1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Александровское подворье


Когда-то давно, в 1859 году, в Иерусалиме был выкуплен кусок земли у эфиопского духовенства. Сделал это Б.П. Мансуров, чиновник по особым поручениям Морского министерства. На этом приобретенном месте предполагалось построить здание русского консульства. Но строить консульство в старом, а значит, не очень однозначном городе было делом неудобным, да и рискованным.

Просмотров публикации 1 190

Вскоре с паломнической поездкой на Святую Землю прибыл великий князь Сергей Александрович. Он, болшой любитель истории, сделал предположение о том, что на этом участке существует вероятность обнаружения остатков каких-то древних поселений.

Начались раскопки. Ими руководил архимандрит Антонин, о котором я довольно подробно рассказывала в статье о Горненском монастыре.

И действительно, раскопки принесли свои плоды. Были обнаружены фрагменты иерусалимской стены периода Ирода Великого, порог Судных врат, фундамент базилики Гроба Господня, а также остатки других сооружений.

И сразу же было принято решение о строительстве подворья. В 1896 году, аккурат в день Николы летнего, 22 мая, на подворье была освящена домовая церковь в честь святого Александра Невского, в память о почившем государе императоре-миротворце Александре III, создателе Палестинского общества. Во время освящения Патриарх Иерусалимский Герасим поместил в престол частицы мощей святых великомучеников: Харлампия,Феодора Стратилата и Пантелеимона. Так началась история подворья.

На сегодняшний день Александровское подворье – единственное в старом городе Иерусалима и самое близкое к храму Гроба Господня русское владение.

И я предлагаю совершить на это замечательное подворье нашу виртуальную экскурсию.

Церковь святого Александра Невского. Просторная, широкая, необыкновенно красивая. В ней одновременно и легко дышится, и захватывает дух от красоты и великолепия! Сразу обращаешь внимание на резной двухрядный иконостас, в котором помещены тридцать икон письма В. Пасхина.

В притворе находится памятная доска с надписью: «Церковь во имя святого благоверного Александра Невского основана на месте остатков храма, сооруженного святым равноапостольным царем Константином. 1887-1896 гг.».

На восточной стороне храма расположено тройное окно-витраж с изображением Распятия с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Богословом. Около Распятия находится картина великого русского художника Ильи Репина «Несение Креста». На ее оборотной стороне есть надпись: «Сей образ несения Креста, написанный мною в Иерусалиме, приношу в дар Иерусалимской Русской Церкви на раскопках. Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещен на левой стороне при пороге Ворот. Прошу на Литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы». И. Репин, 1898 год, июль, 27.

Вот такая замечательная реликвия находится в храме на подворье. И конечно, нет русского человека, который, войдя в храм, не приложился бы к этой великолепной картине, написанной великим русским художником на Святой Земле.

Помимо Ильи Репина, много других людей внесли свой посильный вклад в убранство церкви и всего подворья. И рядом с порогом Судных врат установлены черные мемориальные доски с именами благотворителей. О них также молится Церковь и поминает их имена за Литургией. В числе прочих там упомянуты: Василий Николаевич Хитрово, граф Ефим Васильевич Путятин, его дочь графиня Ольга Евфимиевна Путятина, епископ Порфирий (Успенский), великий князь Николай Николаевич, великая княгиня Александра Георгиевна, великий князь Константин Николаевич, Его Императорское Величество Государь Император Александр III, архимандрит Антонин (Капустин), князь М.Р. Кантакузин, граф Сперанский, Н.Ф. Фан-дер-Флит и другие.

Сегодня в Александровском подворье реконструированы и доступны для обозрения двое ворот. Одни – уже упомянутые Судные врата, другие – арка в более узкой стене, которая явно не была частью городской стены.

Но давайте рассмотрим немного саму церковь и потом прогуляемся по подворью.

Церковь представляет собой прямоугольное в плане бескупольное здание с двускатной крышей, своего рода базилику. Престол церкви – это древний престол, найденный в этом месте при раскопках, возможно, престол одного из приделов первого Храма Гроба Господня. К востоку от него установили алтарь и иконостас, за которым, в отличие от обычных церквей, начинается широкая лестница, спускающаяся к Порогу Судных врат.

