Пророческий путь святого пророка Ионы не назовешь образцовым. Про духовное окормление врагов, верную смерть во чреве кита, возвращение к жизни и о том, почему любовь выше самой благородной справедливости – диакон Павел Сержантов.
Необычайна книга пророка Ионы, память которого наша Церковь празднует 5 октября. Книга крошечная, содержательная. Судьба пророка Ионы впечатляет. Господь в Новом Завете особо помянул Ионино трехдневное пребывание во чреве кита и чудесное возвращение пророка в новую жизнь на земле. Подобно этому и Христос был во гробе и вошел в жизнь – воскрес.
Между тем, пророческий путь святого Ионы не назовешь образцовым. Он предстает читателю как бы «пророком поневоле», под давлением высших обстоятельств.
В чем заключалось дело пророков? Миссия ветхозаветных пророков часто обличительная, святой Иона не исключение. Непростое дело – обличать. Бытовые обличения чужих грехов, привычное осуждение, так называемая борьба за справедливость и людские свары – правды Божией не творят. У пророков обличение получалось особенное, благодатное.
Что же произошло с Ионой и его обличениями?
Господь посылает Иону духовно окормлять стан врагов, в город Ниневию. С пророчеством о скорой погибели города, если ниневитяне не покаются перед Богом. Весть о скором уничтожении города была для Ионы понятной: заслужили. А вот проповедовать врагам покаяние и отвести от них заслуженную погибель – дело совсем другое.
Иона поверил Божию откровению и… не стал исполнять Божию волю. Пусть исчезнет Ниневия, поделом ей! На корабле он отправился в противоположную от Ниневии сторону. Тогда гнев Божий обрушился на пророка, море поднялось страшным штормом. Во время бури выяснилось: Иона догадывается, кому адресовано это несчастье.
Для того чтобы море успокоилось, пророк предлагает корабельщикам бросить его за борт, на верную смерть. То есть пророк против того, чтобы за его поступки отвечали другие люди, и он готов за свой поступок умереть (но проповедовать врагам не готов). Иона опять рассудил справедливо.
Корабельщики поначалу отказываются выбросить за борт Иону. Буря не унимается, люди хотят жить, и пророк все-таки оказывается в бушующей стихии. Его целиком заглатывает какое-то крупное морское животное. Оно названо китом. По поводу чего неверующие подтрунивают над Библией: «Кит – внешне большой, только глотка у него маленькая. Кит физически не может проглотить человека. Автор Библии это не знал. Он не был всеведущим Богом. Книгу пророка Ионы писал просто малоосведомленный человек».
Что ответить? Подтрунивать над книгой Ионы могут лишь малоосведомленные люди. С таким же успехом можно гордо отчеканить: «Все библейские истории с «сиклями» (шекелями) – сплошная небывальщина. Ветхозаветный сикль пересчитывается на какое-то грандиозное количество материальных ценностей. Погуглите, почем ходит шекель в государстве Израиль и убедитесь, что про библейские шекели писали малоинформированные авторы».
Любой из нас понимает, что слово «шекель» в Ветхом Завете и в современном иврите – одно и то же, но количество серебра на 1 шекель выпадает не одно и то же. Курсы валют меняются. Названия животных тоже меняются. Со словом «кит» аналогично. Слово одно, но сейчас мы им называем совсем не то животное, которое имел в виду автор книги Ионы. И сходная история с названиями других животных в Библии, с названиями многих растений и драгоценных камней…
Вернемся к тому моменту, как Иона во чреве кита молится праведному Богу, принимая свою судьбу. Бог возвращает ему жизнь, поручение остается в силе. Теперь пророк отправляется в Ниневию – всё по справедливости опять.
Любовь выше самой благородной справедливости
Святой Иона проповедует покаяние заклятым врагам. Горожане услышали эту проповедь. Пророк покинул город и поселился поблизости, он может видеть, как на город – придет или не придет Божий гнев. Произошло то, чего пророк ожидал и не желал (потому что несправедливо). Ниневитяне исполнились страхом Божьим, смирили себя постом. И Господь помиловал город!
Миссия пророка закончена. Однако душа его неспокойна. Господь ему дает некое утешение по поводу Ниневии. Но не в той справедливости, которая автоматически воздает по заслугам.
На жарком южном солнцепеке пророк неожиданно находит для себя желанную тень, за ночь выросла большая тыква. Тыква? Нас это не удивит, если мы вспомним, что встреченные в древних книгах названия растений могут означать совсем не то, к чему мы привыкли сейчас. Если хотите можно тыкву в кавычки взять. Как только пророк оценил облегчение от палящих лучей, которое принесла «тыква», она засохла.
Под палящими лучами пророку стало тяжело, подступила неотвязная печаль. К хорошему быстро привыкаешь. Господь снова обращается к нему:
«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:10,11)
Любовь идет дальше справедливости. Она возвышается до того, чтобы пожалеть и сохранить жизнь. Господь жалеет Ниневию. И пророка Иону тоже жалеет. Учит его состраданию к людям, даже – любви к врагам. Легко ли было в старозаветные времена Ионе от Бога принимать такое возвышенное пророчество?