Даже в коротких поездках могут происходить большие открытия. В этом я убедилась, проведя несколько дней в Дивееве и обнаружив там целый мир с природой, храмами, людьми, святынями и святыми. Мир, в котором прошлое прочно соединено с настоящим, а земля освящена стопами Пресвятой Богородицы. Здесь, в четвёртом уделе Божией Матери, испытываешь особый духовный подъём, который хочется увезти домой как благословение.

Православное государство

Знаменитое Дивеево — это село и районный центр Нижегородской области с населением 6,5 тысяч человек. А паломников сюда, в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, ежегодно приезжает около 400 тысяч!

Казанский собор Дивеевского монастыря

Маленькое православное государство — практически так выглядит Дивеевская обитель. Обширная благоустроенная территория с несколькими храмами и часовнями, паломнический центр, два музея, православная школа, хозяйство, в котором, помимо сестёр, заняты миряне. Но рабочих рук всё равно не хватает, и на просьбы постоять у подсвечника в храме или полить цветы на клумбе паломники откликаются с удовольствием: потрудиться у батюшки Серафима – это честь.

Духовный попечитель и строитель монастыря, саровский старец почитается здесь особо. К раке с его мощами в Троицком соборе всегда очередь, а молебны ему служат трижды в день (!).

Но главная начальница и хозяйка монастыря — Пресвятая Богородица, Которая избрала маленькое Дивеево Своим «четвёртым жребием». Всё началось с явления Пречистой Девы монахине Александре Мельгуновой, подвизавшейся в Киевском Флоровском монастыре и получившей повеление идти на север России, обходя святые обители. Пресвятая Богородица обещала своей избраннице указать место для основания новой великой Своей обители: «…На которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трёх жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева».

Сколько странствовала мать Александра, неведомо, но известно, что около 1760 года на пути из Мурома в Саровскую пустынь она остановилась на отдых у небольшого храма в селе Дивееве. Слегка задремав, увидела Пресвятую Богородицу, возвестившую ей, что это то место, в котором её избранница должна подвизаться до конца своих дней. Пречистая Дева сказала, что всегда будет посещать его и в этом Своём «четвёртом жребии» создаст обитель, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете».

Крест на могиле Николая Мотовилова

Со временем на месте явления Пресвятой Богородицы монахиня Александра построила каменный Казанский храм вместо старого деревянного и основала маленькую общину. Перед своей кончиной в 1789 году старица попросила саровских отцов, в том числе молодого иеродиакона Серафима, позаботиться о её послушницах.

Через три десятилетия эту обязанность на него, уже опытного подвижника, возложила Сама Пресвятая Богородица. Явившись старцу в саровском лесу в 1825 году, Она повелела основать в Дивееве ещё одну, новую обитель, пообещала Сама быть её Игуменией и передала Свой устав. В 1842 году две местные женские общины объединились в Серафимо-Дивеевскую, которая в 1861 году была преобразована в монастырь.

Святая Канавка

Так называется одна из главных местных святынь, земляной вал с тропой над глубоким рвом в восточной части Дивеевского монастыря. Канавка была возведена вокруг девичьей Мельничной общины по указанию Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Три аршина шириной, три аршина глубиной и вал высотой три аршина – такие размеры, по преданию, были определены для единственного в своём роде монастырского сооружения.

«Эту Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, — говорил батюшка Серафим. — Тут стопочки Царицы Небесной прошли!». Но сёстры медлили с началом работ, и тогда старец взялся за дело, собственноручно вырыв в 1829 году первый аршин земли. Последующую работу вели сёстры, копая землю руками даже в суровое зимнее время. Сооружение Канавки завершили к Рождеству Христову 1833 года.

В советское время, когда монастырь был закрыт, Канавку частично засыпали, а её вал сровняли. После открытия обители Канавка была восстановлена, причём в размерах, указанных саровским старцем, и точно по отмеченной в его время оси. Восстановление завершилось в 2006 году.

«Кто Канавку с молитвой пройдёт да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут — и Афон, и Иерусалим, и Киев!», — говорил старец. Каждый вечер после богослужения сёстры с иконой Божией Матери обходят обитель и непременно идут по святой Канавке. К этому времени у начала тропы собираются паломники, чтобы присоединиться к крестному ходу.

Но, конечно же, по святой тропе можно пройти и самостоятельно. 775 м — длина пути, по которому идут и едут люди, такие не похожие друг на друга внешне, но такие близкие духовно. Проходят в одиночку и целыми семьями. Идут босиком. Едут в инвалидных колясках.

