Каждый раз, когда происходят такие события, у меня возникает вопрос: нет ли тут противоречия какого-то. С одной стороны, мы говорим, что это промысел Божий, значит, это все случается по воле Божией. С другой стороны, это скорбь и мы скорбим. То есть, получается, что мы скорбим по тому, что является промыслом Божиим? И тут же говорим, что это безответственность. Как это совместить?

В программе «Неделя» радиостанции «Град Петров» события последних дней обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Владимир Сорокин — настоятель Князь-Владимирского собора.

Александр Крупинин: Мы должны начать со страшного события –  гибели самолета, который летел в Санкт-Петербург, в котором погибли многие наши земляки, петербуржцы. Как Церковь отреагировала на это, отец Владимир?

Протоиерей Владимир Сорокин: Мы сегодня служили Божественную литургию и поминали всех погибших, 224 имени, поименно. Мы верим, что Господь их принял в Свое Царство Небесное, потому что для них это не наказание, их гибель – это стечение обстоятельств. Для нас, верующих людей, это великая скорбь, но мы полагаемся на волю Божию, и если Господь так поступил и так благословил, то, видимо, в этом был какой-то урок, и для каждого человека, и для общества, которое, надеюсь, повысит свою ответственность за состояние полетов и жизнь людей. Там было 27 детей, их жизни, и жизни взрослых людей – это дар, и относиться к нему нужно ответственно.

Протоиерей Владимир Сорокин

Я все время ищу ответ, почему случилась такая катастрофа? Думаю, что Господь чему-то нас учит. Господь прежде всего призывает нас к ответственности: если взялась фирма перевозить, то несите ответственность за состояние транспорта, за порядок, потому что так просто не бывает, чтобы это носило случайный характер, это результат расслабленности, безответственности (прим. ред.: программа вышла в эфир еще до того, как в СМИ появилась версия о теракте).

Мы молимся, чтобы Господь даровал погибшим Царство Небесное. Дай Бог им вечный покой. Мы в Князь-Владимирском соборе внесем их имена в наш Всероссийский помянник и будем о них молиться Богу. Я знаю, что в аэропорту Пулково сейчас наши батюшки помогают родственникам. И Церковь будет молиться постоянно о них.

Александр Крупинин: Каждый раз, когда происходят такие события, у меня возникает вопрос: нет ли тут противоречия какого-то. С одной стороны, мы говорим, что это промысел Божий, значит, это все случается по воле Божией. С другой стороны, это скорбь и мы скорбим. То есть, получается, что мы скорбим по тому, что является промыслом Божиим? И тут же говорим, что это безответственность. Как это совместить?

Протоиерей Владимир Сорокин: Я совмещаю это просто. Сам Господь Иисус Христос сказал, что и волос с головы не упадет без воли Божией. Мы до конца не можем постигнуть эту великую тайну, эти жестокие, жуткие уроки. Но когда мы посмотрим и увидим, до какой степени люди доходят в своих действиях, в игре с дьяволом, со всеми злыми делами, что я не знаю, каким образом нужно Господу действовать, чтобы человек посмотрел и когда-то остановился и подумал. Я противоречия не вижу. Когда отец учит своих детей порядку и хочет, чтобы они слушались, то иногда принимает и жесткие меры. Наверное, моя философия сегодня не модная, но я вырос в такой среде – старообрядческой, где четко и ясно было: если нельзя – значит нельзя, при любых условиях. Я не могу ответить на 100% уверенно – что именно Господь нам хочет донести через этот урок, но каждый для себя сам сделает вывод. И государство, и авиакомпании должны для себя четко сделать вывод: надо больше внимания уделять безопасности и больше ценить жизнь людей, своих сограждан. А у нас автобусы десятками гибнут, самолеты падают, другие катастрофы постоянно – что это за состояние общества? Это значит, где-то мы идем не в ту сторону. Нужно опомниться и придать значение тому, что жизнь человека – это самое дорогое, самое ценное и самое святое в жизни, и с этим надо считаться. Я не думаю, что это Бог нас наказывает, Бог испытывает нас на прочность. Если мы провозгласили заботу о человеке и любовь к детям, то надо свои призывы чем-то обосновывать.

Вопрос слушателя: В моем детстве на святках всегда ходили ряженые, в страшных шкурах, с теми же тыквами. Чем эта традиция отличается от Хэллоуина?

Протоиерей Владимир Сорокин: Это остатки язычества, суеверия, с которыми Православная Церковь всегда боролась. А нынешний праздник, так называемый Хэллоуин, имеет дьявольское выражение, а с дьяволом заигрывать не стоит.

Александр Крупинин: О 400-летии протопопа Аввакума. Какое отношение сейчас к протопопу Аввакуму и у Вас лично и у Православной Церкви, у государства?

Протоиерей Владимир Сорокин: Я вырос в старообрядческой и единоверческой среде. Протопоп Аввакум – святой для старообрядцев. Я знаю его выражение и всегда употребляю: «За одно Аз умираю», — и он же сгорел все-таки. Мужественный человек был, конечно. Сегодня он пример стойкости и мужества.

Александр Крупинин: Но, с другой стороны, он же выступал против Церкви?

Протоиерей Владимир Сорокин: Не против Церкви, он против официальной иерархии выступал, с царем ссорился, за старину-матушку выступал. Он патриот своего рода, такой крайний, но он мне нравится.

