Из церковной истории мы знаем о некоторых духовных людях, старцах, которые уходили из благополучного социума в пустыню, налагали на себя строгую аскезу. Некоторые из них на этом многолетнем многотрудном пути духовного трезвения, учились умно-сердечной молитве, постигали духовно-психологические законы, избавлялись от страстей. И в этой бесстрастности им открывалась святая воля Божия, Они получали особый дар любви и в своем богоподобии (преподобии) эти святые стяжали дар духовного разумения, дар различения духов [χάρισμα δι, σκρίσεως τών πνευμάτων], о котором говорит апостол Павел (1 Кор. 12: 10). Они были способны увидеть зарождение зла в душах других доверившихся им людей и причины зарождения оного и указать человеку путь к духовному исцелению. Подлинные духовные руководители, подлинные старцы – это люди, которые всеми силами устранялись от страшной обязанности духовного руководства, они буквально убегали от власти, в смысле возможности властвовать. И как ни странно, но именно эти «вечные беглецы» и получали от Бога подлинную власть, в смысле – духовный авторитет в Церкви, у православных людей[1]. Старчество явление редкое. Святитель Игнатий (Брянчанинов), проделавший огромную работу по изучению и осмыслению опыта пастырства и духовничества, писал, что и в древности таковых старцев, «всегда было ничтожное число».

Подлинный духовный руководитель, старец – это тот руководитель, который сам себя за великого старца не считает, который не услаждается своей духовной властью, не кичится своей «прозорливостью», не стремится давать свои «духовные» советы всем налево и направо.

Безусловно, здесь следует сказать еще и о современной «герондомании». Герондомания — это страстное влечение к поискам прозорливых старцев-чудотворцев. Люди одержимые такими поисками, в некоторой мере сами провоцируют проявление лжестарческого духа, желая всю ответственность за решение тех или иных жизненных вопросов, и даже за само спасение, переложить с себя на плечи другого человека.

Когда в начале 1990-х гг. наше общество снова потянулось к вере, то ищущие люди, хотя и нашли множество самой различной духовной литературы[2], однако живых носителей духовного опыта было очень мало. И когда молодые священники[3] читали некоторые патерики или жития святых, то они, увы, не имея должного духовного опыта, богословского вкуса и чутья слепо переносили тот образ древних духоносных старцев на самих себя. Не имея в себе даже начатка борьбы со страстями, эти еще вчерашние миряне дерзали брать на себя подвиг духовного ведения, прозорливости, которого сторонились даже подвижники, изжившие в себе множество страстей. Люди, научившиеся пока только правильно произносить слова молитв, но еще не молиться, брали на себя величайший подвиг экзорцизма – изгнания бесов. Отсутствие не то что смирения, но, напротив, – гордыня, тщеславие, жажда власти – вот что двигало этими несчастными и втягивало в это несчастье множество их последователей.

Таким образом, на заре 90-х гг. в Русской Православной Церкви появляется т. н. младостарчество или лжестарчество, когда те или иные священники начинали буквально командовать своими пасомыми, требовать от них беспрекословного подчинения во всем, во всех сферах их жизни, включая личную, интимную. В тех или иных монастырях или приходах появлялись «прославленные» старцы, «прозорливцы», «чудотворцы», к которым выстраивались очереди из паломников, дабы получить ответы на подчас чрезвычайно важные житейские вопросы – жениться (выйти замуж) или уйти в монастырь, поступать в университет или уехать в деревню пасти коров. И эти младостарцы давали свои духовные «повеления» буквально налево и направо – каждой «твари по паре» – «какой тебе взамуж – брысь в монастырь», «какой тебе МФТИ – беги целину поднимай» и т. д. И на все на это «воля Божья», которая «глаголет через духоносного старца», который, в свою очередь, еще два года назад был простым трактористом с целым «букетом» вредных привычек.

Так, в некоторых монастырях или приходах практикуются т. н. генеральные исповеди, которые становятся обязательными для многолетних прихожан. На этих «генеральных исповедях» священники буквально выпытывают у молодых и пожилых женщин подробности их интимной жизни. В этих же «духовных центрах» откуда-то берутся некие новые «духовные предания», согласно которым, грехом является вкушение бананов, лицезрение пингвинов и подобные вещи. Новомодные «старцы» утверждают, что «видят волю Божию и душу человека», а соответственно, претендуют на безоговорочное подчинение им тех, кто приходит к ним. Серьезные жизненные проблемы, с которыми наивные люди обращаются к этим «старцам», решаются этими горе-прозорливицами на раз-два – «вам разводиться и уйти в монастырь». Результат: разбитые семьи, исковерканные судьбы людей. Иной «старец», будучи малообразованным и не очень культурным священником возомнил о себе, что он лекарь-травник, способный подобным «гомеопатическим» способом лечить любые болезни своих прихожан, включая наркоманию. Результат – тотальный запрет («от старца») вкушать молочную продукцию по причине того, что в ней «живет смерть», лечение аппендицита «народными методами».

