Когда прочитала статью-расследование Андрея Сегеды «Три храма в сутки» (цитата из речи Святейшего Патриарха Кирилла), вспомнился прихожанин из Свято-Николаевского собора в Вашингтоне. Зовут его Джастин, вернее, это имя ему дали при крещении. Скажете, ну и что? Мало ли православных американцев, Новый свет и состоит из «пришлых», поэтому представителя любой религии там можно встретить. Возможно. Только Джастин на языке местных «конверт», то есть человек, который перешёл в православие из другой религии, перекрестился, или конвертировался, если переводить дословно. И даже это ещё не всё: перешедших из одной религии в другую тоже немало в Штатах. Интересно то, что настоящее имя Джастина – Юичроу Сузуки. Он японец, и уже больше года православный японец.

Отец нашего героя составил имя сыну из нескольких частей. Одна из них переводится как первенец, другая – старший сын, и если всё объединить, то получится: вот это мальчик.

Джастин родился в Японии и приехал в Штаты, когда был старшеклассником по обмену. Учился хорошо, быстро усвоил иностранный язык. Проявил себя, поэтому неудивительно, что ему предложили учиться дальше. Сейчас он работает в Джорджтаунском университете в школе медицины. Отдельно подчеркну, что этот университет – очень престижный не только в столице, но и вообще в Штатах. Пишу это намеренно, потому что, к сожалению, часто слышу от атеистов (неважно, русских или иностранцев) фразу, которая уже стала популярной и расхожей. Обычно материалисты говорят так: «Православие (или христианство) – религия неудачников, бездельников. Вместо того чтобы стоять по несколько часов на церковных службах, лучше бы работали. Вместо того чтобы молитвы шептать перед иконами, занимались бы делом». Так вот, Джастин ни в коем случае не похож на неудачника или бездельника.

Он занимается исследованиями в области фармацевтики при этом вузе. Иногда преподаёт некоторые дисциплины студентам. Его приглашают на конференции, круглые столы по всему миру. Прекрасно знает химию и другие точные и естественные науки. У него много друзей, приятелей, к нему люди тянутся.

У Джастина нет никаких русских корней. Но последние четыре года, подружившись с русскоязычными коллегами, он много узнал о России и был искренне впечатлён, что ближайшая страна от Японии, его родины, Россия.

Он 20 лет назад был крещён в католической церкви. Был настоящим прихожанином, а не редким гостем.

А однажды он получил приглашение на русский базар, проводимый Свято-Иоанно-Предтеченским собором. «А так как я стал уже интересоваться Россией, я пошёл на базар ради еды, русской национальной кухни. Это было два года назад. Я ещё ничего не знал и признаюсь, даже ничего не слышал о православии. Я появился на базаре – атмосфера замечательная, люди открытые и дружелюбные. Был восхищён концертом – русской народной музыкой и песнями. Выступали взрослые и дети», – рассказывает Джастин после воскресной Литургии.

Там же, на базаре, после вкусной еды и трогательных песен Джастин впервые попал в православный храм.

«Впервые в жизни я увидел храм изнутри. И застыл… Потому что был поражён его красотой, гармонией, спокойствием», – вспоминает он.

Джастин стал искать больше информации о подобных мероприятиях, связанных с русской культурой, в Вашингтоне и пригородах. Так, он обнаружил, что Свято-Николаевский собор тоже проводит подобный базар, но на несколько недель позже.

Опять же и в этом православном храме – сплошное дружелюбие, внимательность, отзывчивость. Кто-то из прихожан, продающих вкусный борщ, рассказал ему о православии в Японии. Ничего подобного он не слышал, для Джастина это было открытием.

Дома он посмотрел в интернете и обнаружил, что автономная Православная Церковь Японии входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 46 000 человек (0,03% от общего населения). Узнал о Николае Касаткине. Русская духовная миссия в Японии была основана им, русским миссионером архимандритом (затем архиепископом) Николаем. Он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. Такая информация заинтересовала Джастина ещё сильнее, ему захотелось узнать о православии больше и больше.

«Я влюбился в православие. Сразу и навсегда»

На базаре кто-то посоветовал ему пойти на Божественную литургию на церковно-славянском языке. Дело в том, что в Штатах в воскресенье две литургии: ранняя служится на английском, поздняя – на церковно-славянском языке. Джастин последовал совету.

Вот его слова: «Меня служба захватила. Пение, молитвы. Если так можно сказать, я влюбился в православие. Сразу и навсегда. Правда, был некоторый момент сомнения – 20 лет ходил в католический храм, потому что столько лет был крещённым католиком, и так сразу всё оборвать не мог. Я стал ходить в православный храм, сочетая с католическими мессами. Странно звучит? Но поймите, так сразу уйти из католического храма было сложно. Потом заметил, что как-то само собой сложилось, неведомая сила вела в Свято-Николаевский собор. Постепенно стал бывать всё больше на православных службах, чем на католических».

А потом, весной 2018 года, Джастин был по работе на конференции в Японии, в Токио. Конечно же, посетил православный храм там. Разговаривал со священником, с местными прихожанами. И в июне прошлого года протоиерей Валерий Шемчук крестил его.

