Актуальной темой последних недель в общественной дискуссии является воспоминание и осмысление событий двух тяжёлых исторических уроков: Февральской и Октябрьской революций. Сейчас, в 2017 году, минуло ровно 100 лет со времени этих двух наиболее серьёзных потрясений в истории России. Что же мы можем понять, сравнивая прошлое и современность?

События, произошедшие в 1917 году, имеют столь циклопический масштаб и столь далеко идущие последствия не только для всех жителей нашей страны, но и для всего мира в целом, что у нас просто не будет возможности рассмотреть их сколько-нибудь подробно. Поэтому обратим внимание на значительно более узкую тему — тему критики Церкви со стороны антиклерикальных и атеистических сил. Тогда и 100 лет спустя.

Тогда, в 1917 году, неожиданно для многих у власти оказались большевики, исповедовавшие материалистическую идеологию и призывавшие строить справедливое общество здесь, в этой жизни. Церковь же ясно указывала человеку на скоротечность его земной жизни и необходимость до времени перехода в вечность и встречи с Богом сформировать в себе личность, для чего человеку требовалось перенаправить фокус своего внимания с окружающего внутрь себя. Те, кто стремился показать всему миру новую общественную модель, не желали мириться с подобным, по их мнению, «распылением ресурсов». Именно в этом и заключается причина острой ненависти большевиков к Церкви. Она мешала им не «контрреволюционными заговорами», а именно своим существованием.

Буквально с первых своих шагов пришедшие к власти богоборческие силы развернули в стране антирелигиозную кампанию. Были подготовлены тысячи пропагандистов, которые боролись с религией на местах. С 1922 года в СССР издавалась газета «Безбожник», а в апреле 1925 года было образовано единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». На пропаганду атеизма в Советском Союзе работали целые институты, придававшие ему флёр «научности».

Сегодня у власти люди совершенно иного склада и положение Церкви в стране заметно легче, однако общественных и политических сил, старающихся загнать Церковь в некое гетто всё ещё хватает. Об этом свидетельствует, например, череда искусственных и закончившихся пшиком скандалов вокруг передачи Церкви Исаакиевского собора, преподавания в школах Основ православной культуры, принятия закона об оскорблении чувств верующих и других церковных инициатив, мифическими негативными последствиями которых общество пытались настроить против Церкви.

В ходе этих скандалов стала заметна удивительная вещь: лозунги, которые используют против Церкви сейчас, совсем не изменились со времён революционных событий столетней давности, а аргументы не получили никакого развития.

И тогда, и сейчас обвинения против Церкви сводятся к четырём основным пунктам:

  1. Церковь тормозит научный прогресс и ненавидит знания;
  2. священники ничего не делают для народа;
  3. священники лезут слишком во многие сферы общественной жизни;
  4. Церковь владеет огромным количеством имущества.

Попробуем бегло рассмотреть их и, что важно, увидеть тождество между старыми и новыми воззваниями антиклерикалов.

Конфликт Церкви и науки

Нет ничего более искусственного и ложного, чем это утверждение. Именно представители Церкви в Средние века заложили самые основы научного метода познания, создали центры накопления научных знаний (монастырские библиотеки) и систему их передачи (монастырские школы и университеты), а также стали авторами тысяч изобретений, которыми пользуется весь мир. Большинство крупных европейских учёных Средних веков были монахами и священниками.

Более того, наука и религия вообще не пересекаются. Религия говорит о Боге и вере, о том, что не подвластно органам чувств человека и выходит за границы тварного мира. Наука же наоборот изучает именно то, что поддаётся нашему восприятию — окружающий мир и его законы, устанавливает фактическое положение вещей.

Церковь может оценивать и даже критиковать какие-то научные открытия или изобретения. Но лишь с точки зрения их полезности для развития общества, их нравственного содержания.

Церковь не делает ничего полезного

Во-первых, Церковь создана не для того, чтобы устранить в обществе социальное неравенство, её задача гораздо более серьёзна — вести людей ко Христу и вечной жизни, обеспечить взращивание человеческой личности.

Во-вторых, ни один другой общественный институт не делает для человека столько, сколько делает Церковь. Церковь заботится и о воспитании детей, и о помощи матерям, и об образовании, и о культуре. Церковь принимает участие в уходе за больными, собирает и перераспределяет пожертвования для бедных и заключённых, укрепляет боевой дух военнослужащих и занимается ещё тысячей дел, связанных с помощью человеку.

Кроме того, Церковь хранит традиции, отбирая из них самые полезные и наполняя их более глубоким содержанием. Она одухотворяет нашу культуру.

Священники лезут туда, куда им не следует

Это утверждение, вкупе с предыдущим, вообще противоречит здравому смыслу. Ведь если вы признаёте положительную роль Церкви в различных сферах общественной жизни, зачем ограничивать её присутствие там?

Что плохого в том, что ваши дети узнают о том, как развивалась наша страна и какой религии она обязана своей государственностью? Или в том, что Церковь будет нравственно ограничивать желание нашего творческого сословия заработать на человеческом пороке, а научного — из простого тщеславия внедрять опасные технологии, разрушающие основы общества (например, клонирование или суррогатное материнство)?

Да и почему вообще священнику кто-то пытается запрещать говорить на какую-либо тему или действовать в любой из сфер общественной жизни? Что за сегрегация? Священники уже перестали быть гражданами России?

Обвинения в стяжательстве

Да, у Церкви много имущества. Но если вспомнить, о скольких социальных категориях она заботится, то можно сказать, что того, что есть, ещё и чрезвычайно мало.

Кроме того, большая часть имущества Церкви и её служителей имеет религиозное назначение и создана так, что ни для чего больше использоваться не может. К примеру, в богослужебном облачении проблематично копать картошку, а из храма выйдет очень неудобная поликлиника. Это имущество не нужно Богу, но оно нужно нам. Оно выделено из хозяйственного оборота и свидетельствует о нашей готовности отдать Творцу хотя бы малую толику того, чем Он щедро одарил нас.

В общем, церковные владения не лежат мёртвым грузом. Всё, что у неё есть, Церковь использует на благо верующих, а также всех людей, приходящих сюда за помощью и поддержкой.

Большинству трезвомыслящих людей сегодня очевидно, что Церковь вносит свой заметный полезный вклад в самые разные сферы общественной жизни. Антиклерикализм нашего времени в массах — это скорее не стойкое убеждение, а некая дань моде, молодёжная фронда против устоявшихся авторитетов.

Некоторые политики и общественные силы пытаются использовать этот протестный дух с тем, чтобы  раскачать общество. Но в своих агитках они не придумывают ничего нового, повторяя то, что уже давно было использовано революционерами, а потом признано обществом неправильным. Мы специально представили вашему вниманию плакаты большевиков и новых антиклерикалов. Посмотрите, как они похожи! Не стоит идти на поводу у этих сил.