1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Паломничество из Корфу в Бари


От Спиридона Тримифунтского к Николаю Чудотворцу

9-е ребро Святителя Николая Чудотворца, привезенное из Бари, 13 июля покинуло Москву. В первопрестольном граде оно пребывало 52 дня. За […]

Просмотров публикации 3 879

9-е ребро Святителя Николая Чудотворца, привезенное из Бари, 13 июля покинуло Москву. В первопрестольном граде оно пребывало 52 дня. За это время к мощам приложились более двух миллионов человек. Люди стояли по 10 часов, и очередь не уменьшалась, а только увеличивалась. Хотя верующих призывали не торопиться — дескать, все успеют, ведь мощи будут в Москве без недели два месяца, — блаженны те, кто приехал вовремя, ибо у каждого свое время. Дождливое и холодное лето никого не испугало. Ведь чем труднее, тем больше благодати, — так в народе говорят. После Москвы мощи повезли в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру Петербурга. Задолго до этого уникального события, еще не зная о скором прибытии мощей святителя Николая в Россию, я задумала поездку в итальянский город Бари, где мощи святого находятся с 1087 года.

В интернете на сайте ferriesingreece.com я заказала билеты на паром Керкира – Бари и обратно на начало июня — это были дни празднования Святой Троицы. Самый день праздника 4 июня я рассчитывала встретить в храме святителя Спиридона Тримифунтского — таким образом, за время отпуска можно приобщиться благодати сразу двух великих святых.

Я давно отказалась от групповых паломнических поездок, предпочитаю путешествовать самостоятельно и заметила, что перед любой паломнической поездкой происходят искушения, возникают различные препятствия, недоразумения — то билетов нет, или цены на них безумные, то неожиданно приходит отказ на уже выкупленный билет, то транзакция не проходит. В целом стоимость авиабилетов на остров Корфу в этом году даже не в два раза, а в три превышала прошлогоднюю, причем речь идет о самых экономных вариантах. Что касается парома, то если до Бари легко удалось приобрести хорошие билеты в женскую каюту, то обратных билетов с удобным размещением на сайте не предлагали. Проводить всю ночь в неудобном кресле, похожем на самолетное, в душном помещении – даже молодым не всегда под силу, но пришлось смириться. Потом оказалось, что все места в каютах выкупили итальянские турфирмы: обратный паром был забит под завязку итальянцами, рвущимися на Корфу – к теплым греческим морям, будто у них своих нет. Билет Керкира – Бари – Керкира в интернете мне обошелся в 203 евро, туда – в четырехместной женской каюте, обратно – общий.

Паром отходит от Корфу в 2 часа ночи в четверг – раз в неделю. Если билет куплен в интернете, его обязательно нужно выписать в порту в день отбытия в офисе паромной компании, адрес офиса присылают электронной почтой. По факту оказалось, что паром опоздал и прибыл уже в четвертом часу утра. Говорят, что так бывает часто, и надо быть к этому готовым. На пристани есть зал ожидания, в котором, кстати, не работал туалет. В этом зале коротали время как паломнические группы, так и самостоятельные путешественники, в основном россияне, украинцы, белорусы. У всех, разумеется, разная степень воспитания, веры и здоровья, что начинает сказываться на поведении каждого в отдельности в экстремальных условиях. А долгое ожидание без всяких удобств для людей, привыкших к комфорту, – это уже экстрим.

[Best_Wordpress_Gallery id=»1″ gal_title=»Паломничество из Корфу в Бари»]

По четвергам в Базилике святителя Николая служат православную Литургию. Видимо, специально для прибывающих паломников она начинается в 10 часов. Если паром опаздывает, начало Литургии также задерживается. Здесь стоит отметить, что положение нашей миссии в Бари, очевидно, довольно шаткое — такие выводы я сделала из дальнейших событий, произошедших в этом паломничестве. Паром, вышедший из пункта отбытия поздно, разумеется, опоздал и в пункт прибытия. В Бари мы были уже ближе к 11 утра вместо обещанных десяти. Всех организованных паломников ожидал автобус, куда их без задержки усадили и повезли в базилику. Остальные пошли пешком. Здесь главное — не отставать от основной массы людей, выходящих из порта, потому что выйти в город не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для меня это оказалось проблемой, потому что мне взбрело в голову сразу же зарегистрироваться на обратный вечерний рейс, так что я отстала.

