Прежде всего ответим на вопрос, откуда появились «три храма в сутки». Обратим внимание на слова «в среднем», сказанные Святейшим патриархом. РИА Новости, конкретизируя цифры последней церковной статистики, наглядно показывает, откуда берётся эта цифра.

«Только в России, по последним данным, 21 849 православных храмов. А во всем мире у Русской Православной Церкви, по состоянию на начало этого года, 38 649 храмов. Общий прирост за десять лет — 9 386, как раз «по три храма в сутки»», — сообщает агентство.

Сколько в России православных?

Теперь попытаемся понять, сколько храмов приходится, так сказать, «на душу населения». Здесь всё посчитать довольно непросто. Почему?

Во-первых, потому, что не все граждане нашей страны верят в Бога. Среди них есть атеисты и агностики.

Во-вторых, среди верующих часть является последователями иных российских традиционных религий: Ислама, Буддизма и Иудаизма, некоторая часть принадлежит к католикам, протестантским деноминациям различного толка, а также разнообразным сектам.

В-третьих не все говорящие что они верующие на самом деле посещают храмы и участвуют в религиозных обрядах, как и не все верующие признаются незнакомым людям на улице (проводящим опросы), что они верят в Бога и откровенно сообщают о своей религиозной принадлежности.

Наконец, в-четвёртых, даже среди православных христиан можно выделить несколько групп, весьма разнящихся по численности: приходящие в храм на Пасху и на Рождество, а также крещения и отпевания; приходящие в храм к большим церковным праздникам; регулярно посещающие богослужение и причащающиеся Святых Тела и Крови Христовых; постоянные прихожане, активно участвующие в жизни общины.

Поэтому, когда в патриархии озвучивают цифру в 89% населения страны, а в либеральных СМИ — в 70%, что даёт нам усреднённые 80% православных россиян, следует понимать, что это «самая оптимистичная» оценка, которой соответствует число верующих, хотя бы пару раз в год посещающих церковь. Понятно, что эта цифра мало отражает примерную наполняемость храмов.

Но всё же посчитаем. По данным Росстата, на начало 2019 года в России 146 793 744 жителя. 80% от этого количества составит, с округлением в меньшую сторону, 117 430 000 человек — это наши «захожане» вместе с прихожанами.

Достаточно ли храмов в нашей стране?

Посчитать наполняемость храмов также непросто, как и численность верующих вообще и православных в частности по выше названным причинам — слишком много нюансов. Но всё же попробуем.

Примерно каждый десятый из общего количества православных россиян совершенно точно ходит в храм более регулярно. Например, по большим праздникам, которых в Православии примерно 16 в год (Пасха, Двунадесятые, Покров, Петра и Павла, Иоанна Предтечи),  также на крестины, венчание родных, на отпевание, забежать на службу по дороге поставить свечи, в родительские субботы… Таким образом, минимум около 11 743 000 православных верующих бывают в храме часто и для них важно, чтобы храм был поблизости и чтобы вместил их.

Теперь о храмах. Конечно, в России есть громадные соборы вместимостью в 10 000 человек. Но их мало. При этом существуют также и малые сельские храмы, церквушки при военных частях, больницах, университетах, аэропортах и вокзалах, в которые могут прийти 30-50 верующих. Основное же количество храмов примерно рассчитано на 200 прихожан. Эту цифру и возьмём в качестве среднего.

Разделим количество регулярно посещающих храм на количество самих храмов и получим (опять же, с округлением в меньшую сторону): порядка 537 верующих на один храм.

Из этого можно заключить, что существующих храмовых помещений бывает недостаточно, чтобы вместить всех верующих как минимум в дни больших церковных праздников (что подтверждается практикой, когда часть пришедших на литургию стоит на крыльце или в храмовом двое и слушает богослужение через динамики).

Таким образом, храмов в России меньше, чем следовало бы для имеющегося количества верующих и строить их — объективная необходимость, а не «блажь патриарха» или «стремление церковников получить больше влияния».

Кроме того стоит отметить, что не всегда нужно привязываться к наполняемости храмов. Нередко бывает и так, что в селе с 1 500 жителей или в городском микрорайоне в храм практически никто не ходил. Но вот храм построен, скажем, богатым благотворителем. И туда приходит вначале один житель, а за ним другой, третий… Каждый находит в нём своё утешение, свой душевный покой, находит Бога. И через 3-5 лет при храме складывается крепкая община из половины села или микрорайона.

Число храмов в России и в США

Но возможно, только «мракобесы»-россияне стремятся всё в своей стране уставить храмами, в то время, как «всё прогрессивное человечество» имеет их гораздо меньше? Сравним в этом отношении Россию и, например, США.

В России 146 000 000 человек, 80% из которых относят себя к Православию. Итого, на 117 430 000 православных россиян приходится 21 849 храмов, то есть 1 храм на 5274 человека населения.

В США, если оперировать данными поисковой системы Yandex, проживало 327 631 340 человек. Правда, на 2018 год.

Теперь возьмём статистику по основным религиозным организациям США с численностью, более чем в 1 000 000 членов (многие из них являются не традиционными конфессиями, а огромными сектами, при этом некоторые даже не принадлежат к числу христианских деноминаций — например, мормоны, иеговисты). Таких организаций в США насчитывается 23.

Численность их приходов в сумме составляет 267 679 штук, а суммарное количество прихожан этих же организаций — 139 454 495 человек. Таким образом, 1 храм приходится на 521 душу. То есть в США у верующих не менее чем в 10 раз больше храмов, чем в России!

Послесловие

Одной из главных особенностей храмов является то, что они не несут разрушительного начала. А вот созидательное, напротив, всегда присутствует. В месте где появляется храм становится меньше самоубийств, разводов, преступлений. Люди начинают задумываться о смысле своего бытия, менять жизнь к лучшему.

При каждом храме обязательно существуют какие-либо социальные учреждения от общины: столовая для бездомных, изостудия, спортивный зал и т. п., где православные христиане делом реализуют завет Спасителя о заботе о ближних.

И совершенно не обязательно призывать людей к ложному выбору между храмом и больницей или же храмом и детским садом. Строительство больниц и детских садов — это прерогатива государства, в то время как строительство храма осуществляется почти всегда общиной или богатыми ктиторами. И нужно строить храмы не вместо, а вместе с детскими садами, школами и библиотеками!

Андрей Сегеда

Также читайте: Епископ Филипп: О самой дорогой сердцу Пасхе и служении в «Провинциальной» епархии