Даже маленькие дети идут с удивительно серьёзным, торжественным видом. На Канавке не разговаривают, тишина напряжена до предела, сгущена в плотное пространство, почти звенит молитвой. Это место, где трудно остаться приземлённым, где прежде сухая, формальная молитва легко оживает, обретая тепло и искренность. А люди, о которых ты молишься, кажется, образуют большой таинственный круг в синеве бескрайнего дивеевского неба.

На Канавке установлены три Распятия — в начале пути, не доходя до его середины и по завершении тропы. Причём на третьем Распятии — не Спаситель, а Царица Небесная, Игумения обители. «Богородице Дево, радуйся…». Кто-то прочитывает за путь всё Богородичное правило, кто-то — лишь несколько молитв. Но хочется верить, что если это от сердца, Пресвятая Дева милостиво примет каждый пройденный путь.

Земля сильных духом

Кроме преподобного Серафима, в монастыре почивают мощи ещё семи святых. Трое преподобных — два духовных чада старца, Марфа (Милюкова) и Елена (Мантурова), а также основательница дивеевской обители Александра (Мельгунова). Трое блаженных, которые подвизались в обители, сменяя друг друга, — Пелагия (Серебренникова), Параскева (или просто Паша Саровская) и Мария (Федина). В Казанском храме рядом с блаженными почивает также местная преподобноисповедница Матрона (Власова).

При всей непохожести жизненных путей дивеевских угодников есть у них нечто общее: перенесённые труднейшие испытания, суровые подвиги на грани невозможного и потрясающая стойкость. Иначе и быть не может: удел Пресвятой Богородицы — земля сильных духом.

Вот ангелоподобная Марфа, подвизавшаяся в обители с 13 лет. Кроткая молитвенница и почти молчальница. Умершая девятнадцатилетней, она, по словам преподобного Серафима, получила начальство над дивеевскими сёстрами в Небесной обители Божией Матери.

Преподобная Елена Мантурова тоже отошла ко Господу молодой, но — невообразимый подвиг! — умерла по послушанию, вместо своего брата Михаила, который был ещё очень нужен для строительства обители.

Блаженная Параскева Дивеевская

Блаженная Пелагия, о которой батюшка Серафим сказал: «Эта женщина будет великий светильник!». Читая о её жизни, внутренне содрогаешься: всеобщее непонимание, вынужденное замужество, издевательства мужа, который сажал её на цепь, морил голодом и холодом. В обители она в любое время ходила босиком, скудно питалась, спала на полу. Обладала даром прозорливости и очень заботилась о дивеевских «дочках».

Почти 120 лет прожила блаженная Параскева, та самая, что предсказала императору Николаю и его супруге рождение наследника, грядущие бедствия и море крови. Крепостная крестьянка, она претерпела жестокие истязания от мучителей-господ, выгнавших её в конце концов из дома, странствовала по селу, а потом около тридцати лет прожила в пещере в саровском лесу. И это только некоторые факты из до-монастырской жизни «мамашеньки», как называли блаженную дивеевские сёстры.

А сам старец Серафим, с потрясающей кротостью бросивший топор перед напавшими на него грабителями: «Делайте, что вам надобно»! При том, что человек он был физически сильный, крепкий и способный постоять за себя, но решил принять испытание ради Христа.

Сегодняшний монастырь хранит зримые следы подвижнической жизни дивеевских святых. Вот в Троицком соборе у раки с мощами преподобного Серафима под стеклом лежат его личные вещи: мотыга, рукавицы, лапти, шапка. А в музейной комнате паломникам показывают стул, выточенный его руками, ведь преподобный был искусным столяром.

У Казанского храма находится могила Николая Александровича Мотовилова, духовного сына саровского старца и многолетнего попечителя Дивеевской обители. Именно ему батюшка Серафим открыл, что цель жизни христианина состоит в стяжании благодати Святого Духа, удостоив собеседника не только лицезреть старца преображённым, но и ощутить благодатное состояние самому.

А вот небольшая киот-часовня неподалёку от того же храма стоит на месте кельи основательницы дивеевского монашества Александры Мельгуновой. Близ монастыря находится святой источник преподобной, внезапно появившийся там после затопления старинного, исходившего из могилы старицы. К слову, святых источников в округе немало — и старых, и современных.

