Феодосием в священный сан. Родился в Целинограде, жил в Сургуте, затем переехал в Омск.

Храм священномученника Сильвестра Омского остаётся вдалеке – на левом берегу Иртыша. Некоторое время еду со Светланой Петровной и признаюсь, что хотел еще спросить батюшку про коммунистов и мусульман. Понимая намёк, она отвечает, что священник критиковать никого не станет в принципе, добавляя:

– У традиционных мусульман, Виктор, те же приоритеты, что у христиан: любовь, ответственность, доброта, милосердие. Мы за то, чтобы сохраняли традиционные ценности.

Смеюсь про себя: кого-кого, а работницу Омской епархии Баранцеву «развести» на критику коммунистов и мусульман не получится стопроцентно. Что ж – попытаю счастье в другой раз, когда Светлана Петровна выберется по работе в следующий омский храм снова договариваться об организации мероприятий. Вы, ребят, со мной? Следите, если что. И стойте на страже души!