В таких же современных городах и улицах подчас живут люди, которые на требование «показать праведника» могут ответить: так вот же, смотри! Еще достаточно недавно так могли сказать христиане города Санта-Крус, который находится в Калифорнии. И подвести вопрошающего к настоятелю православного греческого храма в честь святого Илии – священнику Иоанну Карастаматису.

Будущий миссионер, праведник и бессребренник, Иоанн Карастаматис родился в 1937 году в деревне на греческом острове Андрос, который известен в христианском мире как место многих чудотворений Самой Богоматери. С детства Иоанн любил службы, слушал, что рассказывают паломники о чудесах Божиих. Любимым чтением мальчика были жития святых, и уже в детские годы он мечтал служить Богу.

В возрасте 20 лет он уезжает в США, где вскоре создает семью с греческой девушкой, у них рождаются дети: сын Фотий и дочь Мария. Именно на этой земле он осознает необходимость начать служение Богу, принимает сан диакона, а затем и священника. Он начал служить в греческой общине на Аляске, где особо молился новопрославленному преподобному Герману. Затем последовало служение еще в двух городах, и вот, наконец, начинается его служение в городе Санта-Крус, городе Святого Креста Господня, где до того ни в самом городе, ни поблизости не было православного храма.

Количество верующих в городе было весьма мало, и приобрести здание под храм не представлялось возможным. Отец Иоанн начинает служить в расположенном неподалеку городке Аптос в церкви, принадлежащей женскому католическому монастырю. Службы у сестер заканчивались рано, и православным христианам было разрешено служить Литургию. Первые прихожане отца Иоанна совершенно отвыкли от церковных служб, что было очень заметно по их поведению. Своим примером, проповедями, горячей молитвой, участием в их жизни священник старался помочь людям найти Христа, обрести живые отношения с Богом. Для отца Иоанна было нестерпимо осознавать, что для кого-то из соотечественников посещение служб может быть просто исполнением традиции, формой без содержания. Однако, уделяя внимание соотечественникам, он вовсе не считал, что его проповедь должна служить только грекам. Напротив: он шел на улицы разговаривать с горожанами, он устраивал службы под открытым небом, и прохожие нередко останавливались, услышав молитвенное пение греческого священника. Очень много он сделал для просвещения местной молодежи. Кто угодно, независимо от национальности и вероисповедания, мог прийти к нему в дом за помощью. Среди просителей были бродяги, пьяницы, наркоманы, и к каждому отец Иоанн выходил в любое время, принимая гостя так, как принял бы Самого Спасителя. Супруга священника вспоминает, что часто стук в дверь раздавался глубоко за полночь, и она волновалась за детей, не зная, кто и в каком состоянии сейчас находится по ту сторону двери, однако батюшку ничто не могло напугать.

В городе появился храм в честь святого Илии, паства отца Иоанна всё прибывала. С некоторых пор священник начал получать угрозы по телефону, а однажды храм был разрисован сатанинской символикой, однако батюшка по-прежнему выходил среди ночи на помощь нищим, а днем проповедовал о Христе. От своего духовного отца игумена Дорофея из монастыря свт. Николая на Андросе он привез сухие лилии, поместил их у иконы Богоматери в храме – и на праздник Ея Успения лилии расцвели.

… Вечером 18 мая 1985 года дома оставались только священник. Матушка уехала в гости к дочери, как раз родившей первенца. Фотий задерживался, и отец Иоанн отправился в храм, чтобы приготовить все к утренней службе.

Что было дальше – все рассказывают по-разному. Люди, знавшие об угрозах, утверждают, что на батюшку спланированно напали сатанисты, притворявшиеся верующими людьми для осуществления своих планов. Кто-то предполагает, что двое людей, которые всегда были не в себе, окончательно сошли с ума, и это послужило причиной их деяния. Версия, озвученная в прессе, проста и страшна: предполагается, что батюшка, придя в храм, увидел, как супружеская пара прихожан, которым он доверял и часто навещал их, бесстыдно грабит собственную церковь.

Так или иначе, вернувшийся поздно вечером сын, обнаружив, что отца до сих пор нет дома, помчался в храм и увидел страшную картину. Пол храма оказался весь залит кровью. Голова отца Иоанна была пробита, тело истыкано ножом, лицо и руки изуродованы.

По итогам тщательного расследования полиция арестовала нападавшего мужчину; женщина — а ножевые удары, видимо, наносила именно она – отказалась сдаваться, открыла стрельбу и прежде, чем полиция ворвалась к ней, успела покончить с собой. Преступник пытался представить произошедшее тем вечером в храме как самооборону, наведя на священника грязную клевету, однако впоследствии признался в содеянном. Возможно, в убийстве был замешаны и другие люди, однако сведения до сих пор крайне противоречивы, как и сведения об убийстве другого страстотерпца нашего времени – Иосифа Муньоса-Кортеса.

Почитание отца Иоанна как святого началось сразу после его смерти. Ему написаны иконы, составлена служба, келейно читается акафист. По свидетельствам почитателей, отец Иоанн неоднократно являлся своим духовным чадам, а также всегда откликался на молитвы и помогал чудом обрести просимое. Особенно отзывчив он, как и при жизни, на просьбы молодых. Нам, грешным, переживания подростков подчас кажутся незначительными глупостями, а праведный священник Иоанн всегда был готов выслушать своих чад во Христе, утешить и дать совет – что он уже делает и с Небес после своей мученической кончины. «Его жизнь вдохновляла, светила нам и воодушевляла нас!» — напишет один из тех, кому он был добрым другом и наставником.

«Праведницы сияют яко светила», — поет святая Церковь в последовании панихиды. Незадолго до отшествия отца Иоанна в объятия Господни алтарник, помогая батюшке на Литургии, увидел, как лицо священника сияет. Священник просил никому об этом не говорить… Но, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»(Мф. 5:15): так и слава пламенного проповедника слова Божия не смогла быть скрытой.

Да светит огонь веры верного раба Божия священника Иоанна Карастаматиса и нам грешным – чтобы ясно видеть наш путь за Христом.