Статен, пригож собой, широкоплеч, высок и так удивительно юн – впереди дружины своей на верном боевом коне бесстрашно мчится навстречу врагу, обнажив меч. Его конь копытами едва касается земли, и красный княжеский плащ развивается, словно знамя, – таким его запомнили дружинники. Смело шел в бой, отражая вражеский натиск, и раскидал охрану предводителя шведских рыцарей ярла Биргера, и вызвал самого его на поединок, и копьем нанес ему рану, оставив шрам на лице врага, словно клеймо позорное. Доблестная победа в сражении на берегах реки Невы принесла князю имя, юный новгородский князь Александр Ярославович из рода Рюриковичей стал «Невским», и слава о нем вышла далеко за пределы земли Русской.

А накануне битвы…

В ту летнюю ночь, 15 июля (ст. стиль) 1240 года, 20-летний князь не сомкнул очей, с великим трепетом и огромной верой коленопреклоненно молился он Господу в соборе святой Софии. Горько было ему за свою землю, которую он любил, за народ, о котором он радел. Непростые времена достались ему для княжеского служения, впрочем, едва ли были времена простые у его славного Отечества. С востока земли грабили и уводили в плен невольников ордынские полчища, с запада наступали рыцари, служившие Ватикану и кощунственно носившие звание «крестоносцев», – у этих была цель сделать русских католиками, да и внутри государства тянулись непрерывные междоусобные войны. А ныне огромное количество шведских судов собралось в том месте, где Ижора впадает в Неву.

– Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою, – фразу дерзкую бросил, словно в лицо плюнул князю, опьяненный близкой победой родственник шведского короля Ярль Биргер.

По силам противник явно превосходил русское войско, и шведы были уверены в исходе сражения. Это ведомо было Александру. Боязно, чего скрывать, но и отступать нельзя, вся надежда лишь на помощь Божию. О чем молился – о даровании победы, а вспоминалось – детство. С детских лет Александр отличался набожностью, главное место в его жизни занимал Бог и службы церковные, вокруг этого и выстраивал он свою жизнь, предавая жизнь промыслу Божиему, и хранил Господь своего избранника с самой колыбели.

Данные о его рождении расходятся, одни утверждают, что родился он в 1219 году, иные говорят – 1220, третьи – 1221. Но все источники сходятся в том, что с трехлетнего возраста его обучали ратному делу, а в 14 лет он уже участвовал в сражениях с отцом на равных.

Окончив молитву, вышел князь к дружине и произнес свою знаменитую фразу:

«Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»

Воодушевилась дружина, глядя на своего уверенного предводителя, и была победа славная при явной помощи Божией и войска Небесного (а иначе как объяснить наличие трупов вражеских, что на противоположном берегу Ижоры в великом числе было обнаружено, ведь нога русского воина туда даже не ступала).

Из огня да в полымя. Искушение

Странный и загадочный народ новгородский, впрочем как и в целом русский: сильный правитель нам необходим для того, чтобы противостоять натиску внешнего врага, но руководство внутренними делами с позиции силы – не терпим, даже если оно на пользу. Вот тут стоит удивиться и восхититься поступком князя: смирив гордость, герой и победитель покорно покинул свободолюбивый Новгород. Еще удивительнее, что два года спустя в ответ на просьбы тех же новгородцев возглавить войско против атакующих их земли немецких рыцарей, не вспомнив обиды, дал князь согласие.

И была еще одна битва великая, которая добавила славы полководцу Александру и спасла Отечество и веру православную от засилья католических интервентов. Сражение, которое состоялось в апреле 1242 года на Чудском озере, в российскую историю вошло как Ледовое побоище. Были на счету благоверного князя и другие битвы славные, числом более двадцати, и не ведал он ни единого поражения.

