1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Искус самостийности. Дмитрий Бабич


Украинская Православная Церковь, как и все украинское общество, сегодня проходит через искус самостийничества. Да, именно самостийничества, потому что реальной независимости […]

Просмотров публикации 944

Украинская Православная Церковь, как и все украинское общество, сегодня проходит через искус самостийничества. Да, именно самостийничества, потому что реальной независимости Украины, ее выстраданной веками самостийности сегодня никакая «российская угроза» не страшна.

Грех, как это чаще всего и бывает, приходит не в виде «тьмы внешней» с ее танками и самолетами, а в виде внутреннего беснования – злобы, ругательства, поношения братьев во Христе, а порой и священноначалия.

Почему я о бесновании? Да потому что иначе как беснованием нельзя назвать отношение некоторых украинских «православных СМИ» и особенно «православных блогеров» к Патриарху Кириллу (а в его лице и к России, и – скажем ненавидимое ими слово! – к Русскому Миру). И весь ужас в том, что священники Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) вынуждены, спасая Церковь от удара, с этими ругателями встречаться, выслушивать их гадкие, чудовищные поношения СВОЕГО церковного священноначалия, порой даже согласно кивать головой. Никогда с советских времен Православная Церковь на Украине не сталкивалась с таким унижением.

РУГАТЕЛИ В ЛАВРЕ

Судите сами. Вот управляющий делами Украинской Православной Церкви, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) встречается с «православными блогерами» в Киево-Печерской Лавре. Об этом сообщает портал RISU (Religious Information Service of Ukraine).
И что же пишут эти православные блогеры (а в условиях существующей на Украине односторонне-антироссийской свободы слова – наверняка и говорят на этой встрече) владыке Антонию? Нетрудно догадаться, какие у них нынче идеи. Вот пишет постоянный колумнист RISU Татьяна Деркач (она на фото рядом с владыкой Антонием) на страницах своего явно не бого-, но кем-то другим спасаемого издания RISU:
«Итак, Рубикон перейден. Этой весной Россия утратила право называться православным государством даже номинально. После сорокадневного поста (пресловутые 23 года «униженности и расчлененности») ей были предложены две простые вещи: способность превращать камни в хлеб (вопреки заповеди «трудись в поте лица своего») и власть над всеми царствами, которые можно увидеть с высокой горы, и перенять славу их. Ту славу, разумеется, которая изначально находится у предлагающей стороны. Для получения этой славы не нужно ничего: ни учиться, ни трудиться, ни зарабатывать авторитет. Нужно просто поклониться. И Россия приняла заманчивое предложение. Тем более что ей это не впервой: в активе России уже есть и слава Орды, и слава нацистской Германии».

Цветно фантазирует Татьяна Деркач, согласитесь. (Ну, мысль о том, что Россия – замаскированная Золотая Орда, давно уже стала на постсоветской Украине общим местом; для создания еще более сомнительной «духовной скрепы» с нацистской Германией нужно еще круче согнуть историческую реальность. Но одержимые самостийничеством авторы и не такие факты гнули и в прошлом, и в настоящем: достаточно вспомнить каждый час прилетающие из Киева сообщения про «вторжения российских войск за пределы Крыма» и про никак не исполняемые «страшные ультиматумы от российских командующих»). Но чу! Пречудный сон разума нашей Татьяны рождает свое главное чудовище, которому наша блогерша отказывает даже в обличье пушкинского медведя из аналогичного сна своей тезки в «Евгении Онегине»:

«В свете этого интересна роль главы РПЦ Патриарха Кирилла. Уже практически всем понятно: этот человек, волею рока взошедший на патриарший престол, обделен даже намеком на что что-либо духовное. По сути, его роль во всем спектакле, развязку (?) которого мы наблюдаем в последние дни, сводилась к одной жуткой задаче: быть для тех, кто ему доверяет, эдаким козлом-провокатором, который должен привести на бойню максимально большее число овец, а сам в наиболее трагический момент просто скрыться в заботливо приоткрытую калиточку. Понятно, что в Киев этот человек сможет приехать только в одном случае – с танковым эскортом. Только это сможет обеспечить ему безопасность. Но не уважение и не послушание. Не осудить грабеж соседней, «братской» страны в Великий Пост, когда все христиане стараются максимально обездвижить свои страсти, мог или циник, или подлец, или выгодоприобретатель. По большому счету, Патриарх Кирилл для большинства украинцев превратился из сакральной фигуры в эдакую матрешку – единственный аутентичный товар, созданный Россией, который все еще вызывает интерес на самых разных научно-технических выставках»Ссылка.

ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩИЕСЯ НАЦИОНАЛИСТЫ

Не знаю, какая это матрешка (кроме матрешкообразных реакторов АЭС времен КПСС, воздействию одного из которых, вполне возможно, подвергся мозг «православной блогерши») может вызвать интерес на научно-технической выставке, но в безумии Татьяны Деркач, по-гамлетовски выражаясь, есть система. И система эта сегодня, увы, правит Украиной. Поэтому и вынужден управляющий делами УПЦ МП встречаться с такими авторами, как Татьяна Деркач (а на встрече с ним присутствовали и другие поклонники сомнительного тезиса «где Майдан, там и Церковь» — самоопределяющий себя как «философа» Юрий Черноморец, а также не менее вольноопределяющийся православный украинский националист Вахтанг Кипиани, постоянный автор «подмайданного» сетевого издания «Украинская правда»). Хотя вряд ли лозунг Кипиани «Православные – за НАТО!» приведет к укреплению единства Украинской Православной Церкви.

Может ли, оставаясь в лоне Церкви, митрополит Антоний разделять все эти сомнительные, мягко говоря, идеи? Думаю, нет. По крайней мере, в своих публичных выступлениях он их точно не разделяет. Ведь в интервью агентству УНИАН он отметил, что большинство верующих УПЦ МП – против отпадения от Русской Православной Церкви, на котором настаивают многие из посетивших его в Киево-Печерской Лавре блогеров типа госпожи Деркач. «Сегодня среди епископов, духовенства и мирян УПЦ нет единого мнения по вопросу автокефалии. Есть те, кто поддерживает такую перспективу, нужно сказать, что их меньшинство, но есть и те, кто выступает против, а это – подавляющее большинство»,- отметил в интервью митрополит Антоний. Ссылка.

ОТПАДЕНИЕ – ТОЛЬКО С КРОВЬЮ

В интервью, взятом автором уже упоминавшегося бесноватого портала Religious Information Service of Ukraine Олегом Гавришем, митрополит Антоний привел веские аргументы против отпадения от РПЦ. Из 13 тысяч общин УПЦ МП больше всего приходов на регион приходится в Винницкой и Хмельницкой областях (более 900 приходов в каждой). А это – правобережная Украина. Но есть и 750 приходов в Донецкой области, есть и 600 в Одесской. Есть даже приходы в преимущественно греко-католической Галичине – во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях вместе взятых действуют 250 общин УПЦ МП.

Как можно все это делить без крови и потерь на Запад и Восток, как можно отрывать Украинскую Православную Церковь от РПЦ, тем более что украинская сестра все вопросы своей внутренней церковной жизни решает самостоятельно еще с 1990 года? Следует учесть и то, что Русская Православная Церковь очень деликатно относится к вопросу о территориальной целостности Украины: в том же интервью Антоний отмечает, что статус крымских епархий остался прежним – это епархии УПЦ МП, подчиняющиеся Киеву.  Кстати, именно и.о. Предстоятеля УПЦ МП,  митрополит Онуфрий, председательствовал на собрании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций (ВСЦРО) 3 апреля, по итогам которого было принято заявление в поддержку территориальной целостности Украины. Ссылка.
И никто в Москве владыке Онуфрию за это совместное коммюнике не пенял. И никаких причин для раскола тут нет. Ведь по совести все, включая ругателей-блогеров,  понимают: Крым украинским никогда не был, украинским он стал только в административном воображении Никиты Сергеевича Хрущева, некогда обещавшего нам еще при своей жизни показать последнего в нашей тогда общей стране попа. Нынешние радетели «украинского Крыма» к Православной церкви относятся на самом деле немногим лучше Хрущева. Неслучайно ведь колумнистка  Religious Information Service of Ukraine Екатерина Щеткина вполне в духе видящего во всем квартирный вопрос Швондера подозревает УПЦ МП в желании захватить греко-католические храмы в Крыму. Ссылка.

А тот же Юрий Черноморец в своем блоге предрекает, что в случае отказа Церкви от духовной войны с Россией «от 13 тысяч приходов УПЦ МП останутся 1300, и они будут называться РПЦ в Украине». В том же посте Черноморец, кстати, чуть ли не проклинает «попов, которые открыто поддержали врага,  когда он стоял на пороге нашего дома». Это, согласитесь, еще похуже Хрущева будет.

СЕГОДНЯ ИХ БЕСИТ МОЛЧАНИЕ

Вот такой нынче в Киеве «мейнстрим», и ненависть к Патриарху Кириллу для людей, пришедших навестить владыку Антония в Киево-Печерской Лавре, является непременной частью этого мейнстрима. Не учитывать этого политического фактора управляющий делами УПЦ МП не может. Но представляете, какое же это все-таки унижение – кивать головой людям, оскорбляющим, поносящим твое собственное священноначалие! Правильно переворот в Киеве сравнивают с большевистской революцией 1917 года – для Церкви унижения в результате этих революций вышли весьма схожие.

Сегодня ругателей Святейшего, всех этих якобы православных авторов больных «самостийничеством» порталов, больше всего бесит молчание Патриарха. Им бы очень хотелось, чтобы он восславил действия российских военных в Крыму, или поддержал попытки создания Донецкой республики, или хотя бы пропел осанну Путину за расширение формально-земных пределов Отечества (хотя специальность Церкви – пределы духовные). В логике тоталитарного государства Патриарх обязан был бы это сделать – поддержать, похвалить и вообще высказаться. Невозможно представить себе, чтобы покойный Предстоятель РПЦ Сергий (Страгородский) смог бы отмолчаться, если бы Сталину потребовалась его поддержка, скажем, во времена присоединения к УССР Западной Украины в 1939 году. Но в том-то и дело, что в России сегодня не 1939-й год, не 1937-й год и даже не 1991-й. Никакого тоталитарного государства в России сегодня нет – оно существует только в больном сознании Татьяны Деркач и западных СМИ. В России, при всех ее недостатках, порой идиотских «реформах» и зыбкости созданного самодурами-«девяностниками» рынка труда, сегодня можно молчать, когда хочешь.  А заодно и говорить, когда тебе это заблагорассудится. И вот этот факт их бесит – и Татьяну Деркач, и Юрия Черноморца, и Вахтанга Кипиани, и многих, многих…

Ведь отчего они бесятся и оскорбляют Патриарха такими словами, которые не то что к священнику, но и к любому брату во Христе применять непозволительно? Да потому что их набор идей убогий. Он на самом деле не изменился со времен президентства ненавидевшего Русскую Православную Церковь Виктора Ющенко. «Украинский националист» Кипиани выложил этот набор еще несколько лет назад, и он не менялся.

УБОГИЕ ИДЕИ «ВЕЛИКОГО МАЙДАНА»

Итак, вот этот набор идей: создание «единой поместной церкви» Украины, которая якобы объединила бы  всех верующих, включая не признанную никем и занимающую антироссийскую позицию УПЦ Киевского патриархата; маргинализация, а потом и полное устранение «пророссийского» крыла в УПЦ МП; «чистка» в Церкви по образцу уже идущей «люстрации» в судах и других органах государственной власти; продвижение на все хлебные посты и должности своих людей – полуграмотных националистов, злобных «активистов», профессиональную некомпетентность компенсирующих революционным пылом.

Вполне себе большевистская программа. «Нравственно все, что служит делу революции». Можно эту революцию называть «великом октябрем», а можно Майданом. Можно великим февралем, мартом или апрелем – большевистская суть от этого не меняется. И тот факт, что на этот раз сей большевизм не осаживает, как в советские времена, а поддерживает Запад – от этого нынешний украинский большевизм становится вдвойне опаснее. И в церковной сфере – в первую очередь, потому как, по выражению Александра Солженицына, потеря души – опаснее всего.