К открытию центра приурочено и начало работы XVIII ежегодного конгресса Всемирной ассоциации русской прессы, основной темой которого станут текущие проблемы русскоязычных СМИ за рубежом.

Торжественное открытие Российского православного духовно-культурного центра состоится в среду во французской столице. Комплекс зданий, жемчужиной которого стал пятиглавый собор Святой Троицы, возводился на набережной Бранли в историческом центре Парижа с 2014 года. Церемонию его открытия возглавит министр культуры РФ Владимир Мединский.

Первые посетители центра смогут увидеть большую выставку, подготовленную на основе архивных материалов Фотохроники ТАСС. Темой экспозиции стала история взаимоотношений России и Франции на протяжении многих десятилетий. Кроме того, отдельная выставка в залах центра расскажет об этапах строительства комплекса и особенностях инженерных и архитектурных решений, использованных при проектировании зданий.

К открытию Российского православного духовно-культурного центра также приурочено начало работы XVIII ежегодного конгресса Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП), который в этом году проходит в Париже. В большой аудитории открывающегося комплекса соберутся 250 делегатов из 64 стран. Темой обсуждений станут текущие проблемы русскоязычных СМИ за рубежом, вопросы, связанные со свободой слова и защитой прав журналистов.

Духовная миссия

Российские соотечественники во Франции давно и с нетерпением ждали завершения строительства православного центра на набережной Бранли. Он будет служить «новым связующим звеном между Францией и Россией» выполняя «важную духовную миссию», убежден посол России во Франции Александр Орлов. «Это будет витрина русской цивилизации, место встречи людей, исповедующих разную веру и придерживающихся разных политических точек зрения. Все они будут приходить туда, чтобы поговорить о России, Европе, о будущем нашего мира», — отметил дипломат в беседе с корреспондентом ТАСС.

Знаковым событием для всего русского зарубежья называют открытие культурного центра и потомки послереволюционных эмигрантов. Открытие в столице Франции духовно-культурного центра России станет «историческим событием для всех соотечественников», убежден старший в семье Романовых князь Димитрий Романович. В канун открытия центра он передал свои поздравления французским строителям центра и русской диаспоре Парижа.

По мнению князя, потомка по прямой линии императора Николая I, у нового центра «очень важная миссия — рассказывать об историческом и культурном наследии России». «Он послужит достойным символом исторической дружбы Франции и России», — считает Димитрий Романович, внучатый племянник царя-миротворца Александра III, в чье царствование в 1894 году был заключен франко-русский союз.

Архитектурный ансамбль

Участок для строительства российского центра расположен на месте бывшей штаб-квартиры французской национальной метеорологической службы Meteo-France. До 2010 года ее головное подразделение занимало несколько тяжеловесных административных корпусов, построенных сразу после Второй мировой войны в период с 1948 по 1950 годы. Здания метеобюро были полностью снесены после перехода земли в российское владение, освободив вид на расположенный по соседству старинный дворец Альма, часть которого долгое время была скрыта от взора прохожих за грузными стенами штаб-квартиры Meteo-France.

Автором проекта российского Российского духовно-культурного центра, возведенного на этом месте, стал выдающийся французский архитектор Жан-Мишель Вильмот. В своей работе он, среди прочего, руководствовался желанием сохранить вновь открывшуюся перспективу на дворец Альма, стараясь максимально органично вписать новый комплекс современных зданий из стекла и металла в ткань исторической застройки этой части Парижа.

«Посмотрите, как четыре строения вписываются в квартал, — с удовлетворением констатирует Вильмот. — Ничего не было сделано случайно. Собор расположен на одной оси со дворцом Альма, который мы заново для себя открываем. Все фасады же выходят на авеню Рапп. Это продолжение города».

Сам собор Святой Троицы сочетает в себе мотивы классического русского церковного зодчества с веяниями современной архитектуры. Для внешней отделки пятиглавого храма, увенчанного традиционными куполами луковичной формы, компания-застройщик «Буиг-батиман» (Bouygues-batiments) использовала бургундский камень, который в прошлом применялся при строительстве многих знаковых сооружений Парижа.

Внутреннее же убранство его пока не готово. Сейчас над фресками и мозаиками, которые украсят своды собора, усиленно трудятся лучшие мастера России. В общей сложности трудоемкая ручная роспись внутреннего пространства храма будет завершена не ранее, чем через два года.

Связь времен

Комплекс зданий российского духовно-культурного центра сооружен в 7-м округе Парижа на набережной Бранли. Участок для его строительства был приобретен в 2010 году Управлением делами президента РФ, а непосредственные работы по его возведению начались в 2014 году. На территории общей площадью 4,2 тысячи квадратных метров разместится сразу четыре объекта. Помимо православного храма в корпусах центра будет работать выставочный центр, школа, а также здание епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства РФ.

«Этот комплекс стал проектом всех парижан, — считает мэр 7-го округа Рашида Дати. — Это не только символ веры, но и памятник, который будет иметь высокую художественную ценность». По ее словам, перед авторами проекта стояла сложная задача вписать новое здание в архитектурный пейзаж, являющийся частью всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведь рядом находятся Эйфелева башня — самый посещаемый во Франции туристический объект, а также исторические дворцы и музеи.

«Символично, что всего в нескольких сотнях метров выше по течению Сены ее берега связывает знаменитый мост Александра III», — считает Дати. Мост через главную водную артерию столицы, считающийся самым красивым в Париже, был сооружен в 1896-1900 годах в ознаменование союза Франции и РФ, у истоков которого стоял этот русский царь.

Здесь же, неподалеку от строительной площадки православного центра проходит Франко-Российское авеню, названное так в прошлом столетии в знак дружбы между двумя народами. Теперь эта дорога ведет к Храму.

ТАСС