Великолепный Собор Святителя Николая, главная достопримечательность православной Ниццы, — одно из таких мест. Виден он издали – красивый, мощный, настоящий православный храм, с изразцами, иконами, ликами… А оказавшись на площади перед собором, у многих захватывает дух! Порой кажется, что никакая это не Ницца, а какая-то российская православная глубинка. Или Золотое Кольцо России. Храмовая площадь пропитана этим великолепнейшим неповторимым духом. Да и история храма интересна и непроста.
В 1865 году на вилле Бермон скончался лечившийся в Ницце юный наследник Российского Престола великий князь Николай, сын императора Александра Второго. О нем мы можем прочесть в очерке Петра Вяземского. Мальчик был всеобщим любимцем. Все приближенные единодушно отмечали его ум, приятную внешность, уживчивый характер и широкий кругозор. Его мать, Мария Александровна, и младший брат Александр (будущий Александр III), были к нему очень привязаны. А последний даже назвал своего сына в честь умершего брата – будущего Николая Второго. Мальчик был полон планов, идей, стремлений, сбыться которым помешал туберкулез. Если бы не эта роковая трагедия, то история Россия могла быть совсем другой… Но мы сегодня говорим о соборе.
Через три года на месте его последнего пребывания на выкупленном императором Александром участке была возведена мемориальная часовня, именовавшаяся какое-то время «мавзолеем Цесаревича» (заметим, что тело наследника было перевезено и захоронено в усыпальнице Романовых в Санкт-Петербурге). Улица, ведущая к императорскому участку была названа городскими властями «бульваром Царевича» — boulevard du Tzaréwitch. В общем, все вокруг напоминает о пребывании здесь некогда членов царской семьи.
В 1900 году началась подготовка к строительству нового большого храма в Ницце, которое взяла под свое покровительство вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, которая когда-то была помолвлена с трагически скончавшимся на ниццкой земле Цесаревичем. Да-да, цесаревич Николай Александрович (полный тезка последнего царя) был помолвлен с дочерью Христиана IX, короля Датского, принцессой Дагмар, которая и стала в будущем императрицей Марией Федоровной. Она впоследствии «досталось по наследству» его брату императору Александру III.
Инициатором создания новой православной церкви в Ницце выступил протоиерей Сергий Любимов. Первый камень в основание церкви был положен в 1903 году, а в 1912 году храм был освящен в честь святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя основного жертвователя — императора Николая Второго, святого царственного Страстотерпца. Ввиду его особого статуса Святейший Синод Российской Церкви пожаловал храму титул собора, что на тот момент было случаем уникальным в истории заграничного русского Православия. Улица, ведущая к храму от бульвара Царевича (boulevard du Tzaréwitch), была названа местными властями авеню Николая Второго (avenue Nicolas II). Таким образом, улицы названные в честь двух Николаев Александровичей, ведут к храму их Небесного Покровителя – Николая Чудотворца.
Через год работа над проектом начинает замедляться. Этому послужила русско-японская война и первый серьезный революционный кризис в России. В это же время сменился руководитель проекта строительства собора в Ницце. Им стал князь Голицын, на средства которого были профинансированы основные декоративные работы здания. Помимо Николая II и Голицына, крупные суммы на строительство храма были внесены Ротшильдом, Терещенко, Елисеевыми. В общей сумме на возведение Николаевского собора было потрачено около 1,5 млн. франков.
Для строительства был взят образец пятиглавых русских церквей. Внешнюю облицовку, однако, выполнили из местных материалов: розового гранита и голубой керамической плитки. При высоте собора 50 метров и вместимости более 600 человек, храм признан крупнейшим православным храмом в Западной Европе. Так, за два года до Первой Мировой войны и за пять лет до Русской революции, Николаевский собор стал духовной опорой русской эмиграции на южном побережье Франции и одной из главных достопримечательностей города. Ею он является и сейчас.
Покрытый басмой трехъярусный иконостас «в старинном русском стиле» был создан по эскизу художника Л.А. Пьяновского и изготовлен в мастерской ювелира И.П. Хлебникова в Москве. Иконы для иконостаса в стиле Симона Ушакова выполнил московский иконописец Глазунов. Царские врата — копия врат церкви святого Ильи Пророка в Ярославле. Восемь колоколов были пожертвованы П.П. фон Дервизом из своей домовой церкви. Самый тяжелый колокол был отлит в Марселе. А фасадная мозаика была доставлена из Флоренции.
Основная святыня храма — чудотворная икона святителя Николая. Она принадлежала наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, старшему и при его кончине в Ницце в 1865 году находилась у его смертного одра. Позднее его мать императрица Мария Александровна отдала икону в русскую церковь, где в апреле 1865 года совершалось отпевание её сына. Когда на месте кончины Цесаревича была построена часовня в память об этом печальном и драматичном событии русской истории, икона была помещена на некоторое время на наружную часть часовни. Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 году, в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно «проявлялась». К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру Тихоницкому. В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии.
Кроме того, в соборе находится икона Божией Матери «Всецарица». Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы в 2016 году. Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса, а икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе. Кроме того, в соборе имеется икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей. И еще одна святыня: Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры святого страстотерпца Царя Николая великой княгиней Ксенией Александровной, располагается в южном приделе.
Если судьба подарит вам путешествие в Ниццу, обязательно запланируйте посетить этот удивительный уголок России на Лазурном берегу. Этот потрясающий по своей энергетике собор, где застыла история. История, которую хорошо бы нам всем знать!