Величие португальского архитектурного мастерства запечатлено еще и, к примеру, в такой величественной статуе как «Христос-Царь», что находится неподалеку от Моста «25 апреля».

Статуя Христос-Царь

На православный храм в Лиссабоне я наткнулась совершенно случайно. Мы приехали в Португалию вместе с подругой-пианисткой, чтобы дать небольшой концерт на далёкой и неизведанной для нас земле (я на тот момент училась в ГИТИСе, а подруга – в Гнесинке).  Но вместо полутора отведенных нам недель я пробыла здесь почти месяц. Было желание даже остаться, но… как я буду без родных, без русской православной общины?

В тот день я прогуливалась и изучала окрестности и достопримечательности местного железнодорожного вокзала, который был в списке тех мест, которые я хотела посетить в Лиссабоне. Впрочем, осмотр вскоре окончился – кроме лепнины на портике, казалось, смотреть тут было не на что. И вот, будто кто-то свыше вывел меня в проулок к дороге, ведущей к храму. Как потом оказалось, эта православная церковь оказалась единственной на весь Лиссабон и на ближайшую округу. Это был приход в честь Всех святых. «Православные?! Тут? – не поверила я глазам, – В Португалии?!».

Служба давно закончилась и храм был закрыт. Однако, памятуя о словах Спасителя «Стучите и вам откроют», я постучала в двери. Но по началу на мой стук в дверь родной церкви никто не отвечал. «Не может быть, чтобы в храме никого не было!» Через небольшое окошко я увидела, как человек в подряснике играет на гитаре. Я подбежала к окну и стала стучать туда – настолько сильным было желание попасть в храм и пообщаться с местным православным населением. Так я познакомилась с диаконом Григорием.

Отец Григорий играет на гитаре превосходно – и переборами, и с испанским баре. Он специально отрастил для этого длинные ногти, чем вначале меня немного напугал. Но пообщавшись, я узнала, чем занимается отец диакон, и поняла, что первое впечатление обманчиво. При мне приходило несколько, как бы сказали в 90-е, бывших интеллигентов, которым он раздавал еду – где он ее доставал, только Бог знает. Как мне потом сказала одна прихожанка после службы, вскинув брови: «Отец Григорий? Даша, он святой!»

При мне один мужчина пришёл к отцу диакону то ли за мясом, то ли за хлебом. Я немного пообщалась с ним:

– А вы похожи на нашего педагога по сценическому движению, Кулинковича! Мы его звали куличом. Только вы без бороды, а он с бородой!

– Да? А если я отращу бороду – буду похож?

– Будете!

Он засмеялся. А потом вспоминал о своей жизни в Москве, какой трамвай и автобус ходили по такому-то маршруту. Вскоре пришел отец Григорий, отдал ему еду, и тот ушел.

– Ты, Дарья, будешь в Москве, обязательно скажи местным, что у Григория старая гитара, а новую купить не на что. Знаю, у вас патриархат богатый.

Гитара у о. Григория и впрямь не на что не годная. Поражаюсь, как он каким-то чудом умудряется играть на этой расстроенной и разваленной «балалайке», которую уже никак не настроишь!

– Играл на улице на своей гитаре, просил милостыню. Стоило отвернуться – гитару украли! Приходится играть на этой.

Я любила заходить к отцу Григорию и послушать, как он играет на гитаре и поет. Иногда он резко обрывал песню словами:

– Пой, Дарья! Пой!

Петь я стеснялась и в такие моменты быстренько ретировалась. Благо, играл отец диакон не в самой церкви, а в отдельном помещение, так что всегда можно было уйти от отца Григория, не выходя из храмового комплекса.

«В храм ходят сербы, хорваты, украинцы и другие братья-славяне. Разговаривают преимущественно по-русски»

Интересно, что сам храм с виду маленький, но внутри кажется невероятно высоким и просторным. В храм ходят сербы, хорваты, украинцы и другие братья-славяне. Каждый оказался в Португалии по каким-то своим причинам. Разговаривают преимущественно на русском.  У выхода висят объявления о работе, тоже на русском языке.

протоиерей Сергий Борский

Настоятелем храма является протоиерей Сергий Борский. Мне особенно запомнились его проповеди – настолько громогласным, внятным и поставленным голосом он обращался к прихожанам, как диктор центрального телевидения. Нигде и ни у кого я больше не слышала такого голоса и «подачи» среди батюшек. Запомнилось его объяснение некоторых вещей из церковной жизни. К примеру, то, как и что он говорил о елее. А самым незабываемым стало то, что меня совершенно спокойно, без лишних расспросов, допустили в ряды певчих, которые находятся тут же, на первом этаже. Я просто встала рядом с ними, раскрыла рот, со мной поделились нотами, и я стала петь. Акустика в храме потрясающая! Голос летит, славя Господа и сливаясь с голосами других певчих…

Но вот, служба закончилась и многие пошли на второй этаж. Меня терзало любопытство – что там такое? И я поднялась наверх. Оказалось, отец Сергий с матушкой и другими прихожанами накрывали на стол. Но когда меня пригласили к трапезе, мне стало очень неловко, я ведь толком никого не знала и, получается, пришла поесть даром. Мама потом укорила меня за то, что я так и не села с ними за стол, чтобы познакомиться поближе и пообщаться – ведь они звали от чистого сердца, узнать, кто я, откуда. Но мне проще было уйти и не смущаться.

Таким был мой последний поход в наш православный приход в Лиссабоне. Даст Бог, приеду сюда еще раз и услышу издалека гитарные переливы уже нового инструмента отца Григория.

* Фаду — португальский музыкальный жанр