На исходе Великого поста, аккурат в самые трепетные дни перед Светлым Христовым Воскресением, появилась информация о конфликтной ситуации, возникшей 22 апреля в Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ).

Во время встречи митрополита Самарского и Сызранского Сергия с молодежью самарской области некая студентка СГЭУ в агрессивной форме потребовала объяснений, почему в храме «нельзя бесплатно поставить свечи», «все обряды совершаются за деньги», и «зачем столько храмов, когда можно строить детские дома или реабилитационные центры». Звучали эти слова, на мой взгляд, весьма агрессивно, речь была очень эмоциональной и, скорее всего, не предполагающей конструктивного диалога. В ответ на этот выпад почтенные священнослужители «осадили» девушку и дали ей нелицеприятную характеристику, что и послужило инфоповодом для очередной волны антицерковных публикаций как в региональных, так и федеральных СМИ.

Этот случай в очередной раз натолкнул на размышления о жизни Церкви в медийном пространстве.

Начнём с простого: почему бедный человек не может в храме поставить свечку бесплатно?

Дело в том, что свеча служит некоторым символом жертвы, дара человека Богу и Церкви Божией. И приношение этого дара необходимо душе человека для его религиозной (religio ­– восстановление связи, в нашем контексте – связи  с Богом) жизни. Как можно «дарить» Богу то, над чем ты не трудился? Кто-то свечи сделал, кто-то оплатил их производство, а я решил помолиться, поставив свечку нахаляву, и ушёл довольный, с чувством выполненного долга. Нескладно получается.

Что до «платности» церковных обрядов, то даже на упомянутой встрече было озвучено, что далеко не все и не везде требует оплаты, и остается лишь добавить, что в большинстве случаев человек, испытывающий материальные затруднения, может договориться со священником о совершении Таинств без предварительного пожертвования.

На основании добровольных пожертвований верующих формируется церковный бюджет. Если мы обратимся к канонам, которые регламентируют жизнь Церкви на протяжении почти двух тысячелетий, то увидим, что церковными средствами распоряжается епископ, распоряжается по своему собственному усмотрению. Эта норма жизни закреплена, например, в 38 Правиле Святых Апостолов и не является чем-то новым.

Есть еще один важный момент: отношение человека к Церкви и общественности к произошедшему конфликту.

Если говорить прямо, то Христос пришел не для того, чтобы основать «христианство». И честный с самим собой и Богом человек, знакомый с Евангелием и считающий себя христианином, не может «верить в душе». Христос основал Свою Церковь, избрал Апостолов и через Апостолов до наших дней передаётся благодать Святого Духа, дарованная в день Пятидесятницы и освящающая человека через церковные Таинства и обряды. Христос. Апостолы. Епископы. Всё. Никакой другой настоящей «веры», «церкви» и прочего нет и быть не может. «Вера в душе» – не что иное, как удобное для человека мировоззрение, позволяющее особо не «заморачиваться» и притом считать себя верующим (читай, порядочным) человеком, и, может быть даже, чуть лучше других (они-то «неправильно» верят). Эталона «веры в душе» нет, поэтому каждый выбирает подходящий себе «размерчик», по-тихому договариваясь со своей совестью.

Если следовать Евангелию, то никакой дороги, кроме как через Церковь и участие в Таинствах, в Царство Небесное нет. Потому вопрос об отношении к духовенству, какими бы гранями он ни поворачивался, стоит очень просто: или человек за духовенство, Церковь и Христа – или нет. Быть за Христа, но против духовенства (даже если кто-то из священнослужителей явно или скрытно погрешает) не получится. Конечно, речь не идёт о каких-то случаях явно недостойного поведения отдельных служителей Божиих – но на то есть епископ и суд Церковный, облеченные властью решать такие вопросы. Не имея на то полномочий, зачем пытаться присвоить себе их? По этому поводу приходит на память случай из ветхозаветной истории, когда Корей и его сыновья собрались против Моисея и Аарона, требуя «справедливости», «равноправия» и возможности для себя служения в скинии собрания. Кончился этот анти-иерархичный бунт плохо: возмутители церковного мира навлекли на себя гнев Божий и были поглощены землей (книга Чисел, глава 16).

Мне кажется, что, выбирая в очередной информационной шумихе, на чью сторону встать и как прокомментировать «жареный» материал, неплохо приводить себе на память этот случай. Да и вообще, определение жизненных приоритетов – великое дело. Если чья-то дорогая машина, «неограниченная» власть в общине, толстое пузо и прочее мешают началу моей церковной жизни, то, может, и не сильно на нужна мне она, эта церковная жизнь, – вместе со Христом и жизнью вечной?

Никита Двинянинов