«Казалось, что Сам Святой Хозяин принимает, разговаривает, поучает, утешает и рассказывает о последних Своих земных муках»

Порог Судных врат закрыт стеклом и обнесен с трёх сторон чугунной ажурной решёткой, за которой установлено распятие на каменной глыбе с Голгофы, купленной у греков. Храм –видимое небо, дом Божий, и казалось, что Сам Святой Хозяин принимает, разговаривает, поучает, утешает и рассказывает о последних Своих земных муках. Вот Он переступил подлинный Священный Порог, неся огромный тяжёлый крест, покидая город, идет на казнь.

Справа от Порога Судных врат на стене висит мраморный киот с иконой преподобного Сергия Радонежского в память о носившем его имя президенте и первом председателе Православного Палестинского общества великом князе Сергее Александровиче. Надпись под киотом гласит: «В память Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича – основателя и Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. 1882 – 1905».

Перед киотом постоянно горит лампада, зажжённая великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в Москве и привезённая в Иерусалим. С тех пор она носит название «Елизаветинской неугасимой лампады».

Ни колокольни, ни звонницы при церкви нет, три колокола висят в нише за Порогом Судных врат – небольшом помещении с одним маленьким окном вверху. Колокола эти были тайно доставлены из России. Их тащили по ночам на катках женщины из Яффо, чтобы не вызвать подозрений у местных властей. Ниша ограничена двумя древними гранитными колоннами.

В торце западной стены висят 14 живописных икон в чёрных рамах на подрамниках, открывающих верующим святые лики подвижников веры Христовой. Вдоль северной и южной стен храма находятся 16 образов аскетов, праведников и исповедников. Образы святых исполнены в строгой живописной манере в рост, в строгих чёрных монашеских рясах, с нимбами на золотом фоне. Это святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, Иоанн Дамаскин и Порфирий, архиепископ Газский, великий Варсонофий и архиепископ Кирилл Алевский, преподобные Иоанн Хозевит и Феоктист Постник, Герасим Иорданский и Илларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Евфимий Великий и великий равноапостольный император Константин и его мать святая равноапостольная Елена.

Ну вот, по церкви мы прошлись и рассмотрели ее практически со всех сторон. Теперь – время прогуляться по подворью. Там нас ждет много чего интересного тоже.

Выходим из церкви. Вплотную к ней примыкает музей, хранящий небольшие предметы, которые были обнаружены при раскопках. Это и светильники, и кресты различной величины, и миниатюрные стеклянные сосуды, и различные подсвечники, и дверные замки с львиными головами, и много другой интересной всячины, которую, найдя при раскопках, реставрировали и собрали в целую музейную экспозицию. Уникальными экспонатами являются хорошо сохранившиеся нагрудные, поясные и головные вериги из железа. (В православной аскезе такие металлические узы или оковы носились на теле для умерщвления плоти, т.е. победы над страстями). Самые тяжелые из них – поясные, весом в 8 кг 500 гр. Нагрудные весят меньше – 4 кг 100 гр.,головные – 2 кг 250 гр. Завершает экспозицию нательный крест весом в 1 кг 700 гр. Вериги имеют аннотацию, которая гласит: «Сняты у русского паломника Петра, скончавшегося в Иерусалиме 8 ноября 1865 года».

Ну, а теперь непосредственно войдем в подворье. На первом его этаже располагается приемная комната, которая носит название «Царской», хотя ни император Александр III, ни Николай IIникогда в ней не бывали. Вероятно, название родилось из-за царских портретов и предметов убранства интерьера этого зала, занимавшего угловое помещение здания с двумя окнами по-восточному и двумя по южному фасадам, выходящим на улицу. В правом углу комнаты, как и положено, находятся иконы. Вверху в серебряном окладе небольшая икона Божьей Матери с Предвечным Младенцем на руках, ниже – Покрова Божьей Матери в синем хитоне и темно-красном мафории с поднятыми вверх руками, держащими белый покров. Рядом с ней канцелярия с портретом великого императора Николая II. Рядом с портретом – картина «Спаситель в терновом венце» кисти Н.А. Кошелева, а также портрет великого князя Сергея Александровича и портрет управляющего подворьем Антипова.