Вопрос слушателя: 30 октября отмечался День памяти жертв политических репрессий. И у многих людей в семьях были такие родные, и они вносят сведения о них в различные реестры. Скажите, как вы думаете, отец Владимир, а люди понимают, что за них нужно молиться – келейно и обращаться в храм, а не просто хранить их фотографии, внести данные в реестр – и успокоиться.

Протоиерей Владимир Сорокин: Спасибо за вопрос. Я тоже принимал активное участие в мероприятиях этого дня. Мы специально заказали автобус (по объявлению на радио «Град Петров» к нам пришли 40 человек) и поехали на Левашовское кладбище. Там было возложение венков официальными лицами, а затем я отслужил там заупокойную литию, и тоже читал список имен. Все это хорошая традиция, важная. Мне понятна молитва Церкви, я начинал читать имена в Левашово словами: «Помяни Господи об упокоении расстрелянного (такого-то)», я к Господу обращаюсь: «Помяни, Господи, невинно пострадавших». А вот читали имена на Троицкой площади. И я хочу спросить у А.Я. Разумова (А.Я.Разумов – руководитель Центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, составитель «Ленинградского мартиролога»): если верующие обращаются к Господу, а вот как неверующие люди? Просто «вспомним человека? Вопрос этот очень серьезный. Мы, верующие, просим: впиши, Господи, этого человека в Книгу Жизни, чтобы Ты о нем заботился и помогал. А вот неверующие зачем вспоминают этих людей? Чтобы просто вспомнить человека?

Меня смущает, что сейчас эта дата приобрела странный характер, с моей точки зрения. Все время говорят о репрессиях, только слишком уж много, и создается такое впечатление: создали культ Страстной седмицы… А где Пасха? Страстная седмица есть, а где Пасха? Нет ее.

Александр Крупинин: Она еще не наступила. Мы все еще живем в период Страстной недели.

Протоиерей Владимир Сорокин: Вот именно. И я это очень хорошо чувствую. Вот писатель Захар Прилепин написал книгу про Соловецкий лагерь – я не могу ее читать, тяжело. Нужно ли  настолько выворачивать и обнажать этот грех?

Александр Крупинин: Я читал, мне тоже не понравилось.

Протоиерей Владимир Сорокин:  Перед Левашовским кладбищем стоит памятник Молоху (памятник называется «Молох тоталитаризма») – изображен станок, перемалывающий человека. Вот это для меня – Страстная седмица, в таком жутком состоянии. А каким же должен быть современный человек, чтобы это всё воспринять, переварить и жить в Пасхе?

Александр Крупинин: А современный человек живет вне всего этого – и вне Страстной, и вне Пасхи…

Протоиерей Владимир Сорокин: А мы вносим в помянник, у нас в соборе  есть «Всероссийский помянник» — там около трех миллионов имен репрессированных людей. Но новое поколение еще не определилось в своем отношении к Богу, не знает, как к Нему обращаться. А обращаться в пустоту (вспомнили репрессированных, и всё) – это же чистая горизонталь, а где вертикаль? Они сейчас перед камнем читают (чтение имен репрессированных проходило в этом году в нескольких районах города, основная площадка – на Троицкой площади у памятника жертвам ГУЛАГа «Соловецкий камень»), а меня это вводит в докрещенскую эпоху, когда поклонялись каменным изваяниям. Наше общество куда-то идет, что-то в нем формируется, но куда оно придет? Надо же к Пасхе идти, к Воскресению, выстраивать как-то туда дорогу, а не вертеться все время в этой карусели пороков, грехов, жестокости, ненависти, вражды. Получается бег по кругу, а надо выстраиваться к храму, к Воскресению.

Александр Крупинин: Если бы мы, отец Владимир, все эти события, которые были у нас в стране в ХХ веке, отрефлексировали, поняли, пережили, сделали выводы, тогда бы и пошли вперед к светлой Пасхе. А эти события не отрефлексированы, к сожалению. Люди не хотят об этом думать, не хотят признавать свою вину и свои ошибки, им это неинтересно и не нужно. И они начинают повторять опять те же самые ошибки. Сейчас в Москве арестовали библиотекаря. Арестовали за книги.

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, это возмутительно.

Александр Крупинин:  Для человека, который отрефлексировал эти все страшные события, один факт, что арестовали библиотекаря за книги – это уже всё. Мы опять возвращаемся всем обществом туда же. Наше радио по сравнению с официальными СМИ – это что-то такое очень маленькое, но мы должны все равно говорить, каждый из нас, если мы хотим добра своей стране.

Протоиерей Владимир Сорокин: Очень много сейчас этого всего выворачивается наизнанку. Но в Православной Церкви очень мудро – исповедь тайная. Все пороки вы идете и исповедуете своему духовнику, но не выносите их на публичное всеуслышание, потому что это может быть соблазн для других. Может быть, в ХХ веке уничтожили тех людей, которые могли вовремя дать ориентиры, и Церковь Христова причислила к лику святых многих, но у нас эти страдания не приобретают характер поклонения. Мы поклоняемся воскресшему Христу, мы страсти Христовы переживаем, но все-таки мы призваны жить в свете Воскресения Христова. А чем дальше, тем больше этот день приобретает какой-то такой оттенок… Репрессированных нужно поминать в храмах. Может быть, наша Церковь дозреет до того, чтобы в этот день во всех храмах устроить чтение имен репрессированных поименно. Это может иметь смысл, так же как сегодня молились во всех храмах о погибших в авиакатастрофе, так нужно и в этот день, 30 октября, во всех храмах. И придут люди, которые действительно будут молиться о них. Тут смысл есть

 

Подготовила Надежда Лукьянова/»Вода живая»