Зарегистрироваться и получить на руки обратный билет мне, конечно, удалось, но дальше начались искушения. Когда я спрашивала служащих порта, где выход, они неопределенно показывали рукой направо, а базилика была хорошо видна слева. Когда я пыталась пройти через шлагбаумы, коих там довольно много, меня всегда останавливали и говорили, что выезд только для машин, и опять показывали направо. Я шла дальше, у другого шлагбаума было то же самое. В конце концов оказалось всего-то, что надо было обойти будку с другой стороны, а не идти сотни метров до следующего шлагбаума. На то, чтобы понять это, у меня ушло примерно полчаса. Наконец я вышла из порта и пошла по набережной налево. До Базилики святого Николая идти примерно 15 минут. Проход к ней через большую арку в стене, которую трудно пропустить.

В базилике с правой стороны есть лестница вниз — в крипту. Мощи Николая Чудотворца находятся там. Кто не знает, крипта (от др.-греч. κρυπτή — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре подземное сводчатое помещение, расположенное под алтарной частью храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Литургия уже шла, хор пел «Блаженны нищие духом», народу было много, что называется, «яблоку негде упасть». Группы были только из России, а самостоятельные паломники были и из Грузии, Беларуси, Украины.

«Божественная Тайна приближается, и понимаешь, что Бог гораздо ближе, чем мы думаем»

Литургия была Божественной, атмосфера царила непередаваемая, благодать разливалась в воздухе, и воздух от этого буквально светился. Священники в зеленых одеждах служили вдохновенно, особенно потому, наверное, что это были дни празднования Святой Троицы. Алтарная часть в крипте находится за решеткой, престол – прямо над мощами святителя Николая. Для православного взгляда это очень необычно, потому что мы привыкли, что алтарь закрыт иконостасом. Вся Литургия как на ладони, Божественная Тайна приближается, и понимаешь, что Бог гораздо ближе, чем мы думаем, что он не где-то в небесах, а рядом — посреди нас. Ради такого единения людей во время Божественной Литургии Бог и терпит нас, потому что человек в эти мгновения освящается, делается лучше, чем он есть в повседневной жизни.

В левой части храма шла исповедь, а я стояла и вспоминала, как приезжала в Бари в 1998 году. Православных в ту пору здесь еще и близко не было. Храм стоял пустой, мне повезло еще, что он был открыт. Я спустилась тогда в крипту, подержалась за решетку, отделявшую меня от мощей святого Николая, особенно удивили меня лампады с электрическими лампочками внутри вместо живого огонька. Потом я обнаружила у выхода из крипты в правой части знаменитую гранитную колонну, которая чудесным образом приплыла за кораблем вслед за мощами из Мир Ликийских. Поскольку приложиться к мощам тогда не было никакой возможности, я, имея болезненную шишку на левой руке, прислонила ее к этой колонне и попросила святителя Николая исцелить меня. От колонны пошло тепло, а дальше произошло настоящее чудо — к вечеру шишка стала гораздо мягче, а через неделю и вовсе исчезла.

Вспоминая это чудо, спустя почти 20 лет, я стояла и думала о том, как велика милость Божья, что теперь православный люд может свободно приезжать сюда, что наши священники свободно служат здесь Литургию, что каждый желающий может здесь исповедаться и причаститься, подать записки, помолиться за близких. Пока народ причащался, я подала записки. На всякий случай спросила у прислужницы, принимавшей требы, позволят ли приложиться к мощам. Вопрос у меня возник потому, что мощи находятся в алтаре, а женщинам туда входить не положено. Та меня успокоила, что после причастия дверь решетки обязательно откроют.

Тогда я пошла в центр храма, ждать наступления того момента, ради которого приехала. Решетку действительно открыли, священник, открывавший её, встал прямо передо мной, я пыталась его обойти, но в толпе народа обнаружила, что на уровне бедра натянута лента, такая же, как бывает в аэропорту. Значит, обойти не получится, надо протискиваться назад, в хвост очереди, что затруднительно, когда сзади подпирают, но я, было, уже смирилась с этим, как вдруг стоявший передо мной священник сказал: «Пропустите вперед детей, потому что дети сейчас не успеют приложиться!»

Про детей никто не услышал, все услышали только «не успеют». Представляете, полный храм людей, которые поняли, что не успеют сделать то, ради чего приехали за тридевять земель, потратив большие для них деньги. Началась давка. К мощам святителя Николая прямо в алтарь пропустили человек 15 с детьми, а потом решетку стали закрывать. Но это было сделать не так легко, для этого понадобилась сила двух батюшек и их помощников, потому что народ стал волноваться — если не сказать сопротивляться — закрытию мощей.

