О загадке самого знаменитого в мире полотна. Что это за картина? Зачем Леонардо да Винчи поместил на заднем плане горный пейзаж? И как связан этот шедевр с Реформацией?

До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда». А что, если это икона?.. Размышляет Дмитрий Владиславович Менделеев, автор и ведущий программ «Библейский сюжет» и «Святыни христианского мира».

Королевское приглашение

Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Но мало кто знает, что это образ Божией Матери. Ее в свое время называли «Луврской Мадонной», и принадлежала она французскому королю Франциску I, который, как известно, очень почитал Леонардо.

Когда король выиграл войну со Священной Римской империей, разбил под Миланом непобедимую на тот момент швейцарскую гвардию, он отправился на встречу с Папой Римским, и понтифик решил сделать королю подарок, предложив ему самому выбрать одну из античных скульптур или картину Леонардо да Винчи. Художник присутствовал при этом свидании. И Франциск – король-победитель! – с сыновним почтением предложил художнику поселиться во Франции, в небольшом замке рядом с королевским дворцом на Луаре, обещав, что там ему будут созданы прекрасные условия для изысканий и творчества.

Прославленный мастер к тому времени как живописец уже был не слишком востребован в Италии. Как-то Папа Римский заказал ему картину, и понтифику донесли, что художник ищет раму для нее, еще даже не начав работу. Папа разгневался. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. А его изобретения и вовсе никого не интересовали, разве что детей: он развлекал их тем, что ловил какое-нибудь насекомое, богомола например, приделывал ему крылышки, и тот летал, как маленький дракончик. Дети смеялись. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Так к художнику все и относились.

Леонардо да Винчи принял приглашение французского короля и отправился на Луару, в замечательный замок Кло-Люсе, который находился рядом с королевским дворцом – в пяти-десяти минутах ходьбы. Сегодня в этом замке музей Леонардо да Винчи, где собраны все его проекты – вертолеты, акваланги, фортификационные сооружения, механические животные, всевозможные игрушки…

С собой во Францию художник взял свое главное творение – «Джоконду».

Парализованный живописец

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Собственно, Леонардо да Винчи взял с собой три незаконченных работы – это были «Богородица со святой Анной и Младенцем Христом», «Иоанн Креститель» и «Джоконда». Так пишет секретарь кардинала Луиджи д’Арагона, который, путешествуя, заехал в Кло-Люсе, чтобы навестить Леонардо. Такой визит можно было бы сравнить с тем, как если бы в ХХ веке епископ приехал в гости к А. Эйнштейну.

Секретарь кардинала очень интересно описывает, что тот видел. Старый художник уже не мог работать правой рукой – она была парализована – и пытался писать левой. И секретарь недоумевает, передавая, вероятно, и недоумение своего патрона-кардинала: как же мастер допишет левой рукой «Джоконду»?!

“Джоконда” написана левой рукой

Джорджо Вазари, автор жизнеописаний итальянских мастеров Возрождения, в которых собрано множество замечательных историй и анекдотов о них – правдивых и придуманных, но с любовью написанных, – почти современник Леонардо, пишет, как тот выводил какие-то странные письмена: ставил зеркало перед собой и пытался левой рукой писать тексты, глядя в зеркало… Но так мастер разрабатывал левую руку – и добился того, что эта рука стала столь же рабочей, как и правая. «Джоконда» написана левой рукой.

«Джоконда» – это не фамилия конкретной женщины. Это слово значит «жизнерадостная». С тех пор, как к картине проснулся интерес, не утихают споры о том, кто же на ней изображен. Фрейд, например, считал, что это портрет матери. И тут он был прав, потому что Матерь Божия – Матерь всех людей! Невольно каждый человек узнает эту материнскую улыбку в улыбке Джоконды. Но для современников почти очевидно было, что это образ, – он и небольшого размера, и писан на доске, как, кстати, и другие «Мадонны» художника.

Итак, перед нами образ Богородицы. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии? Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом», изображая их тоже на фоне горной гряды. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Горный пейзаж – символ горнего мира. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах», и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. И как в Православии лествица – символ Божией Матери, соединившей Собой Небо и землю, так в западной традиции символ Богородицы – мост: мост между двумя мирами. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.

Горный пейзаж – символ горнего мира

Обратим внимание и на такую деталь: на главе Джоконды покров, очень тонкий, почти незримый, – тончайшая черная вуаль. И, наконец, одежда Джоконды испещрена золотом – согласно строкам из 44-го псалма Давида, посвященных Богородице, – на всех богородичных праздниках этот псалом звучит.

Тайна, чуждая слов

Почему все-таки Леонардо да Винчи решил сохранить загадку «Джоконды»? Может быть, он хотел этой таинственностью привлечь внимание людей к ее разгадыванию. Вспомним, что в это время уже набирало силу протестантское движение (оно не с тезисов Лютера началось, а постепенно зрело), а ведь протестантизм, отказываясь от перекосов католицизма, вместе с водой выплеснул и ребенка, образно говоря. Мы все знаем, что протестанты среди прочего отказались от почитания Божией Матери. Как-то интуитивно художники это ощущали: в то время практически все взялись писать совершенно потрясающие шедевры – изображения Божией Матери. И Рафаэль, и Леонардо, и Дюрер, и Боттичелли… В это же самое время в Ферапонтове Дионисий составил потрясающие фрески. Все художники бросились проповедовать! Ничего людям не объясняя, на языке живописи говорили: еще раз посмотрите, от Кого вы отказываетесь!

Этот образ Леонардо да Винчи можно было бы назвать словами из Песни Песней царя Соломона: «Кто Сия, блистающая как заря?» Этот вопрос звучит в нас, когда мы смотрим на Джоконду: Кто Она, такая загадочная? А ведь, действительно, Божия Матерь – загадка для нас, и Она так и осталась загадочной. Она Сама не хотела, чтобы много о Ней было сказано в Евангелии – ведь до нас дошли очень скудные сведения.

Эфесский Собор утвердил почитание Девы Марии именно как Богородицы. Этим всё сказано. И Ее тайна настолько сокровенная, глубинная, она в сердце человека – что многого о ней не скажешь. Что можно человеку сказать о матери, кроме того, что она мама? Так поступает и Церковь. Тут еще и божественная педагогика: не надо ничего разжевывать, ничего не надо специально объяснять – этот образ должен в сердце войти.

Леонардо да Винчи именно эту цель и преследовал: пусть этот удивительный образ будет у человека в сердце, а когда он захочет над ним подумать, то найдет правильное понимание, узнает, Чья это Мама.

О том, что «Джоконда» – образ Матери Божией, к сожалению, мало кто знает. Сегодня часто встречаешь современные, очень неуважительные «переделки» и вариации этого изображения. Что ж, весьма грустно. И оправдать такое можно только тем, что люди не знают: это живописная икона.

Дмитрий Менделеев/Православие.ру