Профессор Московской Православной Духовной Академии и Семинарии протоиерей Максим Козлов в ходе беседы с журналистами ответил на вопрос жителя Йошкар-Олы об анафеме, разъяснив её значение общественности.

Вопрос: Правда ли, что православный христианин отпадает от Церкви только тогда, когда сам публично об этом объявит? Когда вообще крещеный перестает быть членом Церкви? (Кирилл, Йошкар-Ола)

Протоиерей Максим Козлов: «Следует прежде всего засвидетельствовать, что таинство крещения имеет неизгладимый характер, и крещеный человек некрещеным стать уже не может.

Возможно другое. Существуют те или иные тяжкие грехи, которые фактически и юридически поставляют человека вне церковной ограды. По сути каждый смертный грех — до того момента, пока человек в нем не раскаялся и не получит его отпущение в таинстве исповеди — поставляет человека вне Церкви. Слова священника во время исповеди звучат так: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви».

Бывают такие грехи, о которых свидетельствуется и публично — отлучением того или иного человека от Церкви. Существует постановление высшей церковной власти, которое говорит о том, что этот человек, бывший когда-то христианином, системой своих взглядов, мировоззрением, или своими поступками публично свидетельствует, что он христианином не является. Долг Церкви в таком случае — назвать вещи своими именами.

Например, что граф Лев Николаевич Толстой имел такую систему взглядов, которая никак не может быть названа православным христианством. Но даже отлученный таким образом человек может покаяться и воссоединиться с Церковью.

Юридическое отлучение оглашается публично для того, чтобы не умножался соблазн, когда известность человека или его влияние на окружающий мир таково, что Церковь должна засвидетельствовать о его к ней непринадлежности.

В истории древней Церкви таковыми были Арий, Несторий, Македоний, представители платонизма. В истории Русской церкви это относилось а людям, которые совершали государственные преступления — были отлучены, например, Емельян Пугачев и гетман Мазепа.

3

В новейшей истории к числу отлученных от Церкви принадлежит глава украинского раскола бывший митрополит Киевский Филарет Денисенко».

Напомним читателям, что на Украине, помимо канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата действуют две раскольнических организации, главы и духовенство которых отлучены от Церкви: Украинская Автокефальная Православная Церковь, возникшая на почве гражданской войны в начале XX столетия и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, возникшая в конце XX столетия из-за сознательной раскольнической деятельности бывшего митрополита Филарета.

Обе альтернативные церковные организации не признаны ни одной из 15-ти канонических Поместных Православных Церквей, а их деятельность говорит сама за себя — сравните Всеукраинский крестный ход с «Украинской ходой» раскольников…

Источник