Пре­по­доб­ный Да­вид Га­реджий­ский при­шел по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри в Гру­зию из Си­рии в се­ре­дине VI ве­ка вме­сте с пре­по­доб­ным Иоан­ном Зе­даз­ний­ским в чис­ле его 12 уче­ни­ков.

В пер­вое вре­мя свя­тые от­цы по­се­ли­лись на го­ре Зе­да­зе­ни, неда­ле­ко от Мц­хе­ты. Через 3 го­да пре­по­доб­ный Иоанн разо­слал сво­их спо­движ­ни­ков в раз­ные кон­цы Гру­зии. Пре­по­доб­ный Да­вид со сво­им уче­ни­ком Лу­ки­а­ном по­се­лил­ся в окрест­но­стях Тби­ли­си на го­ре Мта-Цмин­да («Свя­тая Го­ра»).

На­до ска­зать, что са­ма Гру­зия бы­ла кре­ще­на бо­лее чем за 200 лет до это­го свя­той Ни­ной.

Но за всю ис­то­рию Гру­зии она ис­пы­ты­ва­ла силь­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны Пер­сии. Бы­ло мно­же­ство на­ше­ствий пер­сов, Гру­зия под­вер­га­лась опу­сто­ше­нию, по­жа­рам. Мно­гое вре­мя на­хо­ди­лась в осад­ной за­ви­си­мо­сти от са­мих пер­сов.

Ес­ли сна­ча­ла пер­сы пы­та­лись хри­сти­ан­ство вы­тра­вить ме­чом, то по­том ста­ли дей­ство­вать весь­ма хит­ро. Они ста­ли всю­ду на­саж­дать маз­де­изм, то, что в про­сто­на­ро­дье у нас на­зы­ва­ет­ся ог­не­по­клон­ством. И тем ре­мес­лен­ни­кам, куп­цам ко­то­рые при­ни­ма­ли маз­де­изм, пер­сы да­ва­ли мно­же­ство все­воз­мож­ных льгот.

До­шло до то­го, что ка­пи­ща ог­не­по­клон­ни­ков ста­ли рас­по­ла­гать­ся пря­мо око­ло вхо­дов в хри­сти­ан­ские хра­мы.

По­то­му при­ход от­цов-си­рий­цев в Гру­зию мож­но на­звать вто­рым кре­ще­ни­ем.

Каж­дый чет­верг пре­по­доб­ный спус­кал­ся в го­род и на­став­лял жи­те­лей в ос­но­вах хри­сти­ан­ской ве­ры. Мно­гие жи­те­ли ста­ли воз­вра­щать­ся в ло­но хри­сти­ан­ской Церк­ви. Есте­ствен­но, жре­цам-ог­не­по­клон­ни­кам это не нра­ви­лось, и жре­цы под­ку­пи­ли од­ну пад­шую де­ви­цу, чтобы она окле­ве­та­ла пре­по­доб­но­го, чтобы она на­зва­ла его ви­нов­ни­ком ее гре­ха.

Бу­дучи вы­зван жи­те­ля­ми на суд, пре­по­доб­ный по­до­шел к этой де­ви­це и, кос­нув­шись по­со­хом ее чре­ва, спро­сил: «Я ли твой отец?» Из утро­бы раз­дал­ся го­лос: «Нет», и был на­зван ис­тин­ный ви­нов­ник ее па­де­ния. И по­сле это­го на гла­зах удив­лен­но­го на­ро­да она ро­ди­ла ка­мень.

В па­мять о та­ком див­ном небес­ном за­ступ­ни­че­стве пре­по­доб­ный ис­про­сил у Гос­по­да на той го­ре це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му до сих пор при­бе­га­ют гру­зин­ки в сво­их жен­ских немо­щах.

По­сле это­го пре­по­доб­ный Да­вид вме­сте с Лу­ки­а­ном по­ки­ну­ли окрест­но­сти Тби­ли­си и уда­ли­лись на юго-во­сток в пу­стын­ную мест­ность Га­реджи. Здесь по­движ­ни­ки ис­ко­па­ли се­бе в го­ре ке­лии и по­се­ли­лись в них. Поз­же око­ло них ста­ли се­лить­ся и дру­гие пу­стын­но­жи­те­ли и об­ра­зо­ва­лась зна­ме­ни­тая Да­ви­до-Га­реджий­ская лав­ра.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Да­вид от­пра­вил­ся для по­кло­не­ния на Свя­тую Зем­лю. И вот, взой­дя на го­ру, с ко­то­рой уже от­кры­вал­ся вид на Свя­той Град, пре­по­доб­ный ска­зал сво­им спут­ни­кам, что он не до­сто­ин сво­и­ми но­га­ми топ­тать те ме­ста, где сту­па­ла но­га Спа­си­те­ля.

Он по­про­сил по­мо­лить­ся за него у Гро­ба Гос­под­ня, а сам с мо­лит­вой взял с зем­ли три кам­ня, по­ло­жил их в ко­том­ку и по­вер­нул об­рат­но. В это вре­мя иеру­са­лим­ско­му Пат­ри­ар­ху явил­ся Ан­гел, ко­то­рый ска­зал, что воз­люб­лен­ный Бо­жий Да­вид за­брал всю бла­го­дать Гро­ба Гос­под­ня, и ве­лел сна­ря­дить ско­ро­хо­да, ко­то­рый за­брал бы у Пре­по­доб­но­го два кам­ня.

Тре­тий же ка­мень пре­по­доб­ный при­нес в свою лав­ру, и он со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Сей­час он хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це но­во­го Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Тби­ли­си.

Преподобный Давид, моли Бога о нас!