И смирение тоже подвиг…

Разгромом немецких рыцарей он решительно отразил западный натиск. Но великому победителю предстояла главная битва его жизни – битва с самим собой. Он понимал, что должен окончательно смирить свой гордый нрав и пойти на мир с Золотой Ордой. Ради спасения и своего народа, и православной веры своей он отправился к грозному хану Батыю на поклон. Какие мысли и какие чувства испытывал защитник земли Русской – одному только Богу ведомо. Хан ордынский уже давно и не без интереса следил за победами молодого князя. Был хан тот корыстолюбив, но далеко не глуп: понимал, что Александр хоть и вынужден просить мира своей земле и ярлык на своё княжение, но скорее умрет, чем изменит вере православной, поэтому и особо не настаивал на традиционном ритуале поклонения языческим богам. Тут проявил свое дипломатическое искусство молодой князь, умело вел он переговоры, и восхищен был великий хан мужеством и умом Александра и утвердил его на престоле Владимирском, поручив ему всю Южную Русь и Киев. Таким образом, получила земля Русская передышку, которой и воспользовался мудрый правитель для её объединения и укрепления.

«Да, мы платим дань Орде, – говорил он,– но мы не изменяем Христу, мы не отдаём свою душу, она Божия. Лучше бедно жить, но хранить веру православную, нежели пойти к предателям Христа».

Такой путь выбрал великий князь: отказ от любых отношений с Западом и вынужденная покорность Орде.

О блаженной его кончине

Не раз еще для удержания мира приходилось совершать Александру дальние поездки в Орду, четвертая его поездка оказалась последней. На обратном пути непонятная хворь овладела князем, некоторые летописные источники утверждают, что он был подло отравлен медленнодействующим ядом (а может и быстродействующим, как знать). Так или иначе, а в Нижнем Новгороде он не смог сесть в седло. Слег отважный витязь, а ведь ему в то время не было еще и 45 лет. Предчувствуя исход свой, призвал великий князь к себе священнослужителей и принял схиму – это ни у кого не вызвало удивления: душа князя всегда стремилась к Богу, и последние свои часы он провел в молитве за бедное Отечество своё и вскоре скончался под святыми иконами с монашеским именем Алексей. Случилось это 27 ноября 1263 года. Его тело на санях 9 дней везли до вотчины его, до Владимира. И убитые горем люди, встречавшие на пути печальную процессию, с плачем цеплялись за повозку с телом своего защитника и по сугробам бежали за ней, сколько хватало сил. Так и вошли во Владимир: княжеская повозка, облепленная со всех сторон безутешно рыдающими людьми.

– Чадца мои милые! – обратился к народу митрополит Киприан, выходя навстречу траурному поезду, – разумейте, яко зашло солнце земли Русской!

– Уже погибаем! – восклицали убитые горем соотечественники.

О тех временах, когда великий русский князь стал великим русским святым

В Рождественском монастыре города Владимира покоилось его тело. Негласно почитать своего князя простой народ стал сразу после его смерти, уж очень любим он был при жизни. Да и случай чудесный, произошедший во время отпевания, всем хорошо запомнился: покойный князь сам длань протянул за разрешительной грамотой. Открыто же почитать его стали после чудесного обретения мощей правнуком князя, Дмитрием Донским, который и сверг татаро-монгольское иго. Произошло это накануне Куликовской битвы с мамаевым полчищем. Однако официально он был канонизирован лишь через 167 лет, в 1547 году при Иване Грозном.

В 1703 году царь Петр, основав новый город на реке Неве, специально для мощей святого князя велел выстроить Лавру, и мощи были перенесены туда с почестями и ныне находятся там.

Дни памяти святого Александра Невского

23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых

30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724)

23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

Иконография

Как же будут благодарные потомки изображать своего боголюбивого спасителя, принявшего схиму перед кончиной? Как и положено – в мантии и куколи.

Были и более ранние изображения – в виде миниатюр, но иконы стали писать только после причисления к лику святых – это вторая половина ХVI века. Сначала в княжеском облачении икон было написано мало, в этом образе Александра стали писать после распоряжения Великого Синода по указу Петра Первого.

Самая ранняя икона датирована серединой ХVI века, она доносит до нас смиренный образ святого, он изображен вместе с преподобными Иоанном и Авраамием: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат». Вглядываясь в просветленный лик, видим излучающие покой очи, темные с проседью волосы, седая клинышком бородка, а на свитке читаем надпись, словно послание из вечности: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Находится эта икона в музее-заповеднике Великого Новгорода.

Разглядывая иконы: образ благоверного князя Александра

О многом может поведать потомкам живопись, а икона тем более. Как бы ни переписывали историю политические деятели в своих интересах, через иконописный образ светится истина. Как хорошо, что не все уничтожены, сохранил Господь образ своего угодника для потомков.