Меня познакомила с Джастином добрая приятельница Оксана. Она заметила, что на «русских» службах стоит мужчина с восточными чертами лица, к священникам, прихожанам он обращается по-английски. Но по тому, как он крестится, кланяется, можно сделать вывод, что он понимает русский язык, понимает ход службы, возгласы. Оксана подошла к нему и спросила, говорит ли он по-русски. Джастин рассказал ей о своём происхождении. Логично было бы, если бы наш знакомый ходил на ранние, английские службы. Но он дома самостоятельно учит русский язык, который нелегко даётся ему, медленно запоминаются слова, зато в церковно-славянском языке больший прогресс. Джастин шутит, что церковно-славянский он знает и понимает намного лучше, чем русский. Он изучал произношение, фразы на церковно-славянском языке по интернету.

Недавно он был в Киеве по работе, поселился в гостинице «Салют», и опять такое везение, счастливый случай – от гостиницы всего 20 минут пешей прогулки до Киево-Печёрской лавры. «Я почти каждое утро был на службе в Лавре. Разве можно было православному христианину упустить такую возможность? Это как подарок», – улыбается Джастин.

Вот небольшой рассказ о том, как японец, сначала принявший католичество, перешёл в православие. И это в стране, где православие не главная религия, а если честно, то не все американцы, даже образованные, в курсе существования православия. И Джастин не единственный такой человек, я постепенно собираю подобные истории. Возможно, их хватит на небольшую книгу. Сейчас делюсь самыми яркими случаями, чтобы показать, что православие – живая религия, люди в других странах тянутся к ней, искренне ценят наши традиции. А мы у себя в стране вместо того, чтобы хранить это и множить, устраиваем митинги, споры, пересчитываем, где и сколько храмов открылось, а иногда в СМИ появляются материалы, что религиозные деятели у школ или детсадов отнимают здания для воскресных школ, территории под парковки для священников и так далее. Правда, когда начинают подробно разбираться, то выясняется, что представители РПЦ н не отняли, а отремонтировали, восстановили…

Расскажу ещё один случай. Реальный, который в потоке статистики, скорее всего, затеряется. А это поучительная, интересная история. Хороший пример, как открываются сердца, как порой несчастье помогает.

Когда я работала преподавателем русского языка как иностранного в Российском культурном центре в Вашингтоне, по просьбе коллег иногда отвечала на письма американских «трудящихся». Как правило, трудящиеся – это в основном школьники или студенты. Просьбы были стандартными: авторам корреспонденции нужна была информация для презентации по географии, для коллоквиума в вузе. Однажды просили прислать «всевозможные рецепты вкусных блюд» из русской кухни – это студенты кулинарного колледжа соревновались с коллегами из других городов.

А одно письмо запомнилось больше всего, потому что тронуло своей искренностью, доверчивостью. Оно пришло из… тюрьмы. Настоящей американской тюрьмы. Молодой мужчина, Кевин, раскаивался в содеянном (за что осудили, не написал). Находясь в заключении, полюбил чтение книг и журналов. Так в библиотеке он случайно узнал о России, впервые узнал, что существует русский язык. Политика, экономика – разве это интересно и красиво? Нет, его привлекала сначала история России, красота наших городов, национальные костюмы. И наконец, он встретил фото и небольшие статьи в американских СМИ о православии. В письме он почти по-детски жаловался, что пишет уже не первый раз за год, а в ответ – тишина. Заочный собеседник переживал, что его письма игнорируют из-за судимости, и в свою защиту он даже приводил слова Иисуса Христа о прощении, свободе выбора и возможности покаяться, исправить свои ошибки. Кевин просил больше рассказать о таинствах, смысле и ходе служб, просил прислать православный крестик (бумажный, потому что другой не пропустят) и небольшие бумажные иконки. Он даже начал самостоятельно учить русский язык. Но, к сожалению, в интернете и библиотеке совсем скудный выбор учебников, самоучителей по иностранным языкам. Прислать книги на русском языке не получилось, потому что по телефону в тюрьме мне сказали, что на русском языке ничего не передадут заключённому, так как литература вся просматривается предварительно. И офицеры должны быть уверены, что в текстах нет конспирации, провокационных призывов, а искать переводчика никто не будет.

После выхода на свободу он мечтал съездить в Россию и посетить святые места и креститься «в Москве на Красной площади». Он имел в виду собор Казанской иконы Божией Матери.

Конечно, я Кевину всё нашла и выслала. Позже я узнала, что в Москву он не смог вылететь, поэтому крестился в православном храме, уже будучи на свободе, в своём городе в штате Аризона. У него стабильная работа, но зарплата невысокая, выходных и отпускных очень мало.

Возможно, кто-то скажет, что один верующий или новокрещённый погоды не делает. Да, может, для статистики это неважно. Зато в Евангелии от Луки сказано: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Каждый обратившийся к Господу Богу, принявший веру, важен для Отца нашего Небесного. А люди, наверное, забывают это или не знают, раз спорят, что важнее – парк или храм, доказывают, что православных меньше становится, что больше разочаровавшихся в вере.