Шоколадных дел «пастырь»

Как показывает анализ, в высших эшелонах украинской власти до сих пор не понимают, что Церковь — это Тело Христово, а не партия типа парламентской фракции «Блок Петра Порошенко».

Наглядным примером такого духовного невежества являются политические интриги, разыгравшиеся между Киевом и Стамбулом. Главным «виновником торжества» оказался одиозный владелец шоколадной корпорации «Рошен», а по совместительству — президент Украины. Начиная с апреля 2018 года г-н По-РОШЕН-ко принял на себя еще одну функцию — «пастырскую»: заручившись поддержкой коллег-парламентариев, он сразу же после праздника Пасхи обратился к патриарху Варфоломею с просьбой о даровании автокефалии.

Наверное, нужно отдать должное подобным затеям главы украинского государства. Хотя он и Петр Алексеевич, но все же — далеко НЕ великий. Более того, действует с точностью до наоборот, в отличие от славного тезки. Ведь, как известно, при Петре I произошло воссоединение двух частей некогда единой Церкви Святой Руси, рожденной в Днепровской купели, а впоследствии разделенной (из-за нашествия монголо-татар и образования новых государств).

Если верить заявлениям украинского лидера, то во время длительных переговоров с Константинопольским Патриархатом приходилось мотаться «на Фанар, как на работу». И в конце концов в резиденции Варфоломея родилось обещание о выдаче томоса (указа по вопросу церковного устройства). «Его Всесвятейшество, — заверял президент во время выступления в Верховной Раде Украины (ВРУ), — единственный, кто способен помочь православным Украины урегулировать канонический статус Украинской Церкви в структуре мирового православия». По его словам, «автокефалию предоставляют не столько конкретной Церкви, сколько автокефалию предоставляют стране»(!). Т.е., исходя из такой «логики», Украина должна стать не только независимой, но и «автокефальной».

После столь пламенной «душпастырской» речи своего лидера ВРУ приняло «судьбоносный» документ №8284 — так называемый «проект постановления о поддержке обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». В связи с этим возникает вопрос: для кого же предназначен упомянутый томос?

На самом-то деле нет такой юрисдикции — «Православная Церковь в Украине». Напомним, что в этой стране есть Украинская Православная Церковь (УПЦ), находящаяся в каноническом единстве с РПЦ. Кроме того, действуют две непризнанные раскольнические группировки — «Украинская православная церковь, киевский патриархат» (УПЦКП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Обе эти структуры не имеют евхаристического общения ни с одной Поместной Православной Церковью. Соответственно, все их «таинства» мировым православием также не признаются.

Кроме того, священноначалие УПЦ не поддержало идею обращения к «Архиепископу Нового Рима». Вот такое, получается, соблазнение византийством: не решив проблему с раскольниками, киевская власть хлопочет об их «автокефалии».

Соблазнение византийством

«Автокефальными» иллюзиями в Киеве увлекались неоднократно. Еще в марте 2017 года глава кабмина Владимир Гройсман, будучи иудеем, летал в Стамбул с целью создания «объединенной церкви»(!).

До этого (в июне 2016) в стенах ВРУ родилось постановление: «Об обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенского Патриарха, о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине». В данном документе члены ВРУ просили «признать недействительным акт 1686 года» (т.е., «отменить» присоединение Киевской митрополии к Московской Патриархии), а также провести «под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинский объединительный собор с целью решения всех спорных вопросов и объединения украинского православия».

Что это за «собор», как и когда его проведут — неизвестно. Неприятно удивляет другое: зачем законодательный орган грубо попирает Основной Закон — Конституцию Украины? Или украинские парламентарии уже не знают, что Церковь от государства отделена? Не надо быть большим юристом/канонистом, чтобы увидеть очевидное-невероятное: налицо наглое вмешательство в дела церковные со стороны политиканов. Видать, не понимают, что автокефалия — долгий процесс, который ни при каких условиях не может быть инициирован светской властью (манипулирующей религиозными чувствами народа).

К сожалению, политозабоченные «слуги народа» продолжают эксплуатировать свой любимый лозунг: независимой державе — независимую церковь. При этом замалчивается общеизвестный факт: раскол на Украине возник по той причине, что экс-митрополит Филарет (Денисенко) в свое время жаждал стать Патриархом Московским и всея Руси. Но, как известно, по Промыслу Божьему Поместный Собор РПЦ избрал более достойного кандидата (приснопамятного Патриарха Алексия II). С тех пор проигравший г-н Денисенко пошел войной против УПЦ, предстоятелем которой он являлся до весны 1992 года.