Я в этот момент почти отчаялась, взмолившись святому Николаю. Я подумала, что почти 20 лет назад уже была здесь и тоже не смогла приложиться, хотя здесь не было православной службы, и мне, конечно, обидно вдвойне, что опять не удалось. В этот момент старавшийся закрыть решетку священник повернулся ко мне боком, и между ним и ребром двери оказался небольшой зазор, всего лишь на одно мгновение. Тут меня сзади резко втолкнули прямо в алтарь через этот промежуток. Батюшку, видимо, тоже оттолкнули, скорее всего не нарочно, только я этого уже не видела. Я упала на колени на мраморную плиту перед витражным окошком у мощей Святителя, положила перед собой иконы и поблагодарила Бога, что Он сподобил меня приложиться к мощам, когда это казалось уже невозможным.

Решетку закрыли. Народ сокрушался. Но священник объяснил, что в 13:00 должна начаться месса, а время было уже 12:50. К часу дня в крипте не должно остаться никого из наших паломников, «не то нам не позволят больше здесь служить». Он пообещал, что после мессы снова будет возможность доступа к мощам. Для паломнических групп это было слабым утешением, потому что за стенами храма их ждал автобус и запланированная туристическая программа. Бари – древний и красивый город. В 300 метрах от базилики находится Швабский замок, построенный в 1132 году, художественная галерея, кафедральный собор, лес Меркаданте, неподалеку находится святилище Архангела Михаила, где было четыре его явления. Даже если человек будет согласен пожертвовать всем этим ради обещанного открытия алтарной решетки, не факт, что гид и остальные туристы захотят того же.

Всех стали просить покинуть крипту, теперь уже священники с нотками мольбы в голосе уговаривали людей подняться наверх и подождать. Я подошла к гранитной колонне святителя Николая. Она оказалась закрытой стеклом – вот еще одно отличие от устроения двадцатилетней давности. Высокие могли дотронуться до нее сверху, а люди небольшого роста вставали на колени и протискивали руки в щель между полом и стеклом. С сожалением покидая базилику, никаких итальянцев, пришедших на мессу, я не увидела. По сравнению с нашей православной службой, католическая месса была безлюдной, как пустыня. Здесь становится понятной зависть, которую испытывают католические священники, глядя на искреннюю веру православных паломников. И какая-то в этом есть большая несправедливость: верующие люди едут за тридевять земель, чтобы приложиться к мощам Святителя, или стоят сутками в очереди, а в городе, покровителем которого является святой Николай, мало кто из местных приходит на мессу. Справедливости же ради стоит отметить, что я не была здесь в воскресенье, — может, итальянцы хотя бы по воскресным дням ходят в храм.

Зато по части сувениров и извлечения прибыли у них все в порядке. Справа от базилики есть магазин, где можно купить масло за три евро, освященное на мощах, святую воду, в которую добавлено миро, иконы, брелки, открытки и другие сувениры. И на узеньких итальянских улицах полно лавчонок, где можно приобрести магниты с изображением базилики, древней крепости или набережной.

У Бари, кроме святителя Николая, есть еще один небесный покровитель, который незаслуженно забыт не только католиками, но и православными, — это святой Савин Канозский, живший в VI веке. Его мощи находятся в кафедральном соборе, построенном в XII веке в романском стиле. От Базилики Святого Николая до него идти не более 5 минут. Портрет святого находится в левой части собора. Его добрый, живой и проницательный взгляд укрепляет веру в бессмертие души. Мощи святого Савина, так же как и мощи святого Николая, находятся в крипте. Там же можно поклониться византийской иконе Божьей Матери, написанной евангелистом Лукой, и мощам святой Коломбы. Собор открывается только после часа дня, потому что православных служб там не бывает, к сожалению.

«Что-то есть в этом городе необъяснимо русское«

Оставшиеся несколько часов до отплытия парома обратно на Корфу я провела, гуляя по старой части города Бари. Этот город удивительный. Каждое здание имеет свою архитектуру и историю. Здесь все дышит древностью, но не дряхлостью. И что-то есть в этом городе необъяснимо русское. Это ощущение не покидало меня все время и нашло подтверждение, когда я в одном из киосков увидела томик Пушкина. Наверное, любовь русских людей к святителю Николаю наполнила весь этот город, и это уже невозможно отменить. Конечно, одного дня, проведенного в Бари, мало, чтобы изучить его. Сюда лучше прилетать на самолете на несколько дней.

На этой высокой ноте можно было бы закончить статью, но у меня есть в запасе еще пара практических советов. На обратном пути не забудьте зарегистрироваться на рейс и получить билеты на паром в стеклянном здании в порту. Прийти на паром лучше за два часа до отплытия, тогда у вас будет возможность занять места в баре на роскошных мягких диванах, заказать там чашку кофе, сэндвич или мороженое — и тогда вы сможете спать на этих диванах всю ночь. Это гораздо удобнее, чем коротать ночь на общих местах. Однако позволить себе такую роскошь смогут только индивидуальные путешественники. А как путешествовать – самостоятельно или в составе туристической группы – решать только вам.