На сегодняшний день по поводу ЭКО имеется одно единственное соборно утверждённое (то есть имеющее обязывающий характер для членов Церкви) церковное суждение:

«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются <…> все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4).

Тут всё просто: если при ЭКО предполагается, что часть детей в зародыше может быть или даже непременно будет намеренно «уничтожена», то есть речь идёт об аборте, убийстве, то такое ЭКО инициировать нельзя.

В 2000 году, когда была утверждена эта позиция, фактически все без исключения процедуры ЭКО предполагали, для повышения шансов на успех, «заготовление» и уничтожение «избыточных» эмбрионов. Поэтому процитированное утверждение из Основ социальной концепции де факто воспринималось как полный запрет на ЭКО, хотя сказано было всё же о другом.

Время шло и развитие науки сделало возможным проведение ЭКО с высокой вероятностью успеха без, при этом, получения «избыточных» эмбрионов.

Предлагаемый документ указывает на то, что при ряде условий, исключающих на всех этапах ЭКО намеренное убийство детей в зародыше, такая процедура допустима.

В ходе подготовки документа стало ясно, что некоторые представители духовенства и мирян считают ЭКО в принципе недопустимым независимо от упомянутых выше обстоятельств. Утверждается, что ЭКО без заготовления «избыточных» эмбрионов на самом деле не практикуется. Главный же аргумент, что такая форма зарождения жизни не является естественной, что она происходит вне естественного хода брачного союза.

Подчеркну, что в любом случае речь не идёт о суррогатном материнстве, которое Церковь считает принципиально недопустимым по ряду причин (об этой теме я многократно писал ранее, см. ссылки тут).

Речь идёт именно об ЭКО, в котором участвуют только супруги — реальные, «биологические» отец и мать будущего ребёнка. Православные супруги, которым не под силу (их можно понять) ни понести бремя бездетности, ни посвятить себя воспитанию только приёмных детей. Именно ради таких православных супругов предлагается подчеркнуть яснее описать при соблюдении каких условий ЭКО допустимо.

Документ с пояснительной запиской, в которой излагается упомянутая выше альтернативная точка зрения, разослан в епархии на отзыв и опубликован для открытых комментариев. Через некоторое время будет подведён итог.

По букве Основ социальной концепции (ОСК), принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, допускалось и допускается ЭКО, при категорическом условии исключения образования в ходе процедуры «лишних» эмбрионов и последующего их уничтожения (то есть аборта, убийства зарожденных детей).

Однако в силу обстоятельств, описанных в предыдущем посте, буква ОСК была воспринята как полный запрет на ЭКО, что и транслировалось прихожанам едва ли не большинством священников.

По этой причине, а также с учётом прогресса медицинских технологий, сейчас к обсуждению в церковном сообществе предлагается проект документа, в котором прямым текстом описываются условия, при которых ЭКО рассматривается в качестве процедуры приемлемой с точки зрения церковного сознания.

При этом имеются и принципиальные противники процедуры ЭКО, вне зависимости от каких-либо условий. Мотивация противников описана, опять же, в предыдущем посте.

Всё изложенное никак не относится к церковной позиции относительно суррогатного материнства, которое в любом случае рассматривается Церковью как неприемлемая практика.

Епископ Савва (Тутунов)