Блаженная Мария Ивановна

Дом-музей блаженной Паши Саровской — единственная из сохранившихся келий местных подвижниц. На кровати сидят куклы, с помощью которых угодница Божия обличала грехи людей, наставляла, предсказывала грядущие события, в шкафу под стеклом висит её голубое платье, праздничное, для храма.

С фотографии на стене широко улыбается преемница Паши блаженная Мария Ивановна, а лучезарный этот снимок, по словам экскурсовода, взят из материалов следственного дела старицы.

Скажу честно, я не особая любительница экскурсий, но Дивеево и тут стало для меня настоящим открытием. Удивительно, с какой любовью, живо и проникновенно рассказывают о святых сотрудники паломнического центра!

«Радость моя, Христос воскресе!»

Говорят, что именно этими словами встречал каждого приходящего к нему батюшка Серафим. Радость — именно то, что ощущаешь в Дивеевском монастыре. Благоухание цветов и благоухание святынь, свежий ароматный ветер и потрясающее широкое небо.

Вовсю резвятся дети, да и у взрослых чувства, кажется, переливаются через край. В приподнятом настроении кто-то из паломников, заходя в уютный яблоневый сад, затягивает вслух: «Богородице Дево, радуйся». И, похоже, никого это не удивляет.

Мирские заботы отходят здесь на второй план, нет обычной ежедневной гонки, можно замедлиться. А вскоре неожиданно замечаешь, что сил у тебя, оказывается, предостаточно, и, уже вернувшись домой из Дивеева, всё еще чувствуешь в себе эту необыкновенную радостную лёгкость.

«Ну, ведь нет же дождя?!»

Чудеса на такой земле — дело почти обычное. И на нашу с мужем долю тоже пришлось несколько чудесных событий, особенно при отъезде из Дивеева.

На этот день все прогнозы погоды упрямо обещали ливни и грозы. Уже ночью в небе раздавались глуховатые раскаты, словно гром тренировался перед наступлением.

Отчаянно не хотелось уезжать в ливень. Пресвятая Богородице, спаси нас! С нашей экипировкой наверняка промокнем в считаные минуты. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! А ведь нам ещё автобусом ехать в Нижний Новгород, и там тоже, по прогнозам, ливни. Все дивеевские святые, молите Бога о нас!

В тревожных молитвах прошла ночь. А утром… Сквозь тоненькие занавески в гостиничный номер любопытно заглядывало яркое солнце, от ночной непогоды не осталось и следа. В растерянности и недоумении я просто приняла, без всяких объяснений, «обыкновенное» чудо: ведь это Дивеево.

Короткий сильный дождь прошёл как раз в те минуты, когда мы сидели на автостанции, но к моменту посадки прекратился. А вот только выехали из Дивеева, грянул обещанный всеми прогнозами ливень. Через открытые люки автобуса закапала холодная вода. Гром гремел уже по-настоящему, в полную силу, совсем близко.

Автобус одиноко и бесстрашно мчался по дороге. Словно Ноев ковчег: через окна не было видно ничего, кроме серости и струй дождя. Труднее всех в такую погоду пришлось водителю: три с половиной часа особого внимания и осторожности на дороге.

Но, когда мы въезжали в Нижний Новгород, вдруг стало ясно: дождь здесь только что закончился. Из окна автобуса я успела разглядеть часовню-киот у белого храма. На иконе, конечно, батюшка Серафим. Внимательно смотрит и словно ласково говорит: «Ну, ведь нет же дождя?!» Так и хочется добавить: «Радость моя, Христос воскресе!».

Преподобный Серафим Саровский

В последующие три часа дождь несколько раз едва начинал моросить, но, словно спохватившись, вскоре прекращался. Ничто не помешало нам в ожидании московской «Ласточки» успеть посмотреть и кафедральный собор Александра Невского, и знаменитую нижегородскую Стрелку, и живописные виды кремля, вдоволь нагулявшись по набережной.

Вот так преподобный Серафим молитвенно закрыл нас от непогоды, позволив выполнить всю запланированную программу. Снова «обыкновенное» чудо, но отчего-то и сейчас, когда я пишу эти строки, на душе необыкновенно тепло.

Дорогие читатели, вы едва ли не первые, кому я связно повествую о своих впечатлениях от поездки. Нашим друзьям и знакомым достались хотя и восторженные, но сбивчивые, даже сумбурные рассказы. При этом каждый раз меня удивляла реакция слушателей: «Надо ехать». Вот уж точно не наша заслуга — каким-то внутренним своим чутьём они уловили манящий аромат благословенного дивеевского мира.