26 августа на доме архитектора Лишневского на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге неизвестными был уничтожен барельеф с изображением Мефистофеля.

Городская легенда гласит, что в образе демона Мефистофеля изображен не кто иной, как Федор Шаляпин из оперы Гуно «Фауст», сидящий в гримерке, а питерские путеводители прямо называют это место «Дом с дьяволом».

Так или иначе, изображение беса рядом со строящимся по соседству храмом Ксении Петербургской вряд ли пришлось бы по вкусу верующим людям.

Учитывая же тот факт, что антицерковные СМИ стараются использовать любой повод, чтобы сначала обвинить, а затем вылить ушаты грязи на Церковь, ждать кричащих заголовков и провокационных текстов долго не пришлось. Оказывается, во всем виновата Церковь и верующие. «Мракобесы добрались до дьявола», «РПЦ заступилась за уничтожителей Мефистофеля в Петербурге», «Фигуру Мефистофеля с дома на Петроградке разбили казаки», «Черная сотня против Мефистофеля» и т.д.

«В наше беспокойное время всякая скандальная информация должна считаться вбросом до тех пор, пока достоверно не установлены все обстоятельства события»

Убежден, что в наше беспокойное время всякая скандальная информация, способная вызвать социальные волнения или раскол в обществе на религиозной, идеологической или политической почве, должна считаться вбросом до тех пор, пока не установлены все обстоятельства, все детали, все причастные лица и тому подобное.

На данный момент, по сообщениям СМИ, существует всего три версии случившегося. Первая гласит, что в отдел полиции пришел человек и признался, что это он сбил барельеф по приказу начальника. Вторая – что барельеф сбили представители некой организации «Казаки Петербурга». А третья – что во всем виновата Церковь, точнее, настоятель строящегося храма, который, по неким сообщениям местных жителей, обещал, что этого барельефа скоро не будет.

В то же время атаман Cанкт-Петербургского городского казачьего общества «Ирбис» Андрей Поляков в интервью изданию РИА Новости сообщил, что взявшая на себя акт вандализма организация «Казаки Санкт-Петербурга» – это известные провокаторы, не имеющие отношения к казачеству: «Наказать надо, потому что они портят достояние культурного наследия и позорят наше имя».

«Складывается впечатление, что кто-то раз за разом пытается поджечь свой маленький Рейхстаг»

Как бы то ни было, складывается впечатление, что кто-то раз за разом пытается поджечь свой маленький Рейхстаг, чтобы начать информационную кампанию против Церкви. Вспоминается история с борделем недалеко от Сретенского монастыря, с которым боролся архимандрит Тихон (Шевкунов), когда после его победы (прямой или косвенной) над борделем СМИ вышли с заголовками, нечто вроде «В Сретенском монастыре накрыли интим-салон». Монастырь ни при чем, а неприятный душок остался.

Но оказывается, что такая манера подачи информации не случайность. Специалисты в сфере информационных технологий открыто говорят, что существует такой способ информационной войны. Заключается он в том, чтобы максимально долго и максимально лживо писать об объекте атаки. Разоблачению лжи в таком случае уделяется не больше одной-двух новостей. Человек оказывается не виновен ни в чем, а душок остается.

Так и здесь. Выяснилось, что Церковь ни при чем, но новость раскручивают уже несколько дней. И в каждом тексте есть упоминания про храм по соседству, про слова батюшки, про «верующих мракобесов», Энтео, ИГИЛ, Церковь. И все в одну кучу. Чем не манипуляция? Чем не искусная работа Мефистофеля?