Заявившие о такой — неприемлемой и для большинства раскольников — практике апеллируют к тому, что Бог ничем не ограничен в Своих действиях. Последнее, конечно, не вызывает сомнения.

Не вызывает сомнения и то, что многие из тех, кто сегодня включают онлайн-трансляции, кто участвуют в приходских зум-конференциях, нередко более, чем они привыкли в предыдущее, обычное время, ощущают желание быть вместе во молитве, в общении с другими членами своего прихода.

Тем не менее даже бытовое онлайн-общение, телефонный звонок близкому человеку не может заменить живое общение, со-присутствие в одном месте. И сегодня мы все это ощущаем в полной мере. Более того, в тот момент, когда человеку станет достаточно «удалённого» общения с другими людьми, начнётся утрата любви.

Господь так устроил Свою Церковь, дал такое Свое повеление человечеству, чтобы Евхаристия, вершина общения людей во Христе, совершалась в присутствии её участников в одном месте. «Сие творите в моё воспоминание» — это заповедь Спасителя о том, чтобы Его ученикам собираться вместе в совершении Евхаристии. Да, мы знаем, что, когда мы совершаем Божественную литургию, в других храмах, на соседней улице или в соседней стране, совершается та же Евхаристия. Что мы, будучи в одной Церкви, едины в Евхаристии. Но совершается Евхаристия каждой группой собравшихся членов Церкви — приходом.

Конечно, Церковь использует различные инструменты, создаваемые человечеством. Когда-то текст Евангелия можно было услышать только в церкви за богослужением, а с распространением печати, наипаче же интернета, текст Евангелия может быть дома у каждого. И это хорошо: больше людей могут узнать о Слове Божием, ежедневно вдумываться в него.

Но та маргинальная, повторюсь, практика, которая описана выше, искажает замысел Божией о Церкви. Уводит нас от единства в подлинной любви друг к другу, в любви, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…». Все эти проявления любви испытываются тогда, когда мы находимся лицом к лицу друг ко другу.

А потому упомянутая практика неприемлема и невозможна в Христовой Церкви.

Намеренно, чтобы не удлинять этот текст, не касаюсь другой важнейшей стороны совершения таинства Евхаристии — принесения жертвы, которая выражена, в частности, в словах одной из молитв Литургии: «удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих». Именно ради этого мы продолжаем в эти дни совершать Литургию даже при крайне мало количестве людей. Может быть как-нибудь напишу и об этом.

Что касается практики онлайн-трансляций богослужений: глубоко убеждён в том, что такая возможность дана нам потому, чтобы мы, привыкшие к постоянному потоку информации, впечатлений, общения, не утратили в условиях разобщения связи с нашими братьями и сестрами во Христе. Но она остается суррогатом, общением неполноценным. И это, в том числе, должно нас заставить ощутить, как надо относиться друг ко другу членам одного прихода. Как надо ценить возможность находится в одном храме, в одной общине при совершении Евхаристии в Божественной литургии.

Епископ Савва (Тутунов)