«Необыкновенное путешествие Серафимы»: радость и разочарование


Данная статья будет посвящена плюсам и минусам мультфильма «Необыкновенное путешествия Серафимы». Мнение автора отражает его субъективные впечатления и не претендует […]


Просмотров публикации 5 171

Данная статья будет посвящена плюсам и минусам мультфильма «Необыкновенное путешествия Серафимы». Мнение автора отражает его субъективные впечатления и не претендует на абсолютную истину.

Почти год назад — 27 августа 2015 года в прокат вышел полнометражный православный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы».

Красивый трейлер, поддержка Минкульта и фонда преподобного Серафима Саровского, активное продвижение в православных СМИ — всё подогревало интерес зрителей к этому проекту.

И действительно, вышедшие в последние годы мультфильмы православной тематики можно пересчитать по пальцам: «Братья» 2013 года, посвящённые святым страстотерпцам Борису и Глебу, «Пересвет и Ослябя» 2008 года о Куликовской битве, «Это мой выбор» 2012 года — вот пожалуй и всё, что можно назвать навскидку, в то время как общественный запрос на произведения с традиционными христианскими ценностями весьма велик.

11

Изначально ваш покорный слуга был покорён демонстрационным роликом и с энтузиазмом ожидал выхода мультипликационной картины, однако посмотрев «Необыкновенное путешествие Серафимы» был как обрадован, так и весьма разочарован им.

Понятно, что создатели мультфильма сделали большое дело, старались и вкладывали сюда душу, как и то, что критиковать всегда проще, чем строить, но строить-то надо со всем тщанием!

Взвесив все за и против, автор обзора не станет рекомендовать этот мультик детям, у которых критическое мышление ещё не сформировано. Но обо всём по порядку…

Начнём с плюсов, коих много:

1. Если вы приглядитесь к листкам календаря, то увидите, что действие мультфильма в детском доме происходит в дни Страстной седмицы 1943 года (с 18 по 24 апреля) и заканчивается Светлым Христовым Воскресением (25 апреля), когда и для самой Серафимы, и для многих других обитателей детдома случается чудо, как и положено в такой праздник.

ray

2. Ещё один плюс — это очень красиво нарисованные райские обители, видения главной героини, великолепный образ лестницы к престолу Всевышнего, хороводов ангелов и предстояния перед Богом в молитве на Его ладонях…

3. Мультфильм сделан по современной 3D технологии.

4. Детально и довольно правдоподобно воссозданы декорации — обстановка детского дома, примусы, факсимиле, бюсты и портреты вождей, лозунги и флаги, карта боевых действий на стене, также детально и очень красиво сделаны фрески в закрытом храме, иконы, портреты и прочая обстановка в комнате уборщицы и в других локациях.

serafim

5. Пятый положительный момент — красиво и достоверно воссозданные фрагменты из жития преподобного Серафима Саровского. Это один из самых почитаемых на Руси святых и увидеть на экране его молитвенный подвиг и пастырскую заботу о людях, то, как он менял их души — дорогого стоит!

6. Интересно показан промысел Божий — когда доносы учительницы на смиренную уборщицу пропадают из почтового ящика, потому что Маргарите нужно рисовать свои «путешествия в Озёрную страну с феей».

А теперь о минусах, коих ещё больше:

1. Постоянные «скачки во времени»:

На дворе 1943 год (по календарю), а Серафима родилась в 1931-м (по её личному делу, которое в мультике дважды показывается крупным планом), на вид же ей лет восемь-девять, как и всем девочкам…

С её «подружкой» Ритой всё ещё хуже. В её личном деле сказано, что в детдом она поступила на год раньше чем родилась, а её мать вообще умерла за три года до рождения дочери… Ах да, на момент основных событий ей ещё и тринадцать лет!

plastm

2. Графика.

Местами прекраснейшая, в других местах она сильно «проседает» — лица героев становятся «пластмассовыми», а движения — заторможенными и угловатыми, на уровне малобюджетных игр середины 2000-х.

3. Игнорирование истории:

Если действие происходит в апреле 1943 года, то Красная Армия никак не может «наступать по всем фронтам, а кое-где уже пересечь границу Советского Союза», о чём дважды упоминает директор детдома и один раз Катя Волкова. Стратегическое наступление по всем фронтам начнётся только в 1944-м.

Если же наши действительно уже гонят немца, то насмарку вся история с календарём и Пасхой, как и мотив «религиозных гонений» на Серафиму ибо, как мы помним, 4 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя православными иерархами и разрешил им всё: и семинарии и храмы и богослужения, и из лагерей распорядился выживших вернуть. В таком случае, кто такая Ольга Семёновна (злая учительница), чтобы оспаривать новую политику партии.

4. Персонажи в мультике периодически немеют.

