Приближается 8 марта. В медиапространстве всё идёт своим чередом. Официальные сайты публикуют поздравления официальных лиц, развлекательные – котиков и высказывания харизматичных итальянцев о прекрасных русских женщинах. Есть свой тренд и у православных ресурсов. К счастью, мы ушли от навязшей в зубах темы эпохи миссионера Кураева «праздновать или не праздновать», но на смену ей пришла другая беда – тема дискриминации женщин.
Неделя о Страшном суде, Великий пост практически на пороге, а взрослые тёти и дяди, кто-то из них даже в священном сане, сражаются в комментариях, кто кого в Церкви на самом деле дискриминирует и какова истинная роль женщины в этом мире. Как водится, говорят на разных языках и о разном, зачастую понимают друг друга превратно и обижаются друг на друга. Чтобы было за что прощения просить в следующее воскресенье, наверное…
Сама по себе тема абсурдна. Нет никакой особенной ни мужской, ни женской природы – есть природа человеческая, которую мы все унаследовали от Адама и Евы и которую делим на миллиарды нас. Да, есть определённые особенности, которые большинство людей склонны приписывать тому или иному полу, но между двумя случайными женщинами (или мужчинами) в толпе может оказаться больше различий, чем между среднестатистическим мужчиной и среднестатистической женщиной. Искать общий рецепт спасения мужчины и общий рецепт спасения женщины – всё равно, что измерять среднюю температуру по больнице, включая морг.
Одна женщина прекрасно себя чувствует в роли матери и домохозяйки, а другой для счастья нужны полёты в космос. Один мужчина тягает железо в спортзале, другой замечательно вяжет крючком ажурные кофточки своей дочери. Будем бросать в них камнями и доказывать, что кто-то из них не настоящий, раздавать направо и налево бесценные советы, как жить правильно – или будем каждый правильно строить свою личную жизнь и примем наше разнообразие как данность, как потенциал для развития всего человечества?
У всех нас есть общий комплекс проблем – последствия грехопадения. Одно из них – желание свалить вину и ответственность на других. Когда начинаются разговоры на тему «это всё Ева, поэтому женщины во всём виноваты», сразу вспоминаются стихи из первых глав книги Бытия – но не те, которые имел в виду собеседник, а реплика Адама: «Это не я, это жена, которую Ты мне дал!» Да и к тому же разве мужчины – не такие же наследники Евы, как женщины – наследники Адама?
Тот факт, что Христос был мужчиной, разве означает, что Он пришёл спасти только мужчин? Церковь называет Его Богочеловеком, а не «Богомужем». Да, из этого факта следует, что священник – литургическая икона Христа – не может быть женщиной. Но никак не следует, что женщина-христианка – существо второго сорта, всецело зависящее от мужчины и не имеющее права распоряжаться своей судьбой. А из этого утверждения, в свою очередь, не следует, что женщина в Церкви должна быть на правах шахматной королевы.
Разве у мужчин и женщин христиан не одна цель в жизни – наследовать Царствие Небесное? Разве не одни и те же методы борьбы с грехом? В этом деле нет путей «сугубо мужского» и «сугубо женского» — есть свой задуманный Богом путь для каждой личности во всей её многогранности. И главный вопрос — на что твоё сердце отзывается, где воля Божия о тебе? А не огульно – «мужики, рукополагайтесь, бабы, рожайте, и будет всем счастье и рай на земле». Жизнь сложнее «рецептов спасения» из книжки за сто рублей, продающейся в церковной лавке.
Хотелось бы пожелать всем нам, и празднующим, и не празднующим этот день, уделять больше внимания своей реальной жизни и поменьше сотрясать воздух по любому медиаповоду. Если кого-то действительно дискриминируют по гендерному или какому-то другому признаку, эта проблема решается не в интернете. А в интернете – разве кто-то что-то кому-то доказал? Давайте дискриминировать и обламывать рога не друг другу, а «холиварам». Благо, наступающий Великий пост даёт нам прекрасную возможность это сделать.
Холивар — (неол., жарг.) бесконечные прения непримиримых оппонентов