Одна из пяти основных доктрин протестантизма, которая в двух словах выражается, как «Sola scriptura» («Только Писание»), придаёт огромный авторитет тексту Библии.

По мнению протестантов, только Священное Писание  является единственным боговдохновенным и аутентичным источником учения Самого Господа. Всё же, что в Библии не было записано, никак не застраховано от позднейших искажений и, следовательно, должно быть отметено настоящим христианином, который хочет исповедовать веру так, как её нам передали апостолы.

Но православные христиане не согласны с этим протестантским учением, и широко используют в своём богослужении и внутренней жизни расширенную версию божественного Откровения, которую мы называем Священным Преданием.

Почему Священное Писание — это ещё не всё?

Строго говоря, и Священное Писание не застраховано от позднейших исправлений — сокращения «лишнего» или же дополнительных вставок. Свежим примером тому — так называемый «Перевод нового мира», сделанный адептами псевдохристианской тоталитарной секты «Свидетели Иеговы» в XX веке, где текст и смысл Библии были заметно искажены.

Кроме того, Священное Писание было записано постепенно и десятками совершенно разных людей, живших в разные исторические эпохи. Некоторые книги Ветхого и Нового Заветов, отстоят друг от друга по времени их написания примерно на 2000 лет.

Авторы священных книг, несомненно, составляли их тексты с внесением некоторой доли собственного понимания и использованием художественных приёмов, помогающих украсить повествование. А сами священные тексты вместили не всю информацию об описываемых в них событиях, а только её часть. Ту часть, которая могла оказаться полезной читателям и послужить назиданием для будущих поколений верующих, то есть соответствовала цели написания этих книг.

В первые века христианства, Евангелия также были записаны и собраны вместе не особенно быстро. Процесс фиксирования священных текстов на материальных носителях и составления принятого Церковью канона, который выделял из массы апокрифов и более или менее достоверных сочинений настоящие книги Священного Писания, продолжался до V столетия по Рождестве Христовом.

Вот почему Библия является одним из важнейших, но не единственным ориентиром православного христианина, который также руководствуется в познании своей веры богослужебной гимнографией, соборным мнением Церкви и сочинениями святых отцов. То есть тем, что вместе со Священным Писанием как раз и называют Священным Преданием.

Сокровища Священного Предания

Предание о Крестном знамении

О важности Священного Предания свидетельствует хотя бы тот факт, что нигде в тексте Библии мы не встретим упоминания такого известного каждому христианину и привычного для нас действия, как наложение на себя крестного знамения.

Между тем, крестное знамение, как акт выражения нашей веры в Господа Иисуса Христа, Его смерть во искупление грехов каждого из нас, воскресение из мёртвых и вознесение, известно Церкви со времён апостольских. Уже Тертуллиан в начале III столетия пишет: «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие». И если бы мы признавали только Священное Писание, то лишились бы такого древнего и важного символа исповедания нашей веры.

Священное предание содержит и целый ряд других интересных и поучительных историй, которые дополняют для нас реальность библейского повествования.

Предание о Кресте Христовом

Из Библии мы знаем о том, как Аврааму и Саре явилась в виде трёх ангелов Святая Троица. Позже, три ангела также посетили в Содоме и племянника Авраама — Лота, который ценой чести своих дочерей и жены был готов защитить гостей от поругания порочными жителями города.

За свою праведность, Лот, его жена и дочери были спасены и бежали из Содома до того, как город был уничтожен огнём с небес. Но жена обернулась, потому что ей было жалко оставленного имущества, и стала соляным столбом. А Лот и две его дочери спрятались в горах.

Напуганные девушки думали, что остались единственными женщинами на Земле после произошедшей катастрофы, а их отец — единственный выживший мужчина. Поэтому ради детей они опоили его вином и каждая из них по очереди согрешила с отцом кровосмесительной связью. На этом библейское повествование заканчивается…

Но его дополняет Предание о  раскаянии праотца Лота, которое говорит нам о том, что Святой Крест Господень был изготовлен именно из того дерева, которое вырастил праотец, искупая свою вину.

