Понятие несения креста и самоотречения чуждо данному менталитету и зачастую непонятно даже христианам. И кто-то скажет: «если начать с разговора о Кресте и его несении, то никто в Китае не обратится в Православие. Потому лучше пусть сначала думают о престиже, а потом привыкнут — тогда и о кресте поговорим». А вот и нет.

Св. Митрофан на съезде японского духовенства. Токио, 1882 г.

Священномученик Митрофан Цзи не считал себя достойным священнического сана. Знал ли он, что это не «престиж», а крест? Так или иначе, он от рукоположения отказывался, не хотел. А Русской духовной миссии был нужен священник китаец. Как знать, может, его еще и обвиняли в малодушии и нежелании послужить Церкви? Этого мы не узнаем. Но он повиновался и принял свой крест. Это был его крест от Бога. Наверное уже то, что его рукополагал сам св. Николай Японский, говорит об этом. Аксиос. Тот, кто считал себя недостойным и малодушным, удостоился мученического венца.

В житии говорится: «В продолжение пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трёх лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю жизнь священник Митрофан не был любостяжательным и многие злоупотребляли этим.»

Вот так-то. Можно предположить, что он везде был чужим. Для русских в Миссии он все равно оставался китайцем, а для китайцев — вообще непонятно кем. Да еще и «неудачник», «глупец», «сумасшедший», которого легко оболванить и обвести вокруг пальца. Может, он сам не понимал, зачем все это, для чего он — священник. А Господь готовил его для такого высокого предназначения и венца, о каком никто не мог ни помыслить, ни догадаться…

Кто-то из их соотечественников скажет о китайских мучениках: «да просто у них не было выбора, в ту ночь убивали всех подряд, они просто не имели возможности спастись, иначе не стали бы сознательно идти на мучения»… Конечно, многие попали «под горячую руку», возможно, не успев пикнуть, что кстати нисколько не умаляет их мученичества. Наоборот, читая список имен и возраст мучеников, содрогаешься — большинство — дети. Вырезанные целые семьи от годовалых и двухлетних малышей, убитых на руках у матерей, до 80-летних отцов и матерей патриархальных семейств. И все же некоторых оставили в живых. После того как они отреклись от Христа. Значит, выбор все же был. Был он у св. Митрофана, который не ушел, а остался ждать убийц в доме вместе с теми из паствы, у кого не было сил и возможности бежать. И не так уж важно, были у него самого физические силы для побега или нет. Был выбор и у других, кого пытали, и возможно, если бы они отреклись, им была бы оставлена жизнь. Был выбор у 19-летней Марии, невесты старшего сына священномученика Митрофана, у которой был шанс убежать, но она осталась со словами «Я родилась около Церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру». Которая до конца пыталась спасти младшего сына своего свекра, Иоанна. Мальчика восьми лет, который сидел изуродованный и истекающий кровью, когда одни прохожие издевались над ним, а другие плакали, и был спокоен…

Они остались непоняты для подавляющего большинства своих соотечественников, как прошлых, так и нынешних. Слишком трудно людям в силу своего менталитета принять некоторые вещи. И большинство не примет никогда. Но тем выше подвиг тех, чья вера и любовь оказались сильнее «национальных особенностей», тем более неисповедимы пути Христовы и Его промысел. О народе, за который молятся на Небесах 222 святых мученика, и обо всех нас… Святые мученики Китайские, молите Бога о нас…