Отдельно стоит упомянуть историю печально известного бывшего священника Владимира Головина, который буквально создал свою эрзац-церковь, а фактически секту. Его последователи знали о Православии, как правило[4], из многочисленных и многочасовых видеопроповедей «батюшки», которые в свою очередь наличествовали не только многочисленными искажениями Православной веры, но и откровенным кощунством и пошлостью. Увы, но пользуясь современными медийными технологиями, такого рода прельщенные учителя способны уводить «на страну далече» тысяч, десятки тысяч доверившихся им людей.

Повторимся, виденье человеческих душ давалось только тем подвижникам, которые сумели своей добродетельной жизнью и силой Божией благодати достигнуть определенного бесстрастия, т. е. приобретали способность побороть в себе страсть осуждения и самим не впасть в соблазн греха. Способность видеть волю Божию давалась только тем подвижникам, которые изжили в себе едкую страсть тщеславия. Благодатное старчество – это особое благодатное дарование, харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости. В то время, как церковной власти обязаны подчиняться все члены Церкви, старческая власть не является принудительной ни для кого. В современных младостарцах мы видим прямо противоположное – назойливое стремление владычествовать над судьбами других людей, принуждение к абсолютному повиновению, приписывание своим весьма сомнительным «откровениям», «благословениям» статуса воли Божией. Плюс изобретение каких-то нелепых местных «благочестивых обычаев», «молитв по соглашению», борьбой с «чипами» и штрих-кодами, синхронному чтению акафистов, призывами к прославлению в лике святых, людей сомнительного образа жизни, проведению сеансов экзорцизма или отчиток и тому подобного. Вся жизнь подобных людей, увы, преиспещрена страстями – властолюбием, неукротимым желанием прослыть «старцами», «прозорливцами», «чудотворцами».

Еще в декабре 1998 года Священный Синод был вынужден принять специальное определение по этому вопросу. В нем говорится: «Некоторые священнослужители получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (Гал. 5:13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся легкой добычей сектантов»[5]. В своем докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе Святейший блаженной памяти Патриарх Алексий II сказал: «Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль правящих архиереев за детальным исполнением упомянутого Синодального определения»[6].

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет такие страшные слова: «Те старцы, которые принимают на себя роль… древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими… Страшное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно… Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит»[7]. В другом месте свт. Игнатий пишет о том, что лжестарцы «по наружности… будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, в слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов… увлечены разгорячением[8] Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять… им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню…»[9].

И в данном контексте стоит обратить внимание на тот эмоциональный запал, на ту страстность, которая присутствует в выступлениях Сергий Романова. С какой же ненавистью он произносит слова «Да будут прокляты». Что же это такое?! Это так ведет себя православный священник, игумен, схимник? Схимник – это фактически затворник, монах, который ради духовной жизни, ради стяжания Духа Святого предельно минимизировал свое общение с людьми. Многие из тех, кто принимал Великую схиму, брали на себя подвиг молчальничества. На примере Сергия Романова мы видим обратное – человек не только не удалился от мира, но, напротив, являет себя этому миру «во всей своей красе», в ненависти по отношению к власти, к священноначалию, а значит и к Церкви, по отношению к русскому народу, за который он якобы так радеет.

Базируясь на заскорузлых конспирологических мифах, спекулируя на эсхатологических страхах части верующих, взяв на вооружение идеи медицинского диссидентства (отрицая реальность коронавируса) Сергий Романов фактически создал экстремистскую организацию. Харизматический лидер уже прямо противопоставил себя священноначалию Церкви и фактически призвал своих последователей к противозаконным действиям. Что будет дальше? Боюсь, если священноначалие не обратит на движение Сергия Романова пристального внимания и не последуют соответствующие канонические меры, то мы вправе ожидать, что уже сформировавшаяся тоталитарная экстремистская секта проявит себя самым неожиданным образом. В отличие от Головина, Романов более агрессивен, так что возможны серьезные последствия, ведь, история сектантства знает примеры и массовых убийств и массовых самоубийств. Достаточно вспомнить массовое самоубийство участников секты «Народный храм» Джима Джонса в 1978 г. или теракт в токийском метро, произведенный сектой «Аум Синрике». У организации Сергия Романова присутствуют все «задатки», чтобы повторить все подвиги этих «героев». Он не будет отсиживаться в землянке подобно «пензенским сидельцам» или «мелочь по карманам тырить» подобно «богу Кузе». У Сергия Романова, судя по всему, имеются вполне осознанные политические  и даже геополитические притязания.

