Мой сослужитель, священник Максим Золотухин, четыре года назад на время сорокоуста поставил перед собой задачу — говорить проповедь на каждом богослужении, т.е. 2 раза в день: утром и вечером. 

Я разделил его подвиг пополам и решил на время своего сорокоуста проповедовать раз в день, — на каждой Литургии. До сих пор получается следовать принятому правилу и у этого есть свои плоды: на второй неделе нового служения я начал кое-что понимать в искусстве гомилетики. Причем, искусство церковного красноречия я начал понимать с обратной стороны. В частности, я понял, что окончательно портит проповедь.

Оказывается, что проповедь портит скрытое или малоосознаваемое желание проповедника произвести впечатление на слушателей. Желание удивить, «рисануться», потрясти людей яркой речью, произнести, в конечном счете, свою «Нагорную проповедь». Такая поза производит обратный эффект. Люди чувствуют подлог и переключают внимание.

Конечно, трудно отделаться от искушения прослыть златоустом местного масштаба. Выйти на проповедь совсем свободным от тщеславия и ожидания пусть даже малого, но все-таки успеха, очень сложно. Если не сказать, что просто невозможно. Как же быть, если ты не свободен от самого себя? Если ты еще не святой и не водим Святым Духом, то думаю, тут нужно опираться на иные подходы к свидетельству с амвона.

Мне кажется, что наиболее подходящим мотивом для проповеди является желание поделиться тем, что ты открыл для себя как нечто ценное и важное на своем пути к Богу. Желание поделиться тем, что ты понял в собственном религиозном опыте, опыте святых и опыте тех, кто уже находятся там, куда ты еще только повернул голову.

Пожалуй, самое главное в проповеди — это честность. Честный взгляд на себя перед лицом Бога и людей, тебя окруживших в момент, когда ты вышел на амвон. Рисоваться тут не нужно. Все видят и знают, что ты не ангел. Поэтому важно просто и от сердца, сказать о том, что тебе открылось —  в опыте своем и опыте отцов — как нечто заслуживающее общего внимания.

Впрочем, и это далеко не самое главное. В конечном счете, не так важно, какие слова льются с амвона. Потому что главная проповедь должна совершаться не на амвоне, а за его пределами . Ибо дела пастыря расскажут о нем людям больше, чем его самые красивые и наилучшим образом подобранные слова.