Вообще имя Н.А. Кошелева было хорошо известно тем людям, которые трудились над реставрацией, ремонтом и украшением подворья. Во время торжественного открытия Александровского подворья о работах живописца было сказано, что его «иконы с фигурами в человеческий рост высокохудожественной работы и изображают всю страстную историю Господа нашего, начиная от моления о чаше и до положения во гроб в виде 20 икон. Тема больших полотен мастера – Страсти Христовы, отражающие эпизод за эпизодом весь Крестный путь Спасителя от Гефсиманского сада до Голгофы, Распятие и Сошествие во ад.

Первой картиной, открывающей цикл, является «Моление о чаше» со словами из Евангелия от Луки: «Моляше глагола: Отче, аще волеши мимо нести чашу сию о мене, обаче не моя воля, но Твоя да будет. Явися же Ему Ангел с небесе укрепляя Его». Величественность сцены с ангелом в белоснежных одеждах с огромными крыльями и руками, распростертыми над Иисусом Христом, разворачивается на фоне старой оливы в Гефсиманском саду. Cветоносным центром композиции является ангел с ярким сиянием, льющимся из-за его спины и высвечивающим камень, холщевый хитон Спасителя и нимб над Его головой. И кажется, что свет – это Его свет, свет Его веры и надежды на всеобщее спасение.

Второй холст «Христос будит Своих учеников» повествует о трех избранных учениках Спасителя – Петре, Иакове и Иоанне, присутствовавших при Преображении и уснувших в саду, не дождавшись Учителя. Здесь нет прозаической описательности, только изображение в профиль стоящего Иисуса Христа в синем гиматии с крепко сжатыми руками и спящие на камне трое Его апостолов. Фигура Спасителя освящена невидимым источником света, материализующимся в волшебный свет. Создаётся иллюзия свечения самой фигуры Господа, да и как же иначе, ведь «Бог есть свет». Рентгеновский анализ показал, что художник при исполнении холста в краски добавлял фосфор, оттого до сих пор картины излучают свет. Внизу холста строка из Евангелия от Луки: «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашёл их спящих от печали».

Можно и дальше рассказывать об этих замечательных полотнах. И я наверняка это сделаю в какой-то следующий раз. Но вернемся к подворью.

На остальных стенах – портреты императора Александра IIIи императрицы Марии Федоровны и написанные с натуры свадебные парные портреты Николая IIи Александры Федоровны в больших золоченых овальных рамах. Главным украшением залы является огромное золочёное надкаминное зеркало, которое со вниманием «рассматривает» каждого гостя, и мраморные часы с двумя бронзовыми канделябрами и 4 небольшие семейные фотографии последнего русского царя-мученика Николая IIв кругу семьи, раскрашенные самими детьми.

На второй этаж Александровского подворья ведет старинная деревянная лестница, выходящая в коридор и объединяющая комнаты для священнослужителей, библиотеку, архив и ванную комнату. А на террасе, примыкающей к храму с юго-западной стороны, мы можем увидеть огромные палаты, которые были выстроены здесь для размещения паломников.

В подвальное помещение подворья можно попасть как с улицы, так и из здания по крутой деревянной лестнице, спускающейся с верхнего этажа. Два коридора объединяют три небольшие комнаты, предназначавшиеся ранее для проживания служащих, и цистерну, которая вмещает в себя огромное количество воды для нужд подворья.

Одной из реликвий подворья является Порог Судных врат, через который Иисус Христос прошел по пути на Голгофу. Перед этими Воротами римляне провозглашали окончательный приговор осужденным. Оттого они и называются Судными.

С левой стороны от ворот сохранилась узкая щель, через которую мог пройти только один человек. Люди входили в нее после наступления сумерек, когда все другие ворота в городе уже были закрыты. Но с другой стороны, защищать такой узкий вход в город от нападения неприятеля было куда легче. И эти ворота получили название «игольного ушка». Этот термин несколько раз можно встретить при чтении Евангелия.

Вот такое оно, Александровское подворье. Я искренне желаю всем вам посетить его лично и увидеть все описанные мною красоты воочию.

Посещая Александровское подворье, обязательно вспомните с благодарностью императора Александра III, великого князя Сергия Александровича, великую княгиню Елисавету Феодоровну и вдохновителя постройки Александровского подворья и церкви святого равноапостольного князя Александра Невского архимандрита Антонина (Капустина), имена которых будут всегда с благоговением произноситься каждым православным паломником, посетившим Святую Землю.

Храни вас Бог!

Похожие статьи

Оставить комментарий