Жизнь преподобной Марии Египетской, как она сама поведала о том старцу Зосиме, была полна таких постыдных поступков, от которых давно должна была разверзнуться земля, чтобы поглотить ее. Но Господь, желающий спасения каждого человека, ждал ее обращения к Нему, ждал, пока сердце преподобной будет способно откликнуться на Его призыв. И оно действительно отозвалось на этот спасительное обращение, пусть даже спустя семнадцать лет непрестанного блуда и развратного поведения.

Очень часто мы недоумеваем, как Бог попускает некоторым людям, известным своими безбожными и греховными поступками, продолжать безнаказанно жить и дальше творить свои злодеяния. Суды Божии, в отличие от судов человеческих, праведны, и руководствуются прежде всего не жаждой отмщения, а любовью к своему творению, безжалостно терзаемому многоразличными страстями. Христос взошел на Крест, чтобы взыскать все погибшее; Он распростер Свои руки на этом страшном орудии смерти для того, чтобы обнять ими каждого покаявшегося грешника, возжелавшего вернуться в свое Небесное Отечество.

На примере жизни преподобной Марии Египетской Церковь демонстрирует нам поразительную силу христианской веры, сумевшей покорить весь падший и погрязший во зле мир не посредством меча и насилия, а посредством Слова Божиего, таинственным образом преображающего личность всякого человека, отверзшего свое сердце для Евангельского учения.

Блудница, севшая на корабль с паломниками, плывущими в Иерусалим на праздник Крестовоздвижения, с целью совратить их и удовлетворить свою похоть, стала в последствии той, к которой можно безо всяких сомнений отнести слова апостола Павла: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11, 38).

Такие глубинные метаморфозы даются очень тяжело – только потом и кровью, так как любая страсть впивается в душу, уязвленного ею человека, наподобие клещей или пиявок, высасывающих из своей жертвы последние жизненные соки. Самое жуткое здесь то, что сама жертва этого не замечает и не чувствует, а даже наоборот, продолжает получать удовольствие от удовлетворения своих опустошающих душу желаний. Паутина греха все сильнее обвивает свою добычу, и так продолжается до тех пор, пока она не перестает сопротивляться и не становится легкой добычей.

Вырваться из тисков порока, постоянно требующего удовлетворения своих растущих аппетитов, без Божией помощи невозможно. Господь, по словам апостола Иоанна Богослова, неустанно стучит в двери нашего сердца, чтобы помочь нам сбросить с себя оковы греха. Надо только услышать этот стук и впустить Бога в свою жизнь. Для преподобной Марии Египетской таким стуком в ее сердце стал Иерусалимский храм, в котором находилось Животворящее Древо Креста Господня. Невидимая сила, не пускавшая Марию подойти и приложиться ко Кресту, заставила ее взглянуть на себя совсем другими глазами – глазами, освободившимися от завесы греха и порока.

То, что она увидела в себе, было настолько неприглядно и ужасно, что она решила оставить в прошлом блудные дела и провести оставшуюся жизнь в покаянии и оплакивании совершенных беззаконий. Это решение было настолько твердым, что преподобная Мария незамедлительно последовала голосу, повелевшему ей отправиться в заиорданскую пустыню, в которой она могла бы обрести блаженный покой. Эти удивительные перемены, произошедшие с Марией после ее горячей молитвы в храме у иконы Пресвятой Богородицы и у Животворящего Креста Господня, не уступают по своей силе перемене, произошедшей с Савлом, шедшем в Дамаск, чтобы преследовать учеников Христовых (Деян.9:1-9).

У каждого из нас в жизни есть свой Дамаск, своя личная встреча с Богом, приведшая нас к вере во Христа и в Его Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В каждом из нас, в той или иной степени, живет какая-либо страсть или грех, опустошающий не только наши сердца и души, но и сердца любящих нас людей. И опять-таки, каждый из нас призван перейти через свой Иордан, за которым нас ждет блаженный покой и вечная жизнь во Христе и со Христом.

Этот переход может занять не один год, а может и не одно десятилетие. Борьба со своими страстями тяжкий труд, требующий искреннего покаяния и не просто измождения плоти, но и перемены образа мышления. Душа, опустошенная грехом, подобна мертвой пустыне, не способной произвести ничего живого. Но это только до тех пор, пока благодать Божия, соприкоснувшись с ней, не оросит ее засохшую землю живой водой и не сделает благоухающим оазисом многочисленных добродетелей.

Преподобная Мария Египетская известна как скорая помощница в борьбе с блудной страстью, тлетворному воздействию которой подвержены и стар, и млад. И дело здесь даже не в возрасте или в физических возможностях, а в испорченном мышлении, находящем себе соответствующую подпитку в различных средствах информации, особенно в Интернете.

Свободные отношения и отсутствие какой-либо ответственности за свое разнузданное поведение, продиктованное похотью, вот идеал современного «продвинутого» человека.  Подобная терпимость к страстям, а в данном случае к блуду, является главной причиной увеличившегося количества измен, разводов, а также различного рода половых извращений. Именно поэтому так важно нам прибегать в своей личной молитве к помощи таких великих подвижников, как преподобная Мария Египетская.

Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва преподобной Марии Египетской

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым — исцеление, падшим — возстание, заблуждшым — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам — заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Канон Преподобного Андрея Критского чтимый на пятой седмице великого поста