За последнюю четверть века филаретовский раскол набрал еще больше оборотов (благодаря националистически настроенным политикам). До сих пор ни одна из Поместных Православных Церквей не осмеливалась «легитимизировать» ни УАПЦ, ни УПЦКП. Причина понятна: возвращение из раскола возможно только через покаяние. Именно такой путь и предлагало священноначалие РПЦ заблудшим братьям по вере. Эту же позицию ранее поддерживали и в Константинопольском патриархате.

Однако после переворота на Майдане-2014 (в результате которого Украина потеряла не только Крым, но и мир), патриарх Варфоломей резко изменил свою позицию. Последние полгода он продолжает «дрейфовать» в сторону отнюдь не церковную. Первыми это почувствовали представители УПЦ. Во время празднования 1030-летия Крещения Руси архиереи из Константинопольского патриархата, прибывшие к памятнику князя Владимира в Киеве (по приглашению президента страны), не захотели посетить Киево-Печерскую лавру, где Блаженнейший Митрополит Онуфрий служил литургию с представителями других Поместных Церквей.

Вы что, «оФАНАРели»?

По иронии судьбы, главным мечтателем томоса об автокефалии является тот самый человек, который в октябре 1990-го получил томос о даровании независимости и самостоятельности в управлении УПЦ. Речь идет об экс-митрополите Филарете, гордо именующем себя «патриархом усея Украины-Руси». Где гарантия, что этот расстрига не предаст Патриарха Варфоломея I так же, как предал Патриарха Алексия II?

По всей вероятности, на Фанаре руководствуются какими-то другими соображениями. Об этом свидетельствует недавняя речь Его Всесвятейшества на Синаксе. Выступая в Патриаршем соборе св. Георгия в Стамбуле, он почему-то обвинил во всех бедах не лже-патриарха Михаила Денисенко, а… священноначалие РПЦ: дескать, «упрямство Московского Патриархата стало причиной раскола, от которого до сих пор страдает народ Украины».

Обратим внимание: это обвинение прозвучало с уст того самого Константинопольского Патриарха, который ранее неоднократно называл г-на Денисенко раскольником и никогда не имел евхаристической связи ни с УПЦКП, ни с УАПЦ. Каким же образом владыка Варфоломей обещает «уврачевать» раскол в украинском православии? Еще раз обратимся к сентябрському заявлению Его Всесвятейшества:

«Миссия Вселенского Патриархата не заключается в навязывании новых экклезиологических принципов, а в сохранении истин веры, традиций и вдохновенных святоотеческих учений, созданных много веков назад».

Если это действительно так, если духовный потомок Царьграда не намерен вносить ересь в учение о Церкви, тогда вообще непонятно: о какой-такой автокефалии в Украине можно говорить? В последнее время по стране бродят слухи о создании Единой поместной православной церкви (ЕППЦ). Столь «благие намерения», родившиеся с подачи Порошенко, выглядят абсурдными: как вообще такое возможно — создать «Единую Церковь» вне канонической Церкви?

Нам, православным украинцам, говорят так: дескать, вопрос этот решен, поелику… «Вселенский Патриархат в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной Церкви в Украине назначил своими экзархами в Киеве Его Преосвященство Архиепископа Даниила Памфилийского из США и Его Преосвященство, Епископа Илариона Эдмонтонского из Канады». Ну и? Дальше что? Как уже говорилось, в стране нет никакой «Православной Церкви в Украине». Есть только виртуальные мечты о создании некой ЕППЦ.

Судя по всему, высокие константинопольские гости будут выступать в роли посредников с целью объединительных переговоров между УАПЦ и УПЦ КП, как это они и пытались года два назад. Тогда обе раскольнические группировки согласились провести «собор», на котором планировали оформиться в единую «церковь». Но дальше громких слов дела так и не пошли. И вряд ли в ближайшее время что-то изменится кардинально.

Разумеется, можно предположить, что раскольники таки сольются «воедино». Но как их легитимизировать с точки зрения «экклезиологических принципов», от которых Патриарх Варфоломей вроде бы как отступать не намерен. А если так, то как он признает нынешнее «патриаршество» экс-митрополита Филарета?

Отсюда напрашивается вывод: на повестке дня Фанара не стоит вопрос об автокефалии. Нет для этого никаких канонических оснований. Скорее всего, его интересует другое — распространение своего омофора на Украину. И в таком случае, становится понятно, почему Патриарх Варфоломей заговорил о своих экзархах. Под видом экзархата можно создать УПЦ Константинопольского патриархата, т.е. еще одну параллельную юрисдикцию. Понравится ли это филаретовцам и прочим раскольникам? Вряд ли. Но, как говорится, за что боролись…

Валентин Ковальский, журналист, выпускник КДА