Он жил на подаяния, находясь в непрестанном посте и молитве. Гонцы, посланные его отцом на поиски пропавшего сына, быв в Эдессе, подали ему милостыню, но так и не узнали его. Лишь после его смерти пономарь той церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни этого человека, которую незадолго до того сам узнал из уст святого. Оказалось, что родом он из Рима, что, желая монашеского жития, оставил он родителей, сосватанную за него невесту (так и не встретившись с ней ни разу), оставил богатство и перспективу успешной светской карьеры и удалился от мира. Никто даже не знал его имени, называли его просто – «Божий человек». Так записано в самом древнем, сирийском, его житии.
Эта история, пересказанная сирийскими монахами, бежавшими в Константинополь и Рим от нашествия мусульман, вскоре обросла разными легендарными «подробностями».
Возможно, монахи принесли с собой не только жизнеописание, но и мощи святого, что отразилось в новом, уже европейском житии (он чудесно возвращается в Рим, живет не узнанный, под видом нищего странника в отеческом доме рядом с невестой, не пожелавшей больше выходить ни за кого замуж и т.д.).
«»Золотой легендой» называли эту историю, по ней слагали песни, баллады, ею вдохновлялись композиторы и иконописцы»
Здесь появляется и имя святого – Алексий, возможно также благодаря сирийским монахам, оказавшимся в Европе. В результате к Х веку уже сформировалось трогательное, полное драматизма, но в то же время – во многом легендарное, романическое житие Алексия, человека Божия, которое существует и до сих пор. «Золотой легендой» называли эту историю, по ней слагали песни, баллады, ею вдохновлялись композиторы и иконописцы.
Ну а мощи святого небольшими частицами разошлись по всему миру, творя чудеса исцелений и укрепляя людскую веру в заступничество великого святого. Что же так задевало наших предков в этой истории? Мысль о том, что служение Богу – бесконечно выше «простого человеческого счастья». Понятие о целомудрии и верности, которые, оказывается, можно пронести через всю жизнь, даже не видя друг друга. И конечно, идея христианского подвига, без которого не бывает спасения.
Теперь, по прошествии полутора тысяч лет, очень сложно разобраться, что реально, а что навеяно легендами в жизни этого человека. Первоначальное житие говорит о том, что он уехал, не разу не видевшись с девушкой, которую ему сватали, и больше не возвращался в родной дом в Риме, а скончался в Эдессе, за тысячу километров от дома.
Нет ничего в том житии и о дальнейшей судьбе невесты. Как было на самом деле, мы не знаем, одно только достоверно известно, что жил в Сирии на рубеже IV-V веков подвижник, побиравшийся на паперти, закутанный в лохмотья, родом – знатный римлянин, «Божий человек», и по его молитвам совершались и совершаются чудеса.