Как повествует предание, родители будущего святого жили в селе Мандеры, которое располагалось поблизости от Ладожского озера. Его мать, уже имея двух взрослых детей, живших самостоятельно, молилась о том, чтобы Господь послал ей еще одного, который стал бы утешением ей и мужу в старости. Мольба ее была услышана – у супругов в июне 1448 года родился сын. При крещении ему дали имя Амос в честь ветхозаветного пророка. С раннего возраста мальчик отличался от других детей. Как гласит жизнеописание преподобного, в детстве он чуждался веселых игр и шумных посиделок, был скромен и замкнут, носил ветхую одежду и был сдержан в еде.

Многим людям не дано знать своего предназначения на земле, но если с малых лет подчиниться воле Божьей, вскоре можно встать на тот путь, который начертан именно для тебя. Повзрослев, Амос не принял уговоров родителей о женитьбе и при первой возможности, когда через их село проходили монахи Валаамского монастыря, ушел вместе с ними. Сама природа русского Севера располагала людей к уединению. Скалистый, продуваемый всеми ветрами остров, на котором располагалась обитель, становился для добровольных отшельников приютом на долгие годы. Юный послушник поселился в одном из уединенных скитов, где прожил в трудах и молитвах семь лет.

В 1474 году Амос принял монашество с именем Александр. Именно в это время после долгих лет неведения родители узнали о его судьбе. Пример сына, который должен был стать утешением в старости, действительно сыграл огромную роль в их жизни. Мать и отец будущего святого также приняли иноческий постриг. Став монахом, Александр поселился на одном из островов Валаамского архипелага, устроив свою келью прямо в скале. Весть о подвижнике быстро разнеслась по окрестным селам. Паломники, приезжающие в обитель, наведывались и к уединившемуся монаху Александру. Удивительно, но когда молитвеннику было всего около 30 лет, люди обращались к нему за советом и помощью как к старцу.

Спустя почти 10 лет Александр, отягощенный славой среди людей в поисках покоя и уединения, покинул Валаам. Поселился он на берегу озера, впоследствии названного Святым. Еще будучи юношей, он останавливался на его берегах, когда шел из родной деревни в Валаамский монастырь. Здесь в тонком сне он услышал голос, что на этом месте будет возведена обитель. Но со времени первых дней пребывания на озере до воплощения пророчества в жизнь ему пришлось прожить около десяти лет, испытывая холод, голод и болезни. Будущий святой построил себе маленькую келью, ел грибы, ягоды, орехи. Особенно тяжело приходилось зимой, когда наступали жгучие холода, а запасы еды заканчивались. Однажды отшельник тяжело заболел и даже не мог встать с постели. Он лежал и молился Богу, уповая на Его волю. Вскоре к обессилевшему монаху явился ангел, положил руку ему на голову, и больной наутро проснулся совершенно здоровым.

Однажды некий дворянин Андрей Завалишин, охотясь в густых лесах, вышел к келье монаха. Сначала отшельник был раздосадован появлением незнакомого человека, но все же принял его. Разговорившись и поняв добрые намерения гостя, он рассказал ему о своей жизни. Именно этот рассказ послужил основой для жизнеописания святого. Андрей все чаще стал приезжать к монаху, ставшему ему духовным наставником, а вскоре и сам принял монашество.

Несмотря на то, что отшельник просил не открывать его места пребывания, весть о его праведной жизни дошла до других людей. К старцу вновь потянулись люди. Не смея противиться воле Божьей, он принимал все новых послушников.

Удивительная история связана со строительством на этом месте церкви во имя Святой Живоначальной Троицы.

«Александр Свирский – единственный русский святой, который удостоился явления Бога в трех Лицах»

Александр Свирский – единственный русский святой, который удостоился явления Бога в трех Лицах. Случилось это в 1508 году. Предание пересказывает нам это событие. Пустынь ночью ярко осветилась, и в келью старца вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку и повелел строить церковь: «Видишь ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с тобой Бога в Трех Лицах – поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого».

Построенная Троицкая церковь дала основание новой обители. Со временем братия приняла решение, что настоятелем должен быть их духовный наставник монах Александр. Видя его недовольство таким решением, по смирению, они обратились к правящему архиерею Серапиону, епископу Новгородскому. По его благословению старец был рукоположен в священный сан и назначен игуменом монастыря. Но с принятием высокой должности будущий святой не поменял своего скромного образа жизни. Он делал самую тяжелую работу, довольствовался старой поношенной одеждой, спал в своей келье на полу.

К концу жизни игумен решил воздвигнуть еще один храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда был заложен фундамент церкви, старец был благословлен еще одним чудесным явлением. В один из дней на камнях будущей церкви он и его келейник увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте. Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, открыв ему многих будущих праведников, которые прославят его обитель, а также то, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают игумену в его трудах.

Предвидя свою кончину, старец, опять же по своему смирению, просил братию после смерти связать его тело веревками и бросить в болото. Но монахи ослушались своего игумена и похоронили его у церкви обители во имя Преображения Господня. В апреле 1641 года были обретены нетленные останки святого. На многие годы мощи преподобного Александра Свирского стали предметом почитания и свидетельством необъяснимого чуда для верующих людей. После революционных событий 1917 года не только сама Церковь, но и предметы культа, в том числе и чудотворные иконы, и святые мощи, стали ненавистны новым властям как «пережитки прошлого».

Уже в октябре 1918 года в газетах появилось сообщение, что мощи Александра Свирского вскрыты. Было издано распоряжение отправить их для хранения в губернский музей. Но туда они так и не попали. Сначала руководитель отдельного батальона войск ВЧК, ехавший реквизировать останки, не выполнил приказа и оставил мощи в монастыре, а затем и специально созданная комиссия не довезла их до музея, оставив под замком в больничной часовне городка Лодейное поле.

Долгие годы людей уверяли, что мощи святого – всего лишь кучка истлевших костей, что их нетленность – это обман. И даже ходила не подтвержденная информация о том, что останки Александра Свирского сожжены, дабы не давать повода для поклонения «темным крестьянам». И только в наши дни история святыни стала известна. После многочисленных споров о ценности «экспоната» в 20-30-х годах прошлого столетия мощи попали в анатомический музей Военно-медицинской академии. Благодаря сотрудникам музея они пролежали нетронутыми несколько десятилетий. В 1998 году мощи преподобного были обретены вторично.

Это, пожалуй, единственные останки, сохранившиеся в таком состоянии. Сохранился кожный покров, мышцы не мумифицировались, не высохли, тело приобрело некую иную материю, аналога которой нет в земной природе. Известные антропологи, анатомы, хирурги, исследовавшие мощи преподобного Александра Свирского, пришли к выводу, что состояние их уникально и такая сохранность не поддается никаким объяснениям с точки зрения современной науки.

Но не нужны какие-либо пояснения этого чуда тем, кто верит, что всё созданное Господом в этом мире имеет свой смысл и значение. Преподобный Александр Свирский, всю свою жизнь умерщвлявший в душе гордыню, приобрел смирение, подобное ангельскому. За это и был удостоен уже здесь, на земле, общения с Богом и Пресвятой Богородицей, а после кончины – особого знака: нетленных мощей, стерших грань между бытием и небытием.