Великий князь московский Василий III Иванович, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, родился в конце XV века. А в 1505 году взошел на престол. Ну а какой же царь без царицы?

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию (а на выбор юному Василию было представлено целых полторы тысячи кандидаток) на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода.

Соломония была дочерью боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Девочка рано лишилась матери и воспитывалась в православии теткой по отцу. Тем не менее, добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Соломония, естественно, была огорчена таким положением вещей, а вот московский князь неистовствовал!

Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий III запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Решение было принято царем: развод! Ни страстные протесты митрополита Варлаама, за которые он в итоге лишился сана, ни мольбы преподобного Максима Грека не изменили решения царя. Ему нужен был наследник!

Бытовало и мнение о том, что «чары» Елены Глинской поспособствовали тому, что Василий III быстро развелся и женился на ней, не прождав и положенного года. Митрополит Варлаам был лишен сана, на его место был назначен новый митрополит Даниил, который одобрил решения царя. Его поддержали бояре.

В конце 1525 года развод был объявлен, и Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь.

Одни утверждают, что это была исключительно воля царя, другие говорят о собственном выборе Соломонии. Летописи не сохранили для нас правды. Но так или иначе, вчерашняя царица стала инокиней.

Скорбела ли она? Естественно. Но нашла успокоение в трудах и молитве. Выросшая в небогатой семье и привыкшая к труду, она собственноручно вырыла колодец для обители, когда в ней не хватало воды. А когда отошла ко Господу святая преподобная Ефросиния, Соломония (уже инокиня София) сшила на ее могилу покров.

«Долгожданные и желанные дети не стали утехой и отрадой своему отцу»

У Василия III и Елены Глинской родилось два сына: Иван (будущий Иван Грозный, жестокий, безумный правитель) и Юрий, страдавший дегенеративным слабоумием. Так что такие долгожданные и желанные дети не стали утехой и отрадой своему отцу.

Но брак был недолговечен. Через 8 лет Василий III скончался. Правда, перед этим он принял постриг под именем Варлаама. Совпадение? Ведь именно митрополита с таким именем он лишил сана. Бог лишь ведает истину…

Но время движется дальше. И после смерти Василия III власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской.

Через пять лет и Елена Глинская отошла ко Господу, и инокиня вернулась в Суздаль, в свою обитель, где и доживала последние годы своей земной жизни.

Похоронена была преподобная в стенах Покровского монастыря. И вскоре на ее могиле стали происходить чудеса исцеления от недугов слепоты, глухоты и паралича.

Церковь признала почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом официальной канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее, уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую, и молящиеся потянулись к её могиле.

По благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Примечательно, что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда 14 августа 1995 года мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели и осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке.

Святая и сегодня помогает молящим ее в исцелении недугов, и по ее заступничеству бесплодные пары обретают детей.

Моли Бога о нас, святая преподобная София Суздальская!