Глубоко раскаиваясь во грехе, праведный Лот спросил своего дядю Авраама, как ему вымолить у Бога прощение. Авраам дал Лоту три посоха, оставленные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал их водой. Если когда-нибудь, сухие древки посохов оживут и станут деревьями, выпустив новые ветви и листочки, то это будет знамением прощения для Лота.

Праотец Лот усердно каялся в своём грехе, поливал посохи много лет, нося воду из Иордана. Нередко на длинном пути от реки к посохам, дьявол опрокидывал сосуд с водой, искушая Лота, чтобы вызвать у него ропот и отчаяние. Но праведник терпеливо сносил издевательства.

Спустя 33 года, когда жизнь праотца Лота уже подходила к концу, кедр, кипарис и певг (сосна), из которых были изготовлены посохи Святой Троицы, распустились и переплелись между собою так, что стали единым деревом.

Позже, дерево было срублено людьми, которые стремились приспособить его к строительству. Но оно, чудесным образом, постоянно менялось в размерах. Измученные плотники выбросили бревно в небольшой водоём, который во времена Христа был известен как Овечья (Силоамская) купель. Именно к этому бревну сходил раз в год ангел и возмущал воду, от которой исцелялись больные — о чём сообщается в евангельском эпизоде с исцелением расслабленного.

Перед казнью Спасителя бревно выловили и изготовили из этого «несуразного» дерева орудие позорной казни для Господа, которому было суждено стать святым символом победы над смертью и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием.

Предание о Рождестве Пресвятой Богородицы

Несмотря на апокрифических характер такого сочинения, как «Протоевангелие Иакова», часть сведений, сохранившихся в этом литературном памятнике, признаны Церковью истинными и также входят в состав Священного Предания. Они касаются начала земной жизни Пресвятой Богородицы и благодаря им Церковь установила один из двенадцати своих главных праздников.

Предание сообщает нам, что в городе Назарете жили уже весьма немолодые и бездетные супруги — Иоаким и Анна. Всю свою жизнь эти праведники посвятили угождению Богу и помощи ближним, но многие годы не имели самого желанного утешения — дитя.

Святые Иоаким и Анна не роптали, а горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка и даже дали Богу обет: если у них родится сын или дочь, то жизнь этого младенца будет посвящена служению Богу.

В те времена среди иудеев бесчадие считалось немилостью со стороны Всевышнего. Каждый желал иметь как можно больше детей, чтобы именно из его рода произошёл Мессия. В день принесения жертвы Иоакимом в иерусалимском храме, первосвященник даже отверг его дары, думая, что его жизнь неугодна Богу.

Тогда Иаким удалился в пустыню для уелинённой молитвы, а Анна в это же время молилась дома. И их горячая молитва была услышана. К святым, одновременно, явился ангел, который возвестил им о даровании наследника. Так, он сказал Анне: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

По возвращении мужа домой, святая Анна зачала и в положенное время родила девочку, которую назвали Марией. До трёх лет Дева Мария жила с родителями дома, а потом они во исполнение обета отвели её в Иерусалимский храм.

В храме первосвященник, по внушению свыше, ввёл её в Святая Святых. После этого она жила и обучалась при храме с другими девами до 15 лет, когда её обручили святому старцу Иосифу, который бы хранил её девство.

И лишь следующий момент Предания, описывающий события Благовещения, мы встречаем в тексте Евангелия.

Послесловие

Православный взгляд не рассматривает Священное Писание, как самодостаточную истину, но и не противопоставляет Священное Писание Преданию, как два различных Откровения.

Церковь говорит нам о том, что с течением времени некоторые элементы Священного Предания постепенно фиксировались на бумаге, формируя Священное Писание, литургические тексты, духовные гимны, жития святых и оставленные ими сочинения.

Дух Святой вдохновляет православных христиан к правильному пониманию Священного Предания (и священных текстов Библии, как его составной части), поэтому оно познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Священное Предание, необходимо самому стать его носителем, то есть войти в жизнь Церкви.

Андрей Сегеда