Изображения можно условно разделить на два вида: одни отражают его духовную сторону, на других он представлен великим воином и защитником Отечества.

На первых – зрелый человек, много испытавший за свой короткий век, схимник, физически еще крепкий. Благородная осанка не скрывает происхождения, но земные страсти более не борют его, внутренний взор уже обращен к Небу. Он часть воинства небесного и несет молитвенный подвиг за земное Отечество. На многих иконах он прижимает десницу к сердцу в знак того, что оно наполнено любовью и принадлежит Творцу, шуйца часто сжимает свиток. Никакого оружия – теперь его главное оружие – молитва. Облачен в схиму, расшитую крестами.

Другие иконы рассказывают нам о его земном подвиге, на них он представлен доблестным воином, победителем. Внешность богатырская, густые вьющиеся волосы, черты лица изящные, волевой подбородок обрамлен красивой славянской бородкой. Княжеские одежды украшают его сильное тело, взгляд решительный, но не горделиво смотрит, а задумчиво, в размышлениях о судьбах своей великой Родины. В левой руке его меч, в правой – либо знамя с изображением «Спаса Нерукотворного», либо крест как знак того, что он готов умереть с мечом в руке за Господа Иисуса Христа, за други своя и Отечество. Со щитом его как воина изображают редко, видимо оттого, что не ждал и не боялся нападения, а сам шел в атаку со знаменем. А вот в кольчуге и в латах изображений довольно много.

Долго и с особым интересом можно рассматривать житийные иконы – это словно экскурсия в век ХIII.

На одной из них, написанной в ХIХ веке, над сценами невской битвы возвышается фигура князя уже в схиме – она является центром композиции. Взгляд князя устремлен к восседающему на облаках в левой части иконы Иисусу Христу. Господь держит в руках Евангелие, персты благословляют князя. А на водах корабли, словно игрушечные, и разворачивается нешуточная баталия, и русичи уже устремились в атаку, а Ангел парит над всеми с венцом в руках, а венец сей предназначен павшим воинам… Дух захватывает от величия…

Список наиболее почитаемых икон:

  • Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский. Новгород, середина XVI в. НГОМЗ.
  • Шитый покров на мощи св. Александра Невского. Середина XVII в.
  • Святой Благоверный князь Александр Невский, Чудотворец. Икона конца XVI в. из Троицкого собора Ипатьевского монастыря. КГОИАМЗ «Ипатьевский монастырь». Кострома.
  • Святой Благоверный князь Александр Невский. Икона из Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
  • Св. Александр Невский с житием. Икона начала XVII в. Храм Покрова на рву (Василия Блаженного). Москва.
  • Св. Александр Невский. Икона XVII в. из Успенской церкви на Апухтинке. Москва, ГТГ.
  • Александр Невский. Икона XVIII в. из дворца Монплезир в Петергофе. ГРМ.
  • Св. Александр Невский со сценами Невской битвы. Первая половина XIX в. ГМИР.
  • Св. Александр Невский в житии. Икона XIX в. Частное собрание.
  • Св. Александр Невский в схиме. Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова). Икона-таблетка. Сергиев Посад. 1960-1980. Пособие для иконописного кружка МДА.
  • Св. Александр Невский в княжеских одеждах. Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова). Икона-таблетка. Сергиев Посад. 1960-1980. Пособие для иконописного кружка МДА.

О чем молятся

  • издревле просили о помощи в сражениях;
  • молились дарование мира;
  • о сохранении свободы;
  • о вере;
  • о всех воинах;
  • о воспитании детей в послушании и в любви к Родине.

Заключение

Устоит ли Святая Русь? Справиться с врагом своим западным? Сохранит ли веру свою православную? И сегодня вопросы стоят остро, как и 8 столетий назад. Устоит! Сохранит! – хочется выкрикнуть, – ведь у земли Русской такой молитвенник у Престола Божия. Да вот только… Врагов-то внешних, покушающихся на нашу независимость, мы всегда отражали и отразим, но самый главный наш враг – это мы сами, со своими внутренними конфликтами да переделами политическими. Неужто не справимся сами с собой?