И уж коль речь зашла о политике, то уместно будет вспомнить, что у России есть недоброжелатели в лице политических сил, которые были бы совсем не против, если бы наша страна не существовала в тех масштабах и с той геополитической мощью, с которой она существует на сегодняшний день. Эти же силы были бы совсем не против, если бы сегодняшняя Россия распалась на несколько (а еще лучше – множество) независимых «княжеств». И соответствующая работа (со стороны вышеозначенных политических сил) ведется. И опять же, наши недоброжелатели, будучи людьми отнюдь не глупыми, прекрасно понимают, что становым хребтом русского народа и русской государственности является Русская Православная Церковь. Говоря языком популярной журналистики – Русская Православная Церковь является самой древней, мощной и последовательной пророссийской организацией. А посему наши недоброжелатели, будучи опять же людьми неглупыми, прекрасно понимают, что расколоть Россию без раскола Русской Церкви невозможно.

Но как расколоть Русскую Церковь? Наши противники не будут действовать абы как, на авось, напротив, идеал их принципов действия – шахматная доска, они все просчитывают наперед. Они изучают российскую историю и прекрасно понимают, что левый или либеральный раскол в Русской Церкви обречен на провал… Последователи протоиерея Александра Меня, священника Георгия Кочеткова – немногочисленные представители московской и питерской гуманитарной интеллигенции. Их слова (позиция) – не слово «товарища маузера», они не смогут увести в раскол церковное и традиционно консервативное большинство. Одновременно с этим из истории известно, что единственный «успешный» раскол в Русской Церкви – это старообрядческий раскол. А посему имеет смысл провоцировать не левый (либеральный) раскол, а правый, раскол «ревнителей-консерваторов». Именно они в своей экзальтированной ревности по «старославянскому языку», «царю-батюшке», «святых отцах» (хотя абсолютное большинство из них святоотеческой литературы не держали в руках), «старцах» и ненависти к экуменизму, модернизму, любым новым технологиям смогут увести достаточное количество церковных людей в раскол.

Однако, православные люди прекрасно помнят слова свт. Иоанна Златоуста: «производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью»[10]. А посему обычных православных людей нужно убедить в том, что та «официальная Церковь» – это не настоящая церковь, она утратила благодать (приняв ИНН, погрязнув в экуменизме), в ней нет Христа, а настоящая Церковь – там, «у старцев», ибо там Христос. «А, значит, грех раскола уже не грех раскола, поскольку настоящие раскольники – это Патриарх и официальная Церковь, а «мы» – церковь настоящая, истинно-православная церковь, с нами старцы, много лет подвизавшиеся в горах Кавказа или на Афоне» – вот алгоритм рассуждений тех несчастных, которые столь опрометчиво поверили столь елейным проповедям «о старцах», «о прозорливцах».

И совсем не случайно, что именно в дни социальных потрясений, в данном случае связанных с пандемией коронавируса, подобного рода геополитические планы находят очень благоприятную почву для своего осуществления. А посему очередной всплеск лжестарческой инфекции от лица схиигумена Сергия Романова вряд ли является случайностью и продиктован не только вспышкой властолюбивой похоти уральского монаха. Скорее всего, за этим стоят вполне ощутимые политические силы, совсем не дружелюбием дышащие в сторону нашей Церкви и страны. А посему деятельность схиигумена Сергия (Романова) достойна пристального внимания не только священноначалия Русской Православной Церкви, но и российских спецслужб.


[1] Именно с этим связана и традиция поставления в епископы только представителей черного духовенства, несмотря даже на то, что апостол Павел пишет: «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3: 2). Здесь принцип простой — обет нестяжания, который дает монах, подразумевает и отказ от власти, а христианская мысль свидетельствует – подлинную власть можно дать только тому, кто поборол в себе страсть властвовать.

[2] литература, которая была издана еще в XIX веке и переизданная репринтным образом огромными тиражами в веке XX.

[3] молодые не всегда по возрасту, но чаще молодые и неопытные в аспекте духовного образования и, собственно, духовной жизни

[4] неслучайно за последователями Владимира Головина закрепилось наименование «головинцы»

[5] цит. по Иларион (Алфеев), игум. «О духовничестве». https://azbyka.ru/o-duxovnichestve

[6] цит. по https://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/04/04/ewe_raz_o_nabolevshem/

[7] Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству. Том 5. Глава 12. О жительстве в послушании у старца. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_5/txt13.html 

[8] Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству. Том 5. Глава 12. О жительстве в послушании у старца.

[9] Игнатий Брянчанинов, свт. О жительстве по совету http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_5/txt14.html

[10] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Ефесянам: 65, 11

Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии,
настоятель собора во имя св. кн. Александра Невского
протоиерей Александр Новопашин

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского