1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 4,89 из 5)
Загрузка...

Петров пост – может, упростим?


Идет Петров пост. Он не строгий, поэтому в календаре указаны дни, когда можно вкушать рыбу – не только в субботу и воскресенье, но и в небольшие праздники, кроме среды и пятницы.


Просмотров публикации 1 216

Мы живем в сельской местности, водоемов поблизости нет, а если и есть какая-нибудь рыба в продаже, то очень дорогая и низкого качества. Рыбные консервы тоже многим не по карману. Зато есть молоко на базаре, которое более доступно, чем рыба. Возникает вопрос, а кем установлены эти правила о посте? Возможно, разрешения вкушать рыбные блюда были установлены в очень давние времена, когда рыбу ловили сетями, да так много, что ее хватало на целую семью, и она была качественная! А сейчас вода в реках отравлена, к тому же сами водоемы пересохли – где уж тут говорить о рыбалке! И куда в пост девать молоко сельскому жителю, если до города далеко, а когда приезжают оптовики, то скупают его за копейки. А так картошка с молоком – основные продукты питания.

Если вспомнить, в практике Православной Церкви ведь были изменения, реформы, касающиеся отпевания, венчания, крестин. Может, пора внести корректуру и в календарь питания? И с учетом обстоятельств жизни заменить во время поста рыбу на молочные продукты, хотя бы два раза в неделю? Очень хотелось бы получить ответ на этот вопрос. Думаю, это актуально для многих читателей.

Храни вас Господь!

р.Б. Валентина
—————————
Дорогая Валентина, я очень Вас понимаю! Применять правила пощения во всем объеме сегодня весьма сложно, ведь своим происхождением церковный устав переносит нас в монашескую атмосферу VI века с аскетическим духом великих подвижников тех времен – преподобного Пахомия, Евфимия Великого, Герасима Иорданского и множества святых, живших в Палестине в пустыне Иорданской и близ Иерусалима.

Их опыт реальной, практической жизни со временем изучил и систематизировал в своем уставе преподобный Савва Освященный. По этим правилам стала жить монашеская братия не только в лавре и в семи основанных Саввою монастырях, но и почти во всех общежительных монастырях Православного Востока.

К нам на Русь этот знаменитый устав преподобного Саввы Освященного, известного под названием «Типикон», пришел благодаря деятельности Киевского митрополита Киприана еще в XIV веке. Владыка Киприан был современником, близким другом и сподвижником князя Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Феофана Грека и многих великих подвижников того времени.

Знаете, дорогая Валентина, я не буду сейчас вдаваться в значения поста для духовной жизни. Вы это и так, скорее всего, знаете. Требования для постов, данные преподобным Саввою в его уставе, довольно высоки, но для желающих вполне достижимы. Дискуссий о его адаптации к современным условиям было много во все времена – и славянофилы пламенно обсуждали этот вопрос, и на соборе 1918 года он поднимался, и Вас, как я вижу, он беспокоит. А мне как настоятелю прихода, часто слышащему это кроткое «может, благословите молочка в пост…», – и подавно не дает покоя. Хочу только поразмышлять по этому поводу.

Может, знакомо Вам, уважаемая Валентина, такое чувство, когда мы бываем в местах, где жили и подвизались святые подвижники. Какой трепет душевный ощущаем, когда заходим в узкую пещерку преподобного Иова Почаевского, или когда идем по лабиринтам Киево-Печерской лавры и заходим в подземную келию святого Феодосия, или когда стоим возле святых мощей и со трепетом смотрим на открытую из-под облачения нетленную руку… Как мы явно тогда ощущаем веяние этого другого мира, чистого, светлого, окутывающего душу неземным теплом и умиротворением. Как будто Неба касаемся. А их ступенечкой к Небу, этих многих тысяч святых, живших в разных эпохах, – мучеников, преподобных, благочестивых мирян – был тот самый устав Саввы Освященного. Они им жили и руководствовались, как картой, как компасом, в своей дороге к Царству Божьему.

Вы совершенно правильно и в точку ставите вопрос: «А кем установлены эти правила о посте?» Они пришли к нам не из кабинета неизвестно какого книжника-богослова, этакого церковного администратора: «Я тут живу сытно, а вы там, миряне, мясо не ешьте, молоко не пейте, чтоб жизнь мёдом не казалась». Это руководство выношено, выстрадано, взращено и испытано самою жизнью прекраснейших людей! Оно их привело к святости.

Мы теперь открываем церковный календарь, с этими незамысловатыми значками перечеркнутой курочки с одной стороны и целым рядом многих имен святых – с другой. И понимаем, что для них это тоже было правило, они им пользовались в своей жизни. И это есть теперь у нас. Этот устав, как средство достижение святости, сохранился до наших дней. Он здесь, рядом. От него исходит неописуемый аромат прикосновения к Горнему, как от мощей, как от вечного: «Примите, ядите…» Он живой, испытанный веками. Неужели нам не интересно, куда он нас приведет, если мы применим его к своей жизни?

Мы все такие разные. И поститься тоже получается у каждого по-разному. Если и правда что-то кажется не по силам, то вполне разумно будет посоветоваться с батюшкой, который Вас знает. Что есть в пост, а что нет – решите с ним индивидуально.

«Пост – очень разумное средство для упрощения нашей нелегкой жизни»

Согласен с Вами, что некоторые моменты, как Вы описали с рыбой и молоком, взывают к некой практической оптимизации. Полторы тысячи лет прошло – и люди уже не те в своей физической крепости, и экологию никак не сравнить. Пост – очень разумное средство для упрощения нашей нелегкой жизни. Его цель – облегчить, осчастливить наше существование. Пост очень похож на генеральную уборку в доме. Вспомните: когда выметаем, вымываем всё кругом, уберём гору мусора, избавимся от старого ненужного хлама – как приятно, радостно на душе. Даже дышится свободно. Я говорю не о высоких материях – аскетике, борьбы со страстями, – а о таком нашем родном теле. Хорошо нам, православным, что есть еще периоды в году, когда хоть святой Савва со своим уставом нас мотивирует разгрузить желудок, печень, почки – все телеса, от этой тяжелой, вредной пищи. О чем так сожалеем, чего мы лишаемся? Колбаски, мяса на гормонах и антибиотиках? Молока от коровки, пасущейся на пропитанном гербицидами поле? О рыбе Вы уже и сами сказали. Весь наш организм вопиет велиим гласом и молит об отдыхе от такой тяжести. Простые хлеб и вода от многих проблем могут избавить. А мы – нет! Хоть больной, но – сытый. Для нас, современных людей, пост – это не средневековая система предрассудков, а реальное спасительное средство для выживания. В прямом, буквальном смысле. И только чудаки-православные это понимают и держатся за древний устав святого Саввы с перечеркнутыми подсолнушками в календаре.

Священник Сергий Ивченков

Вы можете поаплодировать автору0