5. Многочисленные логические прорехи и странная мотивация персонажей:

pasha

В храме, а потом в своей келии преподобный Серафим объясняет дочери священника, что такое Пасха.

Отец Серафимы, священник Павел — был расстрелян за исповедание православной веры (см. личное дело), т.е. он святой новомученик, предстоящий перед Богом в Царствии небесном (что дополнительно показано в видении Серафимы), однако помогает девочке почему-то её небесный покровитель преподобный Серафим, а не родной отец (такой же святой), который ещё и отстраняется от дочери: «слушайся батюшку Серафима».

Директор детдома — решительнейший боевой офицер не однажды раненый, потерявший на войне руку и часто рисковавший жизнью, в детдоме боится учительницы. Являясь начальником, он не может поставить на место зарвавшуюся подчинённую и, сам будучи верующим (о чём косвенно говорит его поведение в начале мультфильма), не только стыдится честно высказаться на эту тему, но и ребёнка чуть не клюкой избивает, вырывая отречение.

ofic

Дочери советских офицеров отбирают хлеб, очки и всячески гнобят более слабых детей в детском доме, а также регулярно наушничают и хвастаются. Две моих бабушки, как раз из поколения «детей войны» были детьми майора артиллерии и в их доме, почему-то, не было большего греха, чем соврать или обидеть слабого.

Всё предопределено. Есть дети богоизбранные, есть обычные, а есть бесноватые — которые с малолетства видят фей и сжигают крестики, несмотря на доброе к ним отношение.

Чекисты в начале мультфильма вносили в храм три здоровенных ящика со взрывчаткой. В результате взрыва даже колокольня упала. Когда Серафима возвращается в заброшенную церковь, она не только цела, но и фрески внутри мало испортились.

У профессионального педагога в коллективе есть любимчики и постоянный объект третирования — Серафима, настолько нелюбимый, что она может устроить за ней безобразную погоню с опрокидыванием вещей даже в кабинете директора. Учительница явно занимает не своё место… Ей бы в СС!

tuapse

На стене в кабинете директора висит карта боевых действий в районе Туапсе и Новороссийска. Именно там, по мнению одного боевого офицера и дочери другого находится граница Советского Союза…

Живший в XIX веке преподобный Серафим, держа на ладони звёзды орденов святого Георгия Победоносца и святого равноапостольного князя Владимира, почему-то именует их «медальками».

Дети совершенно нелогичны — то отбирают хлеб, то вдруг отдают обратно, то врут директору, чтобы избежать наказания, то сообщают Серафиме, что «с неё за это причитается», а бедную Тараскину (девочка в очках) вообще все гонят из своей компании — и офицерские дочки и Сима с Ритой, но в конце, конечно, дарят яичко.

Ночью дети видят призрака женщины, поднимающейся наверх по лестнице. Если имелась в виду уборщица — то непонятно, почему она не окликнула детей, когда их видела и почему светилась в темноте, а если призрак, то почему не раскрывается его история.

8

В детском доме почему-то всего 8 детей.

Будучи советскими детьми военного поколения и приветствуя офицера, Катя с подругой неожиданно забывают, что «к пустой голове руку не прикладывают».

Серафима впала в беспамятство, спрыгнув на деревянную лестницу с высоты всего в два метра… Бурный опыт моего детства свидетельствует о её крайней хрупкости.

Девочки и директор активно помогали учительнице упечь Серафиму в колонию. Но перед её отправкой они резко «не виноваты» и дружно жалеют девочку: «ты там их бей первой».

Абсолютно никого в детском доме не изумило маленькое чудо с крестиком, у которого в печи не сгорела верёвочка.

Если девятилетний ребёнок носит крестик и говорит о Боге — злые коммунисты конечно же отправят его из детдома в колонию. Но если за ним приехала мама — то колония заменяется на… счастливую семейную жизнь дома.

milic

Милиционер на мотоцикле не знает, что Серафима сбежала из детдома, сотовых же ещё не изобрели, однако непонятно зачем он начинает гнаться за первой же встречной девочкой.

Резюме:

Мультик красивый, но уж слишком «антикоммунистический». Беда в том, что тень в нём ложится не столько на большевистскую идеологию, сколько на простых людей (в том числе военных), живших и сражавшихся в годы войны.

Посмотрите «В бой идут одни старики»! Вы верите, что герой Леонида Быкова мог бы струсить обнаружить свою веру или кого-то принуждать отрекаться от Христа перед боем? А в то, что учительница из «Весны на Заречной улице» стала бы срывать с людей крестики, писать доносы и сажать своих учеников в колонию?

Люди, в большинстве своём, были другими — светлее и чище нынешних.

В общем, «Необыкновенное путешествие Серафимы» больше разочарует, чем обрадует. Есть более приличные православные мультики и хорошие фильмы вроде «Притч